Люди мира, на минуту встаньте...
НА МИНУТУ ВСТАНЬТЕ…»
1. Минута памяти
И грозные строки взывают с гранита:
Никто не забыт и ничто не забыто.
О. Берггольц
Время неумолимо стремится вперёд. С каждым днём становится всё меньше ветеранов Великой отечественной войны, детей войны и просто людей, переживших то страшное время. Но память жива. И пока жива память, живы и люди. Включая тех, кто уже никогда не придёт: «Если вы нас помните, мы – живые».
Поэзия есть, на наш взгляд, воплощённая в строчках философия, и поэт всегда немного философ. Участник войны и всемирно известный поэт Б.Ш. Окуджава писал и пел: «Мгновенно слово. Короток век. / Где ж умещается человек? / Где, когда, и в какой глуши / Распускаются розы его души?»
Наша человеческая жизнь, с точки зрения вечности только одно мгновении. Кстати, в культовом фильме «Семнадцать мгновений весны», посвящённом подвигу советского разведчика Максима Исаева (знаковая роль замечательного актёра В. Тихонова), звучит песня на стихи Р.И. Рождественского «Мгновения». Хотя в тексте только одно образное сравнение о войне. «Из крохотных мгновений / соткан дождь. / Течёт с небес / печаль обыкновенная… / И ты порой / почти полжизни ждёшь, / когда оно придёт – / твоё мгновение. / Придёт оно – / большое, как глоток, / глоток воды во время зноя летнего… / А, в общем, надо просто помнить долг. / От первого мгновенья / до последнего».
В песне М. Фрадкина мысль о том, что жизнь это долг выражена несколько по-другому.
Обещает быть весна долгой,
Ждёт отборного зерна пашня,
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Всё зовёт меня его голос,
Всё звучит во мне его песня.
Летопись войны можно представить в виде стихов и песен, хотя понятия война и поэзия, конечно, не так хорошо сочетаются, но всё же А.Т. Твардовский был глубоко прав, когда выкрикнул: «Кто сказал, что надо бросить / Песни на войне? / После боя сердце просит / Музыки вдвойне!»
Стихи, говорил поэт и участник Великой Отечественной войны А.П. Межиров, ничем не должны прерываться:
Какая музыка была,
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
О войне написаны тысячи книг, десятки тысяч статей, стихов, сняты сотни фильмов. Из всего написанного люблю я только то, что пишется собственной кровью, замечал филолог-философ. Известные книги, например, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Берег», «Горячий снег», «В списках не значился» Ю. Бондарева, «Русский характер» А. Толстого, «Судьба человека» М. Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Победа», «Два капитана» В. Каверина, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского и многие, многие другие, стихи М.В. Исаковского, А.А. Суркова, сотни стихов и песен других поэтов, поистине, писаны «собственной кровью».
Будучи школьниками, мы больше всего любили слушать рассказы о войне, любили фильмы «про войну». Школьные годы, как известно, годы чудесные, с дружбою с песнею, то что они быстро летят и их не воротишь назад, понимаешь не прежде, чем уйдут далеко в прошлое и детство и юность. Но, наверное, навсегда запомнятся песни, которые мы тогда пели.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Поэтически-образно, глубоко правдиво, исторически верно. Испытания суровые, но в то же время это была и проверка на прочность. И кто не погиб, тот победил. В стихотворении Н.К. Симонова «Родина», написанном летом или осенью 1941 года, простые и в то же время всем понятные слова о «клочке земли, припавшем к трём берёзам», которые «при жизни никому нельзя отдать».
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Болью в душе отдавались слова поэта за поруганную врагом родную землю. Дорогой ценой досталась всем нам эта Победа. Слишком дорогой ценой, чтобы было позволено забвение. Обидно замечать, что человеческая память слабеет с годами. А ведь поэт Р.И. Рождественский, не зная всех нас, обращался именно ко всем нам, когда писал: «О тех, кто уже никогда не придёт, пожалуйста, помните…»
Вспомним всех поимённо,
Именем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым.
Спустя десятилетия, пронзительные строчки стихотворения К. Симонова «Жди меня» оживают в памяти, и вновь заставляют задуматься всё о том же, то есть, о войне и мире, о жизни и смерти, о любви и ненависти. Рассказывали, что стихотворение К.Симонова «Жди меня» бойцы переписывали, хранили на груди и читали, как молитву.
Стихотворение, прошедшее через сердце поэта В. Сергеева и положенное на музыку композитором О. Фельцманом, сегодня как маленькая поэма о большой войне.
Была война, но мы пришли живыми,
Чтоб новой жизни сеять семена.
Во имя павших и живых во имя,
Фронтовики, наденьте ордена!
Война отняла миллионы и миллионы человеческих жизней у нашей, когда-то единой страны. По некоторым данным, из-за людских потерь в Великой Отечественной войне не родилось около 300 миллионов человек. Война также нанесла ничем невосполнимый ущерб народному хозяйству. Каких бы фантастических высот могло достигнуть культурное, общественное и экономическое развитие страны, не будь той войны.
Согласно статистике, из ста человек, родившихся в 1921-1923 гг. с войны вернулись только трое. До конца дней своих, фронтовики ночами, во сне, ходили в атаку… выкрикивали слова команд, оставшиеся навсегда в их памяти. Одним словом фронтовик или, как он сам себя называл «хронтовик» понятным для всех языком объяснял, что такое война: «Это ужасть».
