Эпизод 16 О гос медицинской помощи зависимым

Предлагаю вашему вниманию заметку о системе государственной медицинской помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков
О государственной медицинской помощи зависимым людям

Многие из вас, возможно, сталкивались, когда либо близким родственникам, либо вам лично требовалась наркологическая помощь. Не приведи Господь, конечно, но кто в наше время застрахован от этого?
Итак, есть проблема, и возникает вопрос: как эту проблему решить?
В интернете можно по соответствующему поисковому запросу ознакомиться с множеством предложений по лечению зависимости. Свои услуги предлагают всевозможные частные реабилитационные центры с разной стоимостью лечения.
Но вот я не рекомендую спешить идти в руки частников, тем более, за немалые деньги. В России есть государственные наркологические клиники и реабилитации и свое внимание я советую обратить в первую очередь на них. Это научно-медицинский подход к лечению алкоголизма и наркомании и весьма достойное качество услуг.
Для примера я опишу процесс лечения в 17 наркологической больнице города Москва, что на Болотниковской улице рядом со станцией метро «Каховская».
Как туда попасть?
Если вы уже состоите на учете в наркологическом диспансере, то имеет смысл обратиться к дежурному психиатору-наркологу, взять у него направление и поехать с ним в больницу.
Но это необязательно, обратиться за помощью можно и без такого направления. Для этого, имея при себе медицинский полис и паспорт, нужно приехать в приемный покой и занять очередь.
Предположим, вы так и сделали.
Публика в этой очереди соответствующая: наркоманы и алкоголики в разной степени опьянения, похмелья или ломки, нередко в сопровождении близких родственников скорбно взирающих на это безрадостное зрелище.
Хочу предупредить, что в больницу не берут лиц с физическими повреждениями: это наркологическая больница и в ней нет травматологии или, например, гнойной хирургии.
В приемном покое вас осмотрит врач, опросит нарколог, проведут необходимые обследования: ЭКГ и флюорографию, после чего за вами придет придут, чтобы отвести в одно из двух десятков отделений больницы.
Время ожидания госпитализации может занять от одного до двух или немного более часов.
Как я уже сказал в 17 наркологической больнице около двух десятков отделений, и какое выпадет вам – это всегда рулетка своего рода.
Каждое отделение – это своя микро-вселенная со своими правилами.
Например, разный порядок пользования личными телефонами: где-то их выдают два раза в неделю на 4 часа в течении которых пациент может делать что угодно. Пользоваться интернетом, переписываться в мессенджерах, звонить знакомым без присмотра врача. В другом отделении процесс звонков построен совсем по-другому: больные собираются в одном месте, садятся на стулья, им выдают телефоны на полчаса и они могут под присмотром психолога совершать звонки.
Я слышал, что есть и такие отделения, где телефоны не забирают вовсе, но не могу подтвердить эту информацию.
По-разному работают психологи: в одних отделениях психолог проводит группы и читает лекции по будним дням, в других этот специалист вообще не виден и сидит в своем кабинете и к нему нужно обращаться самостоятельно.
Доступ в библиотеку тоже осуществляется по-разному: где-то шкафы с книгами располагаются прямо в общем коридоре, где-то в специальной комнате, которая открывается в определенное время.
Доступ в душ в одних отделениях разрешен каждый день, но есть и такие, где есть только один банный день в неделю.
Порядок различается даже в мелочах. Например, в тумбочках могут запрещать держать дезодорант и тогда, каждый раз, когда он нужен, приходится просить ключ от раздевалки, где хранятся личные вещи пациентов и возвращать после каждого использования нехитрый предмет личной гигиены на место. Конечное объяснение всему, что может показаться вам нерациональным, звучит так: «Таков порядок».
И в этом есть свой дзен.
Как только вы попали в определенное вам отделение и переоделись в больничную пижаму, вас определят в специальную надзорную палату, где вы проведете, как минимум, дня два.
В зависимости от типа вашей зависимости вам сразу назначают соответствующую лекарственную терапию. Вам не придется долго мучиться от многодневного похмелья или наркотической ломки: сразу ставят нужные спасительные капельницы и уколы, дают таблетки. Какое бы плохое состояние не было через час-другой к вам обязательно придет покой, расслабление и медикаментозный сон.
