О популяризации волейбола в стране

В России уже второй год существует новый спортивный сайт – TVSTART, на котором одно смотреть репортажи с матчей чемпионата России по волейболу среди мужчин и среди женщин. Я уже делился своими впечатлениями о зрелищности матчей разных команд, хвалил, как работают со зрителями в мужских командах «Локомотив» (Новосибирск), «Кузбасс» (Кемерово), «Зенит» (Санкт-Петербург), женских командах «Локомотив» (Калининград), «Протон» (Саратов), где на всех матчах полные трибуны, которые поддерживают свои команды, независимо оттого, выигрывают они или проигрывают.
 
Наш волейбол, как в рамках сборных команд, так и клубов, высоко котируется, не зря в прежние годы многие наши команды выигрывали престижные трофеи.

Но, увы, популярность волейбола остается противоположной результатам, зайди разговор – большинство обывателей назовет лишь Екатерину Гамову – и удивленно вскинет брови, узнав, что игровую карьеру Екатерина Великая давно закончила. Познания обывателя в мужском волейболе отличаются не сильно, потому и там не погруженный в подробности человек вряд ли назовет кого-то, кроме Сергея Тетюхина или Алексея Спиридонова.

Да что уж там – сами игроки признаются, что многие люди в их городе о местной волейбольной команде даже не слышали. Как бы это обидно не звучало, реальность именно такова. Значит, надо ее исправлять - но как?

Здесь мнение волейбольных людей совпадает – самый эффективный путь повышения популярности лежит через сближение с болельщиком, он заслуживает знать о командах больше, видеть их чаще, и не только на площадке. Сегодня мой материал посвящен тому, как сделать более популярным среди болельщиков отечественный волейбол. Вот что об этом думают люди, которые руководят командами или тренируют их.

Так что же делать? Что, где и когда показывать болельщику? Пока на повестке – женская Суперлига, из нее мы предоставили слово всем участникам процесса – руководителям, игрокам и тренерам. Для вашего удобства разделили опрос на три части. Начинаем наше исследование с мененджента клубов, первые собеседники – генеральные директоры краснодарского «Динамо» Андрей Макаров, красноярcкого «Енисея» Алексей Маслов и челябинского «Динамо-Метар» Виталий Носов.

О популярности и развитии волейбола в регионе.
Макаров:
В Краснодарском крае наша игра имеет преданного болельщика. Эти люди с нами всегда, вне зависимости от спортивного результата команды. Мы поднимаем, в том числе, вопросы патриотического воспитания. Всегда рады видеть у себя курсантов соседнего с нашим залом военного училища. Парни хорошо знают игроков, саму игру.
Наша акция по созданию «Бессмертного Полка» российского волейбола была поддержана ВФВ. Мы сами провели большую и важную работу, которая помогает «Динамо» сохранять преемственность, обеспечивая связь времен и поколений. Клуб бережно относится к своей истории.
Для популяризации клуб давно ведет различную работу. Есть трансляции на краевом ТВ, мастер-классы и многое-многое другое. Мы стремимся, чтобы наша география была максимально широкой. Команда каждый год выезжает, с мастер-классами в районы, станицы и города Кубани.
Мы всегда помним, кого представляем. «Динамо» - старейшее общество в стране!

Маслов:
В Красноярске, как и в России в целом, волейбол является популярным видом спорта. Есть даже официальные статистические данные 2021 года от красноярских статистиков о самом популярном виде спорта, которым занимаются, и большинство красноярцев ответили, что это волейбол. Нужно учитывать, что у нас в городе много команд по игровым видам спорта, , поэтому конкуренция за зрителя высока.
И всё же много болельщиков приходят на матчи мужской и женской команд «Енисея». В России тоже любят волейбол, так как это один из самых демократичных и зрелищных видов спорта. Везде в него играют: на пляже, в школах, во дворах. Моё мнение совпадает с официальными данными, что волейбол является одним из популярных видов спорта в стране.
Для повышения популярности волейбола стоит чаще встречаться с болельщиками – на разных мероприятиях. Но в том случае, если это болельщиками востребовано. Ни в коем случае нельзя делать эти встречи формальными. Если им самим необходимо, интересно, то такие встречи нужно организовывать.

