История художника через призму кинематографа

Решив посмотреть что-то интересное, я неожиданно наткнулась на фильм 1958 года, снятый известным французским режиссером Жаком Беккером. Фильм посвящен жизни одного из моих любимых художников — Амадео Модильяни. В 2012 году в парижской Пинакотеке была организована выставка коллекции Йонаса Неттера. На ней были представлены картины «Парижской школы». Йонас Неттер был промышленником и меценатом, помимо этого он прекрасно играл на рояле. Самым первым его увлечением были французские импрессионисты. Он начал покупать их картины; стоили они в ту пору недорого. Однако позже, когда  импрессионисты приобрели мировую славу, то  цены на их картины поднялись. В этот момент коллекционер начал подумывать, не стоит ли  ему переключиться на кого-то другого. В этот момент, уже другой французский меценат, польско-еврейского происхождения, —   Леопольд Зборовский посоветовал Йонасу Неттеру начать покупать картины ещё мало известных молодых художников.  В итоге, Йонас Неттер  последовал совету Зборовского и начал покупать картины Модильяни, Сутина, а позже, — Валадон, Утрилло, Кисслинга и многих других. В ту пору коллекционеров и приобретателей картин называли «маршанами», то есть «торговцами»,  от французского слова — «marchand».  

Фильмов о жизни Модильяни оказалось два. Один из них  — это фильм 1958 года Жака Беккера  — «Любовники Монпарнаса». Другой же фильм, -  2004 года, был снят Миком Дэвисом. В первом фильме  снялись два прекрасных актера — Жерар Филипп и Анук Эме. На мой взгляд, именно эти актеры, как никакие другие, подходят для столь щемяще-грустной истории. Тот факт, что фильм черно-белый, придает ему особую эстетику. Да и Жак Беккер был известным режиссером; наверняка,  многие помнят его фильм-шедевр «Золотая каска», с роскошной Симоной Синьоре. Можно сказать, что фильм Беккера камерный: он  рассказывает историю несчастной любви между художником и его натурщицей. Познакомившись в 1918 году, Амадео Модильяни и Жанна Эбютерн поехали на юг Франции. Вскоре у них родилась дочь Жанна. Однако сам Амадео, с  самого детства, рос болезненным ребенком; поэтому алкоголь и наркотики, которыми он старался заглушить ощущение бессилия и безнадежности, сгубили его. Он умер рано, в 35 лет. Жерару Филиппу, в момент съемок  было так же  35 лет.

Третьим, очень  важным персонажем в фильме, является господин Морель, блистательно сыгранный  Лино Вентура. Этот алчный торговец  картинами прекрасно понимает, что Модильяни гений, но ничем не хочет ему помочь, — он ждёт своего часа. Даже в тот момент, когда он видит его в кафе, предлагающим свои рисунки за бесценок, он не хочет потратить и сантима. Морель  предпочитает холодно  наблюдать за унижением гения. Когда же Модильяни, в состоянии сильного опьянения, выходит из кафе, то Морель следует за ним, подобно хищнику, преследующему свою жертву. Неожиданно Модильяни хватается за сердце и падает наземь. Приблизившись к нему, Морель понимает, что Модильяни  умирает. Не теряя ни минуты, он бежит к дому, где живут Амадео и Жанна; ворвавшись в квартиру, он предлагает Жанне купить все картины мужа. Удивленная предложением, она радуется, думая, что наконец-то нашелся человек, который не только ценит талант Модильяни, но и может купить все его картины. Ей  так хочется поверить в чудо; она ведь ждала второго ребенка. Образ Мореля является метафорой алчности  скупщиков картин, ведь многие художники, особенно в ту эпоху, зависели от торговцев. Модильяни умирает, а на следующий день погибает и его возлюбленная, с ребенком во чреве.

Второй фильм о Модильяни был снят Миком  Дэвисом в 2004 году, почти сорок лет спустя. В нем также играли прекрасные актеры —  Эльза Зильберштейн и Энди Гарсиа. В отличие от первого, второй  фильм выходит за пределы трагической судьбы Модильяни;  Мик Дэвис воспроизводит  атмосферу, царящую в художественных кругах Парижа в  начале двадцатого века. Именно поэтому, в центре событий оказывается знаменитое кафе «Ротонда», где в те времена собирались художники. Здесь, за стаканом вина, они вели беседы об искусстве. Кто только здесь не побывал: Хаим Сутин, Морис Утрилло,  Мойша Кислинг, Диего Ривера, Модильяни, Пикассо. Зритель становится свидетелем непрерывного диалога между Модильяни и Пикассо. Пикассо высоко ценил Модильяни, поэтому, когда однажды друг Модильяни попросил Пикассо разрешить повесить на выставке картину Модильяни рядом со его,  Пикассо согласился. Однако, увидев это, Модильяни пришел в состояние бешенства; его гордость была задета, — сорвав картину с мольберта, он её уничтожил. 

В последних кадрах фильма мы видим огромный зал, на стенах которого висят закрытые тканью картины, — это картины молодых художников, включая и Модильяни.  Зал переполнен, но  самого Модильяни нет. Присутствует лишь беременная Жанна. Наступает торжественный момент: ткань, закрывавшая картины, сдернута, и взору открываются полотна Мориса Утрилло, Пабло Пикассо, Мойши Кислинга, Диего Риверы и Модильяни. Увидев собственный портрет, Жанна не верит своим глазам, — глаза на портрете открыты. Она тотчас вспоминает недавний разговор с Модильяни, когда она у него спросила, почему на всех портретах он изображает её с невидящими глазами, то он  ответил, что  когда  увидит её душу, то  откроет ей глаза. И вот, стоя перед портретом, она видит себя зрячей. Для неё это  признание в любви; ведь он смог увидеть её душу, и эта душа столь прекрасна и чиста. Пока в зале идет торжество, Модильяни умирает в больнице. Однако Жанна этого пока ещё не знает.  Увидев мужа, умирающим на больничной койке, она понимает, что отныне её собственная жизнь не имеет никакого смысла. 

На следующий день, она выбрасывается из окна родительской квартиры, предварительно попросив прощения у своей дочери Жанны. В момент смерти, Модильяни 35 лет, а Жанне 22 года. Оставшаяся после их смерти дочь, которой они дали имя матери — Жанна, станет художницей и будет писать воспоминания о своем гениальном и несчастном отце. 

25 мая, 2023 год, Брюссель


Рецензии