Время содержания в детоксикации составляет от двух до трех недель.
Кроме книг вашим культурным досугом будет телевизор, который включают с 18:00 и до 23:00.
Питание можно назвать сносным, но я рекомендую заручиться поддержкой продуктовых передач от родных или друзей. Колбаса и сыр принимаются в виде нарезок, чай, сахар, соль, сладости, овощи, фрукты, соки, вода существенно внесут существенное разнообразие в больничный рацион.
Для кого-то это двух-трех недельное лечение является, по их мнению, достаточным, и, получив от главврача документы на выписку, едва пришедшие в себя зависимые спешат на встречу новым приключениям, чтобы через месяц-другой с мрачной физиономией опять ждать своей очереди в приемном покое.
Я же рекомендую тем, кто оказался в наркологической больнице, все-таки задуматься над тем, почему это произошло. Просто так в эти стены никто не попадает.
В отделении детоксикации у вас убирают физические проблемы, которые возникли в результате неконтролируемого употребления алкоголя или наркотиков, но, если вы хотите действительно разобраться в своих проблемах, то вам нужно решиться на следующий шаг: ОМР (отделение медицинской реабилитации).
В 17 наркологической больнице на Болотниковской отделение ОМР делится на мужское и женское. Курс лечения в нем составляет от двух недель до 28 дней и предпочтительнее не пожалеть время и пройти этот курс до конца: это того стоит.
Режим местного ОМР отличается от режима в линейном отделении, где пациент предоставлен в течение дня самому себе.
День начинается в 7 утра, с зарядки.
Далее – завтрак, прием лекарств, и утреннее собрание на котором пациентам раздаются нехитрые служения, призванные минимально социализировать человека отвыкшего от порядка. Это простые обязанности типа проведения зарядки, или мытья полов, объявления мероприятий и прочее.
Затем следует центральное мероприятие, являющееся стержнем всего лечения: МПГ (малая психотерапевтическая группа). МПГ состоит, в среднем, из 5-10 человек, ведет эту группу психолог, он назначает каждому ее участнику домашнее задание, которое тот зачитывает группе, и получает обратные связи от других резидентов. Задания подбираются с умом и нередко некоторые пациенты даже начинали плакать, столкнувшись со своими вытесненными переживаниями. Психологи работают здесь грамотные, через них за годы прошли тысячи зависимых, каждый со своей уникальной судьбой, сломанный по-своему, каждый по своему стремящийся к полноценности.
После МПГ читают лекцию, потом – обед, тихий час, после – еще одна лекция.
Ужин, после него – БК (большой круг) на котором пациенты вместе обсуждают выбранные темы и делятся друг с другом своими переживаниями, связанными с зависимостью.
Далее – прием лекарств, медитация и сон.
В отличие от других ОМР, на Болотниковской есть телевизор, что позволяет не чувствовать себя оторванным от мира и разрешена светская литература, а не только программная (Анонимные алкоголики и наркоманы).
Режим можно назвать крайне мягким: в перерывах между занятиями можно спать и читать, а служения носят, скорее, символический характер.
Персонал отделения – это психологи, терапевт, главврач, медсестры и социальные работники. Социальные работники ОМР - люди идейные, сами из бывших наркоманов и алкоголиков, имеющие глубокие внутренние причины для такой работы.
Периодически в отделении проводятся группы АА и АН, на которые приезжают те, у кого по нескольку лет трезвости и делятся опытом.
Что касается ритма жизни ОМР, то я скажу так: те, кто хочет лечиться, действительно там лечатся и для этого им предоставляются все возможности.
Если уж судьба ваша определила такие вам испытания, хочу сказать вот еще что: полный курс лечения – это лишь первый шаг на большом пути жизни.
Не следует останавливаться на достигнутом. Государство и общество предлагает в дальнейшем постреабилитационную программу и группы анонимных алкоголиков и наркоманов в изобилии имеющиеся в каждом городе.
Это действительно помогает сохранить трезвость, помогает развиваться и жить. Не нужно пренебрегать такой возможностью. Завоевав свое место в общей цивилизованной семье общества, в нем еще нужно удержаться, чтобы не вернуться в щербатые ряды маргиналов в их унылые тупики.


Рецензии