Носов:
Методы для популяризации стандартные – развитие социальных сетей, взаимодействие с болельщиками, проведение мастер-классов. Мы в Челябинске проводим Кубок Металлургического района, это заметно повышает количество поклонников волейбола, сближает с болельщиками. Команды на этом турнире играют теми же мячами, что и в Суперлиге, а на матчи «Динамо-Метар» постоянно приходят воспитанницы местных волейбольных школ.

А Виталий Носов приводит в пример свой родной вид спорта - баскетбол.
Но в СМИ волейбол пока представлен очень мало. В газетах основную площадь занимают футбол и хоккей, о волейболе пишут редко. На телевидении – то же самое. Хотя по количеству медалей, включая сборные младших возрастов, волейбол самый успешный из игровых видов спорта. По количеству занимающихся в спортивных школах на втором месте после футбола - именно волейбол. А вот в популярности гораздо ниже.

2.У каких видов спорта стоит поучиться медиапродвижению?
Макаров:
Мы и сами, сложа руки, не сидим, ведем системную работу. Это правила, по которым живет наш клуб – стремиться к лучшему. Думаем об удобстве публики. Во время матчей проводим конкурсы, розыгрыши, есть шоу-программа. Иногда играем с военным оркестром, который выступает во Дворце до начала матча. Всё направлено на создание праздничной атмосферы. Так, матчевые программки выводили по кьюар-коду на экран, предлагая их скачать, взяв, например, на минуту в руки специальную табличку. Может не все идеально получается – но мы стремимся сделать максимум.
Болельщикам интересно слушать интервью игроков во время матча. Но что скажут сами игроки и тренеры?
Носов: В первую очередь, у Континентальной хоккейной лиги и баскетбольной лиги ВТБ. Это сейчас наиболее успешные в развитии медиа спортивные организации. В волейболе нужно повышать привлекательность зрелища для болельщиков.
Нужно продумывать медиановинки и развивать их вместе с федерацией. Новшества назрели, о чем говорит и аудитория в социальных сетях. Например, у нашей группы ВКонтакте всего 12 тысяч подписчиков. В группе «Уралочки» - знаменитого клуба, финалиста прошлого чемпионата России – только 7 тысяч. Надо работать над увеличением волейбольной аудитории!

3.Согласны накануне игры проводить открытую для СМИ тренировку с интервью игроков и тренеров? По примеру футбола.

Макаров:
В еврокубках практика предыгрового брифинга – обычная история. Такие встречи с журналистами - игрок и главный тренер от каждой команды - проходят за сутки до матча.
Интересно ли это делать в каждом туре, когда у тебя 26 матчей только в регулярном сезоне? Не уверен. А финал, матчи за медали - да, это будет востребовано.

Маслов:
Идею показа части тренировки для журналистов поддерживаю, а по поводу предматчевого брифинга – не совсем понятно, какую через них него доносить информацию. Игроки и тренеры вряд ли будут в них раскрывать свою тактику и установки на предстоящую игру, поэтому эти интервью окажутся рамочными и похожими друг на друга. Поэтому не думаю, что они будут интересны болельщику и прессе.

Носов:
Поддерживаю идею. Болельщикам будет интересно увидеть, как их команда готовится к матчу, что о нем говорят. Поэтому такое стоит вводить.

4. А реально ли сделать нормой интервью с игроками между партиями?

Макаров:
Мы пытались это делать. Работали при помощи специалистов, прекрасных профи, кубанских телевизионщиков, буквально в прямом эфире. Приглашали для комментариев тренеров, экспертов. Делали это как до начала игры, так и в паузах между партиями.
Полученный опыт говорит о том, что для самих участников это сложно. Ассистенты до матча обычно находятся на площадке, принимая участие в разминке. Сам главный перед началом игры должен предоставить судейскому столику расстановку, поговорить с командой. Тренер невольно сосредоточен на происходящем у площадки, ему объективно сложно найти время для общения с медиа, хотя клуб это приветствует.
В паузах между партиями на интервью приходили помощники «главных», но времени на разговор было очень и очень мало. Порой мы так просто отвлекали зал и людей - от их основного дела. У волейбола нет большого перерыва, где остается время на интервью. Однако форматы, которые могли устроить всех, искать нужно. Это интересно для зрителей и работает волейболу в плюс.

