Безумная затея? А какой успех!

Возможно, среди творений собратьев по профессии работы американского скульптора и художника Джона Гутзона де ла Мот Борглума, покажутся не самым выдающимся. Его имя знают лишь те немногие, которым удалось увидеть, например, высеченный из шести тонной глыбы мрамора бюст Авраама Линкольна, он выставлен в вашингтонском Капитолии. Можно обратить внимание на восседающую на коне бронзовую фигуру генерала Филиппа Шеридана, талантливого полководца в годы Гражданской войны.
Но те люди, которые хорошо знали его творения и вспоминали о нем, как о новаторе, посоветовали бы отправиться в первую очередь, конечно,  в забытый Богом штат Южная Дакота. Да, туда предстоит скучная поездка по пустынной дороге к скалистым горам Рашмор. Но впечатление, которое вы испытаете от увиденного,  перехватывает дыхание. И останется в вашей памяти на всю жизнь...
Гутзон Борглум оказался единственным в мире скульптором, который отважился на рискованный эксперимент -  далеко от цивилизации, высоко в отвесных скалах он рукой мастера попытался покорить тяжелейший гранит. И покорил. Он создал гигантские скульптурные изображения людей. Четверых. Они видны издалека - с утра их знакомые лица освещает яркое солнце, дождь оставляет на них следы слез.   
Борглум преодолел все трудности, прославил себя и возвеличил Америку и ее прошлое. И до сего времени гранитные портреты Борглума в горах Рашмор в штате Южная Дакота по мастерству изображения и по воздействию на зрителя являются непревзойденными. Созданное им и его сыном Линкольном Борглумом творение «Национальный Памятник Гора Рашмор» до сих пор является единственным в мире в сфере скальных изображений и добился удивительного сходства - его творение - это скульптурные портреты четырех выдающихся американских президентов: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта  и Авраама Линкольна.
Под ними груда осколков, нет не груда, целая многотонная гора, четыреста сорок тысяч тонн отработанной и отбитой породы, гранита. Отбивали ни киркой, ни зубилом, а взрывчаткой и специальными обойными молотами, гвоздями. Строго по чертежам и с помощью гигантского навесного циркуля. 
Кому же в голову пришла такая шальная мысль - изваять скульптурные портреты самых известных людей Америки в диких скалах? Нет, это был не Гутзон и в штате Дакота он никогда ранее не был. Чего в нем интересного?
Начнем с биографии ваятеля. Гутзон родился в 1867 году в гористом штате Айдахо, в семье верующих мормонов. Его отец, выходец из Дании, имел двух жен, двух родных сестер. Многоженство среди  мормонов было распространено до 1890 года, когда его запретили.
Отец работал резчиком по дереву, старший брат Гутзона, писал портреты, увлекался живописью, то есть семейная среда была художественная, творческая, и мальчик с ранних лет имел возможность наблюдать, как рождается то или иное произведение. Но семейная жизнь складывалась непросто, в ней были разводы, разъезды  - отец менял женщин, выбирал другую профессию. И сплошные переезды в другие штаты, отец пробовал себя в роли медика, учился на врача…
Но его сын остался верен своему призванию - брал в руки нож, стамеску, молоток и вырезал из дерева свои  скульптуры, портреты людей. Из глины лепил фигурки, портреты, работал резчиком по камню. Работал с удовольствием, с упоением, если хотите. Это увлечение определили выбор профессии - Гутзон решил стать художником, скульптором... мирового масштаба. Никто же не запретит стремления к совершенству. 
Он был не одинок. В 1885 году в Калифорнии Гутзон встретил художницу и музыкантшу Элизабет Джейнс Путнам, она была старше его на 19 лет. На девятнадцать лет! Но разница в возрасте близких по духу, увлеченных искусством молодых людей не смутила и в 1889 году они стали мужем и женой. Через год двадцатилетний Гутзон и его почти сорокалетняя жена, с некоторым багажом знаний и опытом работы,  отправились в Париж. Учиться истории искусства.
Гутзон выбрал для себя частную Академию художеств Родольфо Жюлиано, который был её основателем. Жюлиано - оригинальный человек - не проявил себя выдающимся живописцем, но  оказался большим поклонником творчества других и сделался  прекрасным хозяином-управленцем. Ему удалось привлечь к своей школе в качестве преподавателей лучших художников и скульпторов Парижа. Популярность парижской Академии заключалась в том, что она была, в это трудно поверить, абсолютно бесплатной - любой желающий с улицы, с восьми утра мог прийти в студию, попросить мольберт, бумагу и карандаш – пожалуйста, рисуй. Или лепи из глины. К услугам начинающих имелись готовые образцы - гипсовые скульптуры древних богов, римских императоров. Никаких вступительных экзаменов, проверок – садись же, рисуй, лепи, показывай свои способности, это главное!
Париж произвел на Гутзона большое впечатление - он гулял по улицам, внимательно приглядывался к памятникам, его интересовали дома с причудливой архитектурой. Не забыл посетить также кладбища. Но главное внимание уделил, конечно, Лувру, часами бродил по галереям,  рассматривал вырезные из камня произведения. Ему нравились работы Огюста Родена, который в своих скульптурах добивался передачи эмоционального состояния  героев - «Поцелуй», «Мыслитель». Одни хвалили мастера, другие осуждали - он аморален. Но равнодушных не было.
После учебы в Париже Гутзон вместе с женой отправились в Лондон и снова посещение музеев, картинных галерей. Знакомились с произведениями лучших английских художников, скульпторов, архитекторов, но большого творческого багажа оттуда не вынесли. Домой супруги вернулись в 1893 году. Гутзон работал резчиком, скульптором, экспериментировал с живописью. В 1901 году он переехал в Нью-Йорк, стал там заниматься исключительно скульптурой.  Его работы признали, успех означал деньги.
В 1904 он развелся с постаревшей женой, освободился от груза юности, и принял участие во Всемирной выставке в Сент-Луисе. За представленные скульптурные произведения его наградили золотой медалью.
Чем же мог привлечь Гутзона, скульптора и художника, штат Южная Дакота и одинокие скалы Рашмор? Да ничем! Скукотища! Вся история началась не с Гутзона, а с другого человека - в штате Южная Дакота появился юрист, он же большой любитель истории, человек амбициозный, полный разных грандиозных замыслов, его звали Доан Робинсон. Он занял скромную должность помощника у губернатора штата, население которого едва достигало несколько десятков тысяч.
Южная Дакота и сегодня по количеству населения находится на последнем месте в США. Чем может выделиться этот край, в котором есть река Миссури, небольшие сельские угодья и горы, в которых добывали золото, но запасы его быстро истощились? Прииски закрылись, горы опустели. Южная Докота потеряла всякий интерес для переселенцев, кому нужно безжизненное пространство? Значит, надо его оживить! Но как? Решение этой проблемы занимало всё время любителя истории Доана Робинсона, он стал объезжать штат Дакоту вдоль и поперёк, рассматривал его с разных сторон – пустыня и дикие скалы.
В местечке Блэк Хилс остановился - перед ним были скалы Рашмор. Торчат, бросаются в глаза, словно вставная челюсть – кругом равнинная местность. А эти торчат. С чем их ещё сравнить? Мертвые пальцы из земли? Оживить бы их.
Любитель истории задумался. Разглядывал "пальцы" в бинокль, приближался, удалялся. Что-то проглядывало в угрюмых скалах. Фантазия рисовала темные фигуры людей, например, святых в капюшонах. Нет, божественная тема не подойдет, среди американцев полно неверующих. Интерес людей надо подогреть патриотизмом. И высечь в скалах фигуры тех персон, которые прославились благими делами и которых знают и чтят все американцы! Кто эти люди? Первопроходцы, те, которые, не боясь лишений, двигались на Запад, открывали новые земли. Они создатели Америки! Дети изучают их биографии в школах. 
Идею создания из мертвых скал американских «первопроходцев» Робинсон озвучил перед губернатором. Тот задумался. "Бредовая затея".
"Бредовая затея? Но мы добьемся успеха!" Губернатор пожал руку "затейнику" - одобряю.
Но идея и затея это одно, есть и другое, которое перевешивает, как найти деньги для реализации задуманного. Значит, надо решить массу важнейших проблем и прежде всего подобрать подходящего скульптора, который согласился бы осуществить грандиозный замысел.
Рабочие измерили скалы Рашмор. В высоту они достигали 1745 м.  Не один год придется висеть в люльках скульптору и его команде мастеров над пропастью. Робинсон поехал в Вашингтон, провел там переговоры и сумел заручиться поддержкой в Конгрессе, то есть, получил разрешения на работы.
В штат Дакота пригласили самого известного скульптора Тафта. Он, узнав о предстоящей работе в диких скалах, на высоте почти две тысячи метров…
«Вы с ума сошли?» Напрочь отказался, не тот у него возраст, чтобы висеть над пропастью. Выбрали скульптора Гутзона Борглума, известного своими монументальными работами. Тот, не колеблясь, согласился. И тотчас попросил показать ему объект. В свое время Гутзон принимал участие в работах по высечению скульптурной композиции на Каменной горе в штате Джорджия. Но там было плоскостное изображение, а здесь - объемное, скульптурное. Разница огромная. И все же... Интерес появился после посещения  Блэк Хилса - мрачные горы Рашмор завораживали, они были одинокими, пугающими. В них виднелось будущее. Скульптор согласился. Но внес свои коррективы. Высекать надо не первопроходцев, чьи лица никому не известны, а лица президентов, которых все знают, их знают не только в Америке, но и за рубежом. Робинсон и губернатор штата Гандерсон согласились. Проект одобрили в Конгрессе.
Теперь следовало провести подготовительные работы: выбрать выдающихся четырех президентов и утвердить их. 
Составили список - первым в нем фигурировал Джордж Вашингтон, борец против колониальной зависимости от Великобритании, он организовал армию, за ним Томас Джефферсон - автор Декларации Независимости. Теодор Рузвельт построил Панамский канал, соединивший два океана и боролся против монополий, Авраам Линкольн  отменил рабство. Все эти кандидаты прошли утверждение в Конгресс США, который выделил 250 тысяч долларов на работы. Но этого было, конечно, крайне мало. Робинсон обещал организовать патриотическую компанию по сбору средств, просил не волноваться и приступать к работе, деньги будут, всем хватит.
Рассматривая скалы Рашмор, Гутзон уже представлял себе, как в мастерской он вылепит сначала бюсты-образцы, далее, создаст их гигантские эскизы, по ним сделает модели огромных шаблонов, эти шаблоны поднимут на верх, по ним отбойными молотками начнут отбивать лишнюю породу, будут формировать лица.
Только Гутзон не представлял себе крепость мелкозернистого гранита. Попробовали отбить кусочек. Куда там! Гранит не поддавался ударам молотка, от него отскакивали крошки,и сыпались искры. Отбойные молотки тоже оказались бессильными. Оставалось одно средство - использовать динамитные шашки и взрывать. Но как рассчитать силу взрыва и объем отбиваемой породы?  Пришлось привлечь взрывников. Они помогли подобрать такой объем динамита и углубление его в породу, чтобы произведенный взрыв устранял бы со скульптуры только лишние наслоения, породу, оставляя глубину до самого профиля от 7 до 15 сантиметров.
От эскизов и шаблонов пришлось отказаться. Тогда Гутзон изобрел свой гигантский циркуль - сверху на макушке головы каждого «героя» он устанавливал выдвижной горизонтально вращавшийся кран с грузиками. Эти грузики свисали точно по профилю лица, по грузикам следовало отбивать породу. В своей мастерской Гутзон изготовил в 12 раз уменьшенные копии всех четырех президентов по пояс и с помощью своего циркуля с грузиками точно выдерживал конфигурацию - выпуклости лиц – лоб, нос, впадины глаз. Скульптуры в граните должны быть абсолютно похожи на оригиналы, узнаваемы с первого взгляда…
Такой была длительная подготовка, настоящая же работа началась только в 1927 году. Камнетесов набирали на каменоломнях, в люльках им предстояло висеть над скалами и по грузикам, с помощью бурильных машин, затем пневматических отбойных молотков  отбивать породу, далее в ход пускались ломы и молоты. Высота лиц президентов от подбородка до волос достигала немногим выше 18 метров - это высота шестиэтажного дома, так появлялся тот оптимальный размер, который позволял увидеть лица с большого расстояния. Все лица были повернуты к юго-востоку и большую часть дня их освещало солнце.
Это был каторжный труд. Рабочим - 400 человек - ежедневно приходилось подниматься вверх, преодолевая вырубленные в скалах 506 ступенек. К концу дня  они спускались вниз. Люльки следовало страховать, чтобы они не раскачивались, инструменты закреплялись цепями. Но работа того стоила - в день рабочий зарабатывал восемь долларов, приличная сумма в те годы. Как и было запланировано, сначала в ход пошёл динамит, с его помощью проводилась грубая обработка гранита, затем уже использовался циркуль, намечались новые площадки для устранения  породы, определялась глубина бурения.
Надо сказать, что во время работ возникали собственные изобретения, например, пчелиные соты - отверстия бурили  с одинаковым расстоянием друг от друга по вертикали и горизонтали. Потом в ход шли молоты, под их ударами порода отскакивала пластами. Применялись и другие методы - в отверстия заколачивались специальные гвозди, с их помощью также отсекали лишнюю породу. После освобождения от лишней породы применялись полировочные инструменты.
Скульптурный портрет Джорджа Вашингтона закончили к июлю 1934 года, через два года на свет «появился»  Томас Джефферсон, через год «открыли» лицо Авраама Линкольна.
С портретом Теодора Рузвельта возникли проблемы - отбили слишком большой кусок породы и пришлось начинать всё заново. Неприятное открытие произошло в 1939 году – «президент» Джефферсон оказался в углублении - он как бы отдалился.
Работы продолжались еще два года. Неожиданно в 1941 году в возрасте 71 года от перенапряжения скончался сам скульптор Гутзон Борглум. Это была ощутимая утрата. На его место пришел помогавший ему во всём сын Линкольн. В том же 1941 году памятник объявили завершенным. Свершилось!
Убрали весь шлак, смели пыль, полили водой, установили подсветку, привели в порядок местность - национальный мемориал был готов к приему высоких гостей и посетителей. Создателям скального шедевра было чем похвастать - за время работ в Рашморе не погиб ни один из камнетесов. Общая стоимость всего монумента обошлась в один миллион долларов.
И вот главная награда – газеты и журналы расписали, и народ потянулся в штат Дакоту, патриотичный народ захотел увидеть в скалах лица своих выдающихся президентов!
Сегодня примерно около трех миллионов человек ежегодно посещают Национальный мемориал. Краевед, историк Доан Робинсон и скульптор Борглум добились поставленной цели. Они прославили штат Дакоту, прославили себя и Америку.
Правда, тут следует сделать одно отступление. Существует устоявшееся мнение, что подбор четырех президентов не случаен - все они были известны ещё и тем, что у коренных индейцев отбирали земли. Узурпаторы. Сам скульптор Борглум являлся активным участником известной расисткой организации Ку-Клус-Клана, члены которой утверждали превосходство белых над цветными. Но сегодня об этой неудобной истории стараются не вспоминать.


Рецензии