Глава 370. Шуберт. Ноктюрн

Франц Шуберт
Адажио для фортепианного трио ми-бемоль мажор «Ноктюрн»
Трио изящных искусств (Beaux Arts Trio)
Менахем Пресслер (фортепиано)
Даниэль Гюле (скрипка)
Бернард Гринхаус (виолончель)

sir Grey: А как же это никто не обсудил? Никто не сказал спасибо? Никто не пожаловался? На жизнь нашу горемычную, в которой для чего-то существует все же такая музыка? Кто-то просто тихо выложил на сайт это произведение. Я теперь понимаю, почему Рихтер их хвалил. Очень верные все темпы, ни добавить, ни убавить. Кажется: просто сыграйте по нотам. Нет, не просто это.

Вот иногда бывает чувство, что Бетховен не успел чего-то написать, или просто другим занят был, и Шуберт сделал.

Еще бы медленнее все сыграть. Вообще, остановиться. Чтобы ничего не звучало, только все это в голове пережить.

Вот Шумана хочется играть все быстрее и быстрее, а Шуберта — все медленнее и медленнее.

Вообще, я не понимаю, что такое «шубертовские длинноты». Восемь минут пролетают, как одна. Как одна секунда.

И что-то мало исполнений этого сочинения? Что, Ойстрах не записывал? Да и мало ли кто!

Phalaenopsis: Я это произведение раньше слышал, не помню где, может, на Орфее. Тоже считаю, что изумительная музыка. У Шуберта удивительный мелодизм.

sir Grey: А также — гармонизм. В смысле, что может долго тянуть ноту, меняя аккорд. Идея заложена в первой прелюдии ХТК, но не все смогли реализовать.

Вообще, мне кажется, Шуберт с Бетховеном могли бы написать музыку по одним устойчивым ступеням. 1, 3.5. Вот и вся их мелодия. А Бетховен вообще мог бы на одной ноте, как Паганини на одной струне. Смотри третью часть Пятой симфонии. Двенадцать раз повтори ноту — музыка получается.

Но не у всех. Я пробовал до девяноста восьми раз. Не выходит музыки. Не пойму....

И почему так мало исполнений этого произведения?

alexa_minsk: Потому что это не слишком известное сочинение Шуберта.

sir Grey: Как же не слишком? Это мое любимое сочинение. Когда я слушаю, домашние прибегают в комнату и спрашивают, все ли в порядке.

Я думал, что это шлягер, хит.

Maxilena: Ах, Вы такой чувствительный! Это всегда пленяет женщину.

sir Grey: Какой же у Вас тонкий слух! На четверть тона никогда не дадите сфальшивить!

Что скажете про этого Шуберта?

В такой музыке есть практическая польза. Начинаешь спокойнее относиться к мысли, что так и помрешь, не поняв многого в этой жизни.


Рецензии