Маслов:
Между партиями очень короткий перерыв, и за это время игрок должен отдышаться, собраться с мыслями, проанализировать игру, проработать допущенные ошибки и получить дальнейшие установки от тренера. А если его в это время будут отвлекать на интервью, то игроку или тренеру будет сложно сконцентрироваться на самой игре. Наверное, было бы интересно эти перерывы заполнять мнениями экспертов, которые могли бы что-то проанализировать и оценить ход матча.

Носов:
Я думаю, это как раз то, что нужно зрителю – искренние эмоции в разгар матча, на пике психологического напряжения! Но если спросить мнение игроков и тренеров, то многие от этой идеи будут не в восторге. Тем не менее неправильно говорить о конфликте интересов. Команды играют для зрителя, надо исходить из того, что главный человек в волейболе - зритель. Значит, мы должны под это подстраиваться и делать все, что ему будет интересно. Например, в НБА журналисты после матча заходят в раздевалку – и ничего, игроки по регламенту обязаны там отвечать на вопросы.

Тему продолжили люди, благодаря которым  команды имеют успехи, т.е. главные тренеры команд.

В опросе участвуют главные тренеры краснодарского «Динамо» Павел Забуслаев, красноярского «Енисея» Николай Вахрушев (с января до конца сезона исполнял обязанности главного тренера), «Тулицы» Андрей Подкопаев и команды - открытия сезона – Александр Кошкин («Динамо-Метар»)
Особенность нашего исследования – в свободе творчества. Тренеры не только отвечают на предложенные вопросы, но и дают оценки, высказывая собственные идеи для повышения популярности волейбола.

1. О методах повышения популярности волейбола

Забуслаев
Я думаю, все должно быть вместе. Для юных спортсменов мотивирующий эффект приносят посещения матчей и мастер-классы. На матчах они проникаются атмосферой большого волейбола, им тоже хочется когда-нибудь сыграть на таком уровне.
А мастер–классы и общение добавляют уверенности. Что обычно спрашивают? Стандартные для таких встреч вопросы: «А на какой позиции вы играли»? «Какого были роста во столько лет?». «На кого ориентировались?». Такие встречи с детьми позволяют им перестать считать карьеру профессионального волейболиста несбыточной мечтой.
В мое время, когда я занимался в волейбольной школе, Суперлига (раньше – высшая) выглядела закрытым клубом. Казалось, что попасть в такую команду нереально. В том числе, и потому, что никаких встреч с профессиональными командами и мастер-классов тогда не проводилось. Максимум – подавали мячи на матчах высшей лиги.
Сейчас же дети могут не только пообщаться с профессиональными волейболистами, позадавать им вопросы, но и поиграть вместе. Они видят, что профессионалы такие же люди, тоже иногда ошибаются, это дополнительно стимулирует детей к волейбольным занятиям.

Вахрушев:
В Красноярске волейбол популярен, но не настолько как хотелось бы. Скорее всего, это связано с тем, что в городе представлены и развиты все игровые виды спорта. В них команды выступают на высоком уровне: баскетбол, хоккей с мячом, две регбийные команды, плюс есть популярные футбол и хоккей, куда болельщики тоже приходят смотреть матчи. У болельщиков есть огромный выбор, поэтому они расходятся по разным видам спорта, и где-то массовость теряется. В России волейбол тоже уступает тому же футболу или хоккею, а популярен там, где есть медиараскрутка.  Должна быть узнаваемость клуба, чтобы привлекать болельщиков.
Для повышения популярности волейбола можно чаще встречаться болельщиками, чаще организовывать какие-то мероприятия. Тогда команда будет ближе к народу. Конечно, в сезоне это сложно, когда насыщенный календарь, много разъездов, но нужно стараться находить на это время.
Еще для повышения популярности нашего вид спорта можно перенимать опыт футбола или хоккея, где тоже начали использовать интересные медиаактивности. Однако нужно учитывать, что не все активности приживутся в волейболе.

