К статье Богомолова

К статье режиссера г. Богомолова «Диетическое горе».
Такой ракурс правомерен, во многом соглашусь, предложив скорее не замечания, но добавления. Во первых, полностью согласен, что испытания в жизни «инициируют» не люди сами по себе, но Бог (наделивший нас волей делать правильные шаги или ошибки). Во-вторых, то, что в РФ сейчас позиционируется группа с особым мнением на текущее, - это, да!, очевидно, это не может не вызывать у «других» отрицательную реакцию. Поразмышляем об этом втором посыле автора подробнее.
Вообще, наличие в обществе различных «групп» - это нормально и даже обязательно. Группы могут быть до бесконечности разные: отцы — и дети; старшие братья — и младшие; группы по досуговым интересам; производственные коллективы и подколлективы; наконец, классы (страты); