Плохой советчик?..

     Люди, рано или поздно, приходят  к выводу, что ностальгия, - плохой советчик. Ностальгия - это, если не неизбывная, то,  хотя бы та, тоска человека, от которой очень трудно избавиться. Тоска по реке, в которую он уже входил.

     Древние сказали, что дважды в одну и ту же реку войти нельзя. Они, древние, не знали, что пока человек только готовится войти в одну реку, она, река, уже может стать другой. И та река, в которую человек, наконец, вошёл, и та река, в которую он собирался войти - это совершенно разные реки!

     Зная, как мы теперь живём, древние бы сказали, что в одну и ту же реку войти нельзя и один раз!

     Людям войти в такую реку, которая очень близка их, человеческими представлениям, о ней, мешают их иллюзии и та же самая, пресловутая ностальгия.

     Ностальгия от иллюзий отличается тем, что она есть тоска по прошлому, а иллюзии - тоска по будущему. Некоторые политологи предлагают кандидатам в государственные деятели и в политики проводить процедуру очистки или самоочистки как от иллюзий, так и от ностальгии.

     Политологи-циники насмехаются даже над необузданным человеческим воображением, так как оно порождает иллюзии, как несбыточные желания и мечты, а они, такие желания и мечты, порождают тоску по тому, что никогда не сможет сбыться.

     Циники считают, что испытывая ностальгию, например, по Советскому Союзу, чувственники, или сентименталисты, тоскуют и по прошлому, и по будущему. По мнению циников, возрождение СССР в будущем, - это иллюзия, несбыточное желание или несбыточная мечта.  А тоска по Советскому Союзу, как по своему прошлому, мешает чувственникам заметить, как меняется река, в которую они только собираются, в качестве государственных деятелей и политиков, войти. Так думают циники от политологии.

      Кроме чувственников (сентименталистов) в политологии и реальной политике и циников в политологии, есть ещё реалисты. Реалисты думают, что изучив политологию и сравнив с её теоретическими положениямии реальную политическую действительность, они могут рекомендовать государственным деятелям и политикам вполне реалистичные и  достаточно результативные  решения.

       Не столько для того, чтобы примирить друг с другом циников и чувственников, сколько для того, чтобы обосновать реалистичность и перспективность своих собственных предложений, реалисты предлагают взглянуть на СССР не только как на определённые принципы адмирнистративно-государственного, территориального  устройства, но и как  на определённое отношение к людям.

      Циники в политологии, заметив чьи-то предложения, быстро и нагло переиначивают их на свой лад. Например, проблему, существующую между двумя бывшими закавказскими республиками Советского Союза они предлагают решать так:

     1. Не игнорировать интересы той  закавказской республики, с которой у нас есть общая граница, а вопрос о необходимости существования нашей военной базы в той заквазской республике, с которой у нас нет общей ни морской, ни сухопутной границы, считать открытым, к ответу на него придётся вернуться.

     2. Политическая ситуация складывается часто так, что территориальные вопросы становятся важнее сохранения того отношения к людям, которое было в Советском Союзе.

     3. Побуждая  одну закавказскую республику идти на территориальные и другие уступки, нужно гарантироаать тёплый приём и  трудоустройство граждан той республики, руководство которой идёт на уступки, здесь, у нас, в нашей стране, так как граждане этой республики хорошо знают или легко могут освоить наш государственный язык.

     Ознакомившись с этой позицией циников, сентименталисты, или  чувственники, могут сказать, что данная циничная позиция не учитывает  национальную гордость граждан той закавказской республики, руководство которой вынуждено идти на уступки другой закавказской республике, у которой с нашей страной есть и сухопутная граница и морская, по Каспийскому морю, граница.

     Сентименталисты (чувственники) могут также заявить циникам, что некоторые представители республики, делающей уступки, могут посчитать позицию руководства нашей страны предательской, а трудоустройство  в нашей стране, -  жалкой им подачкой, от которой их большинство откажется.

    Циники начнут рассказывать о трагедии тысяча девятьсот пятнадцатого года, заявлять, что даже руководство Российской империи не смогло предотвратить геноцид, устроенный турками, но приняло у себя многих граждан с той территории, которая теперь является закавказской республикой, вынуждаемой теперь, сложившимися историческими обстоятельствами, признать территорию, населённую своим соотечественниками, законной частью другой закавказской республики.

    Также умники могут высказать такую претензию к чувственникам, что их, сентименталистов, позиция в рассматриваемом вопросе, диктуется исключительно ностальгией по Советскому Союзу. Но и чувственники могут найти в позиции циников ноты ностальгии по советскому прошлому!

     Реалисты в политике, убеждённые в том, что в разрешении проблем, возникающих между бывшими советскими республиками, ностальгия по прошлому является   плохим советчиком, а иллюзии о будущем не менее вредны, чем ностальгия по прошлому, могут:

     1. Начать разрабатывать новый механизм разрешения проблем в отношениях между бывшими советскими республиками, соответствующий модели многополярного или  полицентричного мира.

     2. Способствовать более активному подключению к разрешению проблем между бывшими советскими республиками ОДКБ, Организации Договора о Коллективной Безопасности.

    3. Рассматривать обустройство границ собственного государства, как важный элемент системы антинаркотической, антитеррористической, военной, продовольственной, технологической, экологической, эпидемиологической и других видов безопасности страны.

     Есть, конечно, и другие, удовлетворительно реалистичные, предложения о том, какой должна быть политика в отношении бывших  советских республик и других зарубежных стран на первых порах становления и  существования многополярного мира, но и этих трёх предложений достаточно, чтобы показать, что политикам-реалистам полезно избавляться и от ностальгии по прошлому, и от иллюзий
о будущем... 


Рецензии