Этноним хурриты в монг. яз

Этноним "ХУРРИТЫ" в монг. яз.

Тему хурритов следует начать прежде всего с того, что урарты и хурриты имели схожую речь, но одним народом не являлись. Хурриты (ХУРРИ) никогда не признавали урартов за своих сородичей. Земли УРУАТРИ (НАИРИ) были захвачены хурритско-арийской империей Митанни и урарты выплачивали им дань. Ни в одном из титульных обозначений хурритов нет упоминания о родстве их с народом урартов. В этой связи нам непонятны попытки то армянских, то некоторых чеченских историков "перемахнуть" через урартов и оказаться одновременно и в "хурритах". Это разные этнические группы с отличавшимся друг от друга самосознанием, а вовсе не одно и то же. Одновременное пребывание и в "урартах" и в "хурритах"- противоречит этническому самосознанию самих хурритов. К хурритам могут быть соотнесены не урарты, а горные племена субари (субареи), а также хурритизированный арийский элемент (индо-арии, иранцы), оказавшийся в составе Митанни. Носители индо-арийских антропонимов митаннийского типа зафиксированы в том числе в источниках, связанных с древним Ханааном/Палестиной.Библейское обозначение ханаанских хурритов - ХОРИ, ХОРЕИМ.

Согласно Старостину С.А., хурро-урартские языки (языки, а не народы!) родственны северо-восточно-кавказским и составляли отдельную группу в составе этих языков. Таким образом,хурро-урарты определены им не как "вайнахи","лезгины" и пр., а отдельная субгруппа, родственная нахско-дагестанским языкам, а не отдельно чеченцам или лезгинам. Старостиным С.А. также был предложен термин "алародии" для обозначения обобщённых носителей нахско-дагестанских языков вместе с урартами, хурритами и гутиями. При этом, Старостин С.А. не был оригинален, этот термин использовался с той же смысловой нагрузкой задолго до него. Нам ненравится термин "алародии" так как в данном случает речь идёт о малоприметном племени вблизи от Чёрного моря с предположительно урартским происхождением. Ни хурриты, ни субареи, ни гутии никогда не считали себя урартами, чтобы быть записанными в их ряды. Почему, например, хурриты должны быть по прихоти Старостина С.А. опущены до уровня своих данников? Чем вообще эти "алародии" более примечательны чем хурриты, чей этноним фигурирует как в фараонских хрониках, так и в Библии? Мы расцениваем предложение (далеко не оригинальное) Старостина С.А.- явным принижением хурритов и их роли в истории.

Согласно Старостину С.А. этноним "хурриты" этимологизируется как XУРВЭ, ХУРРИ "утро, Восток, земля хурритов".Им же приведены соответствующие нахско-дагестанские формы, в том числе ав. ROH-EL "рассвет, утро" (< HOR/HUR).

В языковом плане митаннийские арии принадлежали к дардам и, предположительно, мигрировали на территорию Митанни из Хорасана. В совр. иранских языках (напр. персидском) ХАВАР "восток".

Халха-монг. ХАВАР "весна", ХАВАРЖАА "весеннее стойбище", тавтай хаваржих "благополучно провести весну".

Мы не знаем кто от кого заимствовал, но в халха-монг. этот термин ХУРРИ/ХУРВЭ реально представлен


Рецензии