Подкопаев:
Думаю, для популяризации все должно идти вместе, например, и социальные акции, и те же мастер-классы с участием детей, и соревнования ветеранов. Очень хорошо, если в городе есть профессиональная команда, за которую люди болеют. Это расширяет количество поклонников волейбола.
Что-то можно позаимствовать и у других видов спорта. Что именно? Сейчас нет времени столь подробно следить за другими видами, но отмечу баскетбол и хоккей. Когда работал в Екатеринбурге, ходил на матчи баскетбольного УГМК, там всегда устраивали яркое запоминающиеся шоу. В нашем волейболе тоже это есть. И калининградский «Локомотив», и наш клуб организовывают зрелище, за которым приятно смотреть.
А есть клубы, причем из больших городов, где этим не занимаются. Команды на трибунах поддерживает группа болельщиков, которые зрелище в основном и создают. Но больше никаких активностей не видно – и на трибунах много свободных мест. Хотя в большом городе заинтересовать людей и собрать полный волейбольный зал, думаю, реально.

Кошкин:
Любая публичная активность - это хорошо, потому что добавляет узнаваемости. Все мероприятия потом выкладываются в социальные сети, а их постоянно использует молодежь. Чем чаще игроки в социальных сетях будут мелькать – тем лучше будут узнаваемы, тем больше у волейбола потенциальных поклонников.

2. Как относитесь к идее взять пример с футбола и проводить для СМИ открытые тренировки накануне матча?

Забуслаев:
Если будет интересно – можно накануне матча что-то показать, пообщаться. Хотя идея неоднозначная. Есть в команде и внутренние дела. На тренировках случаются моменты, которые наружу не выносят. А присутствие журналистов может и отвлекать, и вынудить в каких-то ситуациях вести себя искусственно, не как обычно при такой же ситуации. Но в целом я не против.

Вахрушев:
Не поддерживаю, это лишнее. У команды и так много своих моментов перед матчем, подготовка, настрой, поэтому брифинги накануне матча могут отвлекать.

Подкопаев:
Хорошая идея. Болельщикам интересно увидеть, как готовится команда, нам болельщиков скрывать нечего. Да, иногда какую-то информацию лучше придержать – легче готовиться к матчу, если соперник о чем –то не знает. Но думаю, здесь можно находить компромисс – и по ситуации решать, что и насколько подробно можно показать.
Еще можно попробовать делать интервью до начала матча. Но не с игроками – их в это время лучше не отвлекать, им надо сосредоточиться на разминке. А с тренерами – да, можно.

Кошкин:
-Поддерживаю. Все, что привлечет дополнительное внимание, надо пробовать. Думаю, в первую очередь придумывать медиа-новинки должны клубы, но для этого нужны и финансовые вложения, специальные расходы на продвижение. Вижу это на примере нашего клуба – сколько специалистов стало привлекаться к раскрутке волейбола.

3. Интервью между партиями. Да или нет?
Забуслаев:
Это мы уже видели, в международных матчах тренеры давали интервью в перерыве, было это и в финале чемпионата мира. Смотрелось интересно. Конечно, болельщикам любопытно, что скажут тренеры во время матча, как оценят игру команды, какие изменения собираются вносить.
Но отношение к идее проводить интервью между партиями у меня такое же, как и к послематчевым интервью. Иногда сказать нечего, потому что ничего серьезного не спрашивают. Обычные традиционные банальности: «какие эмоции»? «Что сейчас чувствуете»? Какие могут быть эмоции у тренера, команда которого только что проиграла?
Я-то не против говорить – люблю поболтать, пофилософствовать, но для этого журналисты должны быть подготовленными, спрашивать по сути – чтоб можно было подумать, проанализировать, порассуждать. Не может же тренер в коротких интервью сам предлагать тему! Это должны делать журналисты. Но, к сожалению, интересные и профессиональные вопросы задают очень редко. Если будут чаще, то и после матча можно сделать содержательное интервью, и в перерыве что-то интересное и привлекательное для зрителей сказать.

Вахрушев:
Интервью во время матча тем более не поддерживаю. В волейболе очень короткие перерывы между партиями, и в это время нужно и так много всего сделать. Или если вдруг ты 10:25 проиграл, то тебе нужно идти приводить в чувства команду, а не рассказывать в интервью, как ты так умудрился. Да и что в такой момент можно сказать в интервью? Что-то анализировать и обсуждать уже можно после игры, а во время матча нужно действовать.

