49. Лазурь и золото Лионского зала

Предыдущая страница http://proza.ru/2023/05/11/1307

Из Арабескового зала переходим в Лионский зал, созданный также по проекту архитектора Чарльза Камерона в 1781-1783 годах на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры. Увлечённая классицизмом, новым архитектурным стилем, Екатерина II решила преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.

Лионский зал Екатерининского дворца в своё время являлся частью личных апартаментов Екатерины II. Это строгий, лаконичный и в то же время яркий и торжественный интерьер. Своим названием зал обязан французскому шёлку, которым обиты стены.

Этот зал входил в парадную анфиладу дворца, что требовало особой роскоши его отделки. Архитектор Чарльз Камерон создал редкий по изысканности интерьер: эффект достигался благодаря сочетанию "золотого" шёлка с синим лазуритовым декором.

Так возник зал, не уступающий Янтарной комнате ни в роскоши отделки, ни в мастерстве исполнения.

Шёлк виртуозной работы французских мастеров известной лионской мануфактуры К. Пернона стал главным декоративным элементом в декоре зала. Рисунок с разноцветными павлинами, фазанами, лебедями в сложном переплетении гирлянд и ветвей на золотистом фоне производил неизгладимое впечатление. 

В отделке зала использовался лазурит (ляпис-лазурь) – синий полудрагоценный камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу (впоследствии эта техника получила название "русская мозаика"). 

Это единственный зал в мире, для отделки которого использовалось такое количество лазурита: более 2,5 тонн!

Название этого камня "ляпис-лазурь" (лат. "lapis-lasure") появилось ещё в раннем Средневековье, обозначая его как "лазурный камень". Слово "лазурь" (лат. lasure) происходит от персидского "л;жвард - синий камень, лазурит.  В Италии его называли Lapis Lazzuli, во Франции - Pierre d’Azur. Современное название "лазурит" появилось в XVIII веке.

В России есть месторождения лазурита в Прибайкалье (около десяти месторождений и проявлений лазурита были открыты ещё в XVIII и XIX веках).

Лазурит добывают также в Руанде, в Южной Африке, Анголе и Чили. Но лучшим по качеству в мире считается бадахшанский (афганский) - редкий минерал сложного состава; обычно содержится в щелочных изверженных и карбонатных породах. Обладает ярко-синим и густо-синим, фиолетово-синим или индигово-синим цветом, имеет равномерную текстуру, а в подавляющей массе камня на тёмно-синем фоне блестят золотистые искры пирита. 
Недаром Плиний Старший, древнеримский писатель-эрудит, известный как автор "Естественной истории" (первой энциклопедии природных и искусственных предметов и явлений) (70 гг. н. э.) сравнивал лазурит со всполохами молний на мрачном небе. 

Афганский лазурит не только очень красив - его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина - краски, которая не тускнела со временем. 

Каменный декор Лионской гостиной состоял из фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и дверных порталов. Для зала были выполнены и два стола-консоли со столешницами, облицованные лазуритом. 

Настоящим шедевром являлся паркет Лионского зала. Он был набран из 12 сортов "заморских дерев" - амаранта, самшита, палисандра, пальмы, чёрного и розового деревьев (и других) и инкрустирован перламутром и панцирем черепахи. 
Редкая древесина использовалась и в декоре дверей.

Знаменитый паркет зала в военные годы был вывезен в Германию. Советский искусствовед Анатолий Кучумов в 1947 году случайно обнаружил в послевоенной Германии этот уникальный паркет и вернул его во дворец. 

На протяжении XIX века отделка стен Лионского зала неоднократно подвергалась обновлениям. В начале марта 1801 года лионские обои и оконные драпировки были изъяты и заменены на "Обои Лионские шёлковые, абрикосовые, шитые в тамбур разными шелками". Позже гостиную вновь обивают "жёлтым цветным атласом".  