Было всеобщее горе, стоял стон и плач по всей огромной стране. Независимо от того, кто ты – русский, казах, татарин или бурят. Там, на войне гибли от пуль, бомб и осколков снарядов, а здесь, в тылу, погибали от голода, холода и болезней. Это были наши матери и отцы, дедушки и бабушки, дяди и тёти. Мы – дети послевоенного времени, и не были на войне, но это о нашем поколении хорошо сказал поэт Н. Дмитриев:
В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, но всё же,
В какой-то мере, все мы тоже,
Вернувшиеся с той войны.
Непрерывным трудом матерей, обильно поливавших слезами и потом колхозные поля, держалась советская страна. Победа ковалась в тылу, поэтому недаром сказано: из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд. Поэт А. Т. Твардовский глубоко верно сказал о простых и великих женщинах, о наших рано повзрослевших матерях и рано состарившихся бабушках:
Ты шла, затаив своё горе
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря
Кормила ты хлебом своим.
2. Память и нравы
Я вечности не приемлю!
Зачем меня погребли?
Я так не хотела в землю
С любимой моей земли!..
М. Цветаева
Рассказывали, что однажды на фронте был такой случай. Командиру подразделения пуля попала в сердце. Он позвонил на КП и сказал: «Разрешите доложить: я выбыл из строя. Я убит».
Знаменитое стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», посвящено всем, кто погиб в Ржевской битве, которая, как только недавно стало известно, была самой кровопролитной в истории человечества, тогда погибли 1 000000 350 тысяч человек.
И у мёртвых, безгласных Я убит подо Ржевом,
Есть отрада одна: Тот ещё под Москвой.
Мы за Родину пали, Где-то воины, где вы,
Но она – спасена. Кто остался живой?
Наши очи померкли, В городах миллионных,
Пламень сердца погас, В сёлах, дома, в семье?
На земле, на поверке В боевых гарнизонах
Выкликают не нас. На не нашей земле.
Нам свои боевые Ах, своя ли, чужая,
Не носить ордена. Вся в цветах иль в снегу…
Вам всё это – живые. Я вам жить завещаю, –
Нам – отрада одна. Что я больше могу?
Что недаром боролись Завещаю в той жизни
Мы за родину-мать. Вам счастливыми быть
Пусть не слышен наш голос – И родимой Отчизне
Вы должны его знать. С честью дальше служить.
Поэзия, на наш взгляд, всегда обладала большой притягательной и воспитательной силой, и нам необходимо помнить завещанное – чтобы оставаться людьми.
После распада Союза Советских Социалистических республик, великой страны, из которой мы родом и в которой большинство из нас выросли, вдруг кто-то произнёс страшные слова: «эта страна».
Или другой пример. Едет в автобусе ветеран войны. Его грудь украшает орден Отечественной войны, медали, свидетельства его личного подвига. Возможно, не совсем трезвый молодой человек (да и вполне ли человек, вообще говоря?) обращается к фронтовику, приблизительно так: «Ну вот скажи, дед, за что ты воевал, в натуре?.. зря всё было-то, да если б ты не воевал, мы жили бы сейчас, как в Германии…»
Сначала падают нравы, а затем рушатся колонны империй, замечал некогда древнеримский поэт Вергилий. Так и есть. И в приведённом случае налицо «падение нравов». Во-первых, налицо неуважение к старшему, да ещё и фронтовику; во-вторых, каково ветерану слышать «зря всё», ведь это всё равно, что услышать: «зря ты жил»; и, в-третьих, жил бы сегодня тот невоспитанный молодой человек еще неизвестно, не соверши вся страна и каждый ветеран в частности, своего великого подвига.
«Вставай, страна огромная…», – до сих пор до глубины души потрясает песня-призыв на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война».
А разве можно забыть «Песню о Родине»?
Наши нивы взглядом не обшаришь,
Не упомнишь наших городов,
Наше слово гордое – товарищ –
Нам дороже всех красивых слов.
В начале же лихих девяностых замечательный детский писатель Б. Заходер, видя, как рушится всё то, что создавалось в течение десятилетий потом и кровью миллионов, вдруг проницательно заметил: «Вот беда-то, вот беда,/ Все полезли в господа, / И при этом ни один / Сам себе не господин».
Память о Войне сохранится в веках, однако, время неумолимо, оно бесстрастно вырывает из наших рядов немногих из воевавших и оставшихся в живых, ведь даже «детям войны» сегодня 80 и более лет.
Не было, и не могло быть, во всей многомиллионной советской стране с гордым названием Союз Советских Социалистических Республик семьи, которую не опалила бы своим горем война. И счастливы были те, кому повезло вернуться с той войны живыми, ибо возвращение то было самым настоящим чудом. А равно счастливы были и те, кого ждали с войны, и те, кто дождался.
И если уже история, которая, вообще говоря, есть история войн, ничему не научает, то комментарии, конечно, излишни.
Одно надо знать твёрдо – если дана человеку жизнь, то, наверное, она стоит того, чтобы быть прожитой. Чтобы человек всегда оставался человеком – несмотря ни на что. И что жизнь прекрасна! И величайший долг человека – ЖИТЬ. И радоваться. И помнить прошлое, без которого, как известно, не было бы ни настоящего и не могло бы быть будущего. И помнить о тех, кто уже никогда не придёт, ведь именно память делает человека человеком.
Культурологические исследования в Сибири. – Омск: Издат. дом «Наука», 2011. – № 3 (34). – 158 с. с. 127-130.
Свидетельство о публикации №223052400408