Подкопаев:
Это уже проводится в других странах, было на чемпионе Европы и мира. Но не знаю, как это можно организовать во время трехминутного перерыва. На мой взгляд, за такое время все в перерыве не успеть. Увеличить время перерыва? Регламент – в компетенции федерации. Но как идея – устраивать в перерыве интервью тренеров – неплохая.

Кошкин:
Это уже практикуется в мировом волейболе – надо и нам пробовать. Еще можно попробовать снимать интервью с игроками и тренерами до матча - во время разминки или перед ней - по примеру хоккея. Такое 2-3 года назад было у краснодарского «Динамо». Чем больше зрители увидят деталей, тем им будет интереснее.

4. Согласны ли пускать в раздевалку журналистов после матчей? Для начала хотя бы только после победных.

Забуслаев:
Сомневаюсь, что оттуда можно делать яркую картинку. Вы наши раздевалки видели? На многих стадионах это маленькое пространство, с простенькой обстановкой. На мой взгляд, в такой ситуации красивое зрелище трудно сделать. Наверное, не все захотят приглашать в раздевалку журналистов именно из-за это, поэтому сначала здесь надо определиться, в каких условиях такие репортажи могли бы проходить.
В качестве идеального примера можно привести североамериканские клубы, где в удобных вместительных раздевалках уложен красивый ковер, а посередине набит герб клуба. В такую обстановку звать журналистов – совсем другое дело.
Поэтому отношение к идее у меня двоякое. Еще и потому, что женская раздевалка – своеобразное место, это деликатный вопрос. Но если все это решить, наверное, попробовать стоит.

Вахрушев:
Здесь я тоже против. Для своей пресс-службы – пожалуйста, можно что-то подснять, как мы это и делаем после победы. А пускать посторонних людей в раздевалку – я против.

Подкопаев:
Мы это уже делаем, но все-таки стараемся показывать не все. Я думаю, в раздевалку приглашать журналистов не надо. Это можно сделать, если уже достигли итогового результата – после завершения турнира. А после каждого матча лучше не надо. Все-таки раздевалка – это личная территория команды, тем более раздевалка женская.
"Тулица" уже регулярно показывает репортажи из раздевалки команды. Станет ли это нормой для всех остальных команд Суперлиги?

Кошкин:
Тоже, думаю, можно. Открывать доступ в раздевалки лучше постепенно. Надо смело придумывать разные варианты, экспериментировать и через сезон-два смотреть, как получается – что стоит оставить, что изменить.

Позволю высказать и свое мнение. Сейчас волейбол более популярен в Европе и в Латинской Америке. Ну про Бразилию или Аргентину говорить не буду, репортажи оттуда редко показывают, больше известно по печатным СМИ.  Наиболее часто в интернете показывают мужской волейбол в Италии и женский в Турции. И как обставляются репортажи со спортивных арен, можно увидеть. Но Италия и Турция разные страны не только по менталитету населения, но и по экономически показателям. В Турции сильные клубы в столице Анкаре и в Стамбуле,  а в Италии – в небольших городах на севере страны. Там мало спортивных зрелищ,  сильных футбольных или баскетбольных клубов нет.  Залы, где проходят матчи, не такие огромные, как в той же Турции или наша «Сибур-арена», поэтому и заполняются до отказа. Примерно такая же картина у нас в Кемерово, Саратове или Калининграде, там есть лишь сильная команда по волейболу.  В той же Москве или Казани много команды высшей лиги и есть куда пойти любителю спорта. Но вот в Новосибирске сумели привлечь болельщиков на трибуны, там самая многочисленная и организованная фан-группа.  Но в общем, я думаю, не стоит изобретать велосипед, в мировом спорте уже отработаны приемы работы с болельщиками, потому что именно они и приносят те деньги, на которые содержатся клубы.  А у нас это деньги крупных спонсоров – МВД, Газпрома, РЖД и т.д.  И болельщики лишь создают атмосферу на трибунах, но отнюдь не финансовое благополучие клубов. Отсюда и такая инертность по работе с болельщиками в некоторых клубах суперлиги.


Рецензии