Перелетные птицы

Песня «Летят перелётные птицы» была написана в 1948 году, и вскоре зазвучала над всей страной и стала одной из любимых народных песен.
В это время в стране разворачивалась кампания против так называемого низкопоклонства перед западом. Иностранное стало отвергаться как чуждое и вредное. Ему противопоставлялось отечественное. По свидетельству Константина Симонова, инициатором кампании был Сталин, указавший на важность темы советского патриотизма, чувство которого якобы недостаточно «воспитано» у среднего советского интеллигента, которому свой¬ственно «неоправданное преклонение перед заграничной культурой».
Есть еще мнение, что поводом к написанию стихов послужило провозглашение независимости государства Израиль 14 мая 1948 года. Советский Союз, исходя своих интересов на Ближнем Востоке, поддержал создание нового еврейского государства, не беря в учет грядущую волну эмиграции из СССР в Израиль.
А уже в 70-е, во время третьей волны эмиграции, завсегдатаи очередей в ОВИРе шутили над плакатом в аэропорту Шереметьево "Отечество славлю, которое есть, но трижды которое будет"...
Кроме этого, за рубежом осталось много бывших советских граждан интернированных фашистской Германией из СССР во время второй мировой войны.  По официальным данным их количество составило свыше полумиллиона человек. 
.  Руководство страны заявляло, что СССР -  самая свободная, самая демократичная страна, с самым справедливым и гуманным строем, где человек проходит как хозяин. А на деле многие из тех, кого вывезли во время войны насильно, не возвращались. А живущие в ней старались уехать.  А кто этого не мог, старались подражать западу. Это подрывало репутацию СССР. Ответом на это и стала песня, которую создали Михаил Васильевич Исаковский и Матвей Исаакович Блантер. И не даром выбран ритм марша.
Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна!
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.
Немало я стран перевидел,
Шагая с винтовкой в руке.
И не было горше печали,
Чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал
С друзьями в далеком краю.
И не было большего долга,
Чем выполнить волю твою.
Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова,
Я снова все это пройду.
Желанья свои и надежды
Связал я навеки с тобой -
С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.
 

 Казалось бы, давнишняя история. Но, если присмотреться к строкам текста в свете происходящих, событий создается впечатление, что история повторяется. Опять «немало я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке». Словно иным путем: туристом, по обмену опытом, в командировках – невозможно другие страны перевидеть. Опять нет «большего долга, чем выполнить волю твою». Словно содержание долга перед страной   в том, чтобы шагать с винтовкой в руке. Опять самый большой долг человека — это долг перед державой.  Разве держава — это не народ? Разве для державы, то есть народа, не естественно, чтобы народ в ней жил спокойно, сытно, мирно растил детей? Разве для державы не естественно, чтобы ее граждане не вырастали в атмосфере вражды, ненависти, зависти и склоки по отношению ко всем ее соседям?  Каким образом человек может узнать волю страны, узнать, чего хочет «родная моя сторона»?  Песня вполне четко отвечает на это – «пускай утопал я в болотах, пускай замерзал я на льду, но если ты скажешь мне снова, я снова все это пройду. Желанья свои и надежды связал я навеки с тобой». Из этих строк видно, что желанья и надежды гражданина, связанные со страной – это замерзать на льду и утопать в болотах. Такие повеления сообщает гражданину держава.

Говорят, что голос народа - голос бога. А что сейчас говорит народ? тот самый. Глубинный. А народ российский говорит, что есть российский бог, самый божественный из богов, что есть российские скрепы, самые крепкие из скреп, что есть российская душа, самая сокровенная из всех сокровенных, что есть российские богатства, самые сокрытые из сокрытых, и тем, кто на это посягнет, мы зубы переломаем.  И если для этого нужно многое пройти, готовы «снова все это пройти».  Российские СМИ утверждают, что таков глас народа, таковы его мысли. «Выполнить волю с винтовкой в руке». Словно вернулись на семьдесят пять лет назад. И ничего за эти семьдесят пять лет не произошло. Никаких сдвигов ни в мире, ни в мыслях. 

И все же такое впечатление, что часть населения потеряв слух, не слышит воли страны, потеряв способность ориентироваться, идет не в военкоматы, а в обратную сторону.  Россию захлестнула волна отъездов.


Рецензии
Поехали по призыву Юрия Гагарина.
Это он сказал: "Поехали и взмахнул рукой"!!!

Виктор Москвич   24.05.2023 11:48     Заявить о нарушении