Славная охота

9 июля 1944 года в район Ясс отправилась на разведку пара Ла-5фн из состава 177 гиап. Ведущим был Мордухович Павел Яковлевич, ведомым - Калинин Борис Георгиевич. Причём, учитывая тот факт, что разведчики шли на высоте 3000 метров, видимо основной задачей была не разведка, а свободная охота.

Пилотам повезло - они в районе Ясс заметили одинокий бф-109, а поодаль - ещё и фв-190. Мордухович решил атаковать бф-109, Калинин взял на себя "фоккер". Мордухович атаковал сверху и спереди, с полупике. Пожалуй, он рановато открыл огонь - со 150 метров. Действительно, если он и добился попаданий, то не фатальных. Пилот бф-109 мигом среагировал на атаку и решил сделать довольно хитрый маневр: он ушёл в крутое пике и, разогнавшись как следует, тут же на выходе из пике ушёл на вертикаль. Видимо, он рассчитывал, что Ла-5фн спикирует следом, но в итоге не успеет повторить этот маневр, окажется внизу, и тогда уже все преимущества получит немец. Кроме того, советские истребители пикировали медленнее немецких и на вертикали уступали. Немец только не учёл, что атаковал его очень совершенный Ла-5фн.

Мордухович успел разгадать маневр немца и среагировать, он пошёл за ним следом на вертикаль. Однако немец ускользал. Тогда Мордухович снизу дал ему вслед очередь из крайне сложного положения: Ла-5фн шёл почти вертикально вверх. Вдобавок и дистанция была снова достаточно большой. Однако Мордухович попал. Бф-109 был сбит.

В это же время Калинин ввязался с фв-190 в бой. Этот бой шёл в иной манере, на виражах, пришлось попотеть, но в итоге и Калинин добился успеха. В общем, наши охотники вчистую бой выиграли.

Довольно любопытно, что, хотя бой шёл над вражеской территорией, а пилотам некогда было следить за победами напарника, обе победы им были засчитаны. Причём Калинин отличился впервые, а Мордухович - второй раз. Впрочем, опыт у них был достаточный.

Сбитый Калининым фв-190 был из штурмовой эскадры SG2. А вот в прицел Мордуховича попала добыча покрупнее. Сбит был один из лучших асов JG52, лейтенант Отто Фённекольд из 5 отряда. Он смог совершить вынужденную посадку, но самолет на ней был разбит окончательно, а сам ас получил ранение. Победа эта была одержана в классическом немецком стиле. Советские пилоты были учениками способными.

Как же такого опытного аса удалось застать врасплох? Видимо, дело в том, что в июле в небе Ясс было затишье, и ас слегка утратил бдительность. За это ему и пришлось расплатиться. Также отметим, что оба раза во время атаки Мордухович вёл огонь из трудного положения и с дистанции, считавшейся мало эффективной для прицельной стрельбы. Однако добился успеха. Как уже выше было сказано, на обычном Ла-5 или на Яке такая атака была бы маловероятна.

К сожалению, оба советских пилота не дожили до Победы. Мордухович в октябре 44 года воевал очень успешно, одержал 9 побед, но 31 октября попал под внезапную атаку немецкого аса и погиб. Сбил его Хайнрих Штурм, командир того самого 5 отряда, где служил Фённекольд. Он так и не успел получить наград за свои октябрьские победы, единственной его наградой остался Орден Отечественной Войны I степени. 13 ноября 44 года погиб и Калинин, сбит он был стрелками ю-88. Ещё раньше, в августе 44 года, был сбит американскими "Мустангами" Фённекольд и погиб в том бою.


Рецензии
Спасибо! Интересные сведения. Но откуда известно, что Фённекольд разбил свой самолет при посадке? В известных мне источниках его Ме-109й значится поврежденным. SG2 потерь не понесла на сколько известно...

Дмитрий Марченко 2   25.05.2023 13:29     Заявить о нарушении
Повреждения оценены свыше 20 процентов, то есть по сути на списание. Сам ас был ранен. Потеря SG2 была понесена, но списана на 10 число. Немцы были редкие хитрецы. По сути даже 10 процентов повреждений чаще всего на деле обозначило либо полностью уничтоженный, либо очень сильно повреждённый самолёт.

Андрей Грачев 2   25.05.2023 19:35   Заявить о нарушении
С чего же Вы взяли, что поврежденный на 20 - 30 % самолет списывался? списывался поврежденный на 60 и более%.

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 12:44   Заявить о нарушении
Мои любимые примеры - это случай с Эттелем, когда он в мае 43 года посадил самолёт на вражеских позициях, и потом ещё полком добирался к нему, чтобы снять оборудование. Однако, хотя возможность эвакуации самолета была исключена, он признан был повреждённым на 25 процентов. А осенью 42 года Рупп посадил самолет вообще в тылу советских войск, но его тоже признали повреждённым на 20 процентов. Случай с самолетом Айхеля-Шрайбера, он сбил был в сентябре и ранен, якобы повреждения на 10 процентов, но самолет был списан. И случаев таких много. Притом в подавляющем большинстве случаев эти самолеты совершали посадку на брюхо. А это уже условная потеря, так как такой самолёт теряет в любом случае свои характеристики

Андрей Грачев 2   26.05.2023 16:59   Заявить о нарушении
Интересные сведения, и интересно откуда известно что стало с Bf109G-4 № 19453 Эттеля 11 мая, да и других упомянутых?

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 22:34   Заявить о нарушении
Про Эттеля нашел, да действительно самолет был потерян, а записан как поврежденный 25%

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 22:53   Заявить о нарушении
Но все таки без достоверных сведений о судьбе самолета, нельзя считать поврежденных на 20 - 60% безвозвратными потерями.

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 22:56   Заявить о нарушении
Всё, что свыше 10 процентов, это как минимум очень серьёзные повреждения. Именно к такому выводу я пришёл. Что выше 30 процентов, это фактическая потеря. Да и сами представьте повреждённый на 30 процентов самолёт. То есть примерно на треть. Разве такой самолёт летать сможет? Понятно, что-то потом чинилось, но воевать на таком самолёте уже невозможно. Что же касается всяких ремонтируемых в полевых условиях повреждений, то немцы их не учитывали вообще. Например, Новотны и Липферт упоминали про бои, в которых их самолёты были буквально превращены в решето, но эти случаи не отражены в таблицах квартирмейстера. Я может сделаю выборку потерь самолётов, повреждённых "на 10 процентов"

Андрей Грачев 2   26.05.2023 23:38   Заявить о нарушении