В 40-х годах, когда во дворце проживала семья Александра II, его супруга Мария Александровна, занявшая бывшие апартаменты Екатерины II, повелела снять золотые обои "за ветхостью жёлтой материи" и оклеить стены и мебель ярко-малиновым шёлком. В таком виде комната просуществовала четверть века.

В 1866 году возобновляется обивка из жёлтого шёлка с той же сплошной затяжкой стен от лазуритовых панелей до верхнего фриза. На этот раз ткань заказали на лионской мануфактуре "Лами и Жиро", в архиве которой сохранилась запись о заказе для Царского Села шёлка с названием "золотой бутон".

В 1860-е годы заменили не только ткань. Работы в зале начались в 1856-1857 годах под руководством придворного архитектора Ипполита Монигетти, который внёс существенные изменения в художественное решение интерьера. В результате переделок зал получил новый вид, но от прежнего оформления остались лазуритовые панели, дверные и оконные обрамления, наборные двери и уникальный паркет. 

В новом виде Лионская гостиная была запечатлена в 1878 году по личному заказу императрицы художником Л. О. Премацци. Акварель - большая художественная ценность: это не только произведение искусства, но и документ, к которому сегодня обращаются специалисты, уточняя цвет, форму, характер утраченных деталей.

На акварели мы видим живописные произведения (на стенах), подчёркивающие вкус хозяев резиденции. Акварель также даёт представление о предметном наполнении гостиной. Убранство зала составляли уникальный лазуритовый гарнитур, в состав которого входила роскошная люстра с монограммой императрицы Марии Александровны, позолоченный мебельный комплект, созданный в 1866 году на фабрике А. Тура, позолоченная ширма, часы работы Каффиери.

Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионской гостиной во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.

Полноценная реставрация Лионского зала в связи с её сложностью и дороговизной началась только в XXI веке. В 2005 году удалось восстановить объёмно-пространственное решение зала. Проект реставрации подготовил ещё в 1983 году главный архитектор музея Александр Кедринский. Проектом было предусмотрено восстановление зала на довоенное состояние, таким, каким он стал после изменений, внесённых в середине XIX века И. А. Монигетти. 
Корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах. В 2017-м сообщалось, что музей-заповедник ищет спонсоров, так как, в частности, необходимы еще 380 млн. рублей на покупку однородного афганского лазурита и оплату работы реставраторов.

Воссоздание уникального декоративного убранства дворцового интерьера стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворителей: ПАО "Газпром", Фонду ENGIE (Франция), мануфактуре Прелль (Prelle), преемнице фабрики "Лами и Жиро".

Благотворительный фонд содействия развитию железнодорожного транспорта "Транссоюз" передал музею средства на выполнение работ по восстановлению трёх лазуритовых порталов.

Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE (Франция). К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры "Лами и Жиро", которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры "Прелль" – сохранились книги заказов XIX века.

Поэтому было принято исторически обоснованное решение: доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры "Прелль". В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, мебели и портьер в Лионе изготовлено 320 метров ткани "золотой бутон" ("Lampas bouton d’or Louis XVI") шириной 162 см. Работы по восстановлению шёлкового декора были завершены в 2019 году.

В итоге зал вернулся к виду, зафиксированному знаменитым архитектурным акварелистом Луиджи Премацци в 1878 году.

https://www.youtube.com/watch?v=ncZZ7MBle3Y (Воссоздание Лионского зала)

Открытие зала после реставрации состоялось в апреле 2021 года.

Продолжение   http://proza.ru/2023/06/06/1588


Рецензии
Светлана. Лионский зал, конечно, очень красив. Я представляю как смотрятся шелковые золотые обои с синим лазуритом (алюмосиликат натрия). Есть ещё азурит (карбонат меди), но он уступает по свойствам лазуриту. Обои ветшали, их несколько раз меняли. Это понятно. "Открытие зала после реставрации состоялось в апреле 2021 года". Я очень бы хотела посмотреть Морской собор в Кронштадте. Да видно уже не судьба. Я видела его в 1962 году. Реставрировали его тоже долго. Открыли для посещения в 2013 году. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   15.07.2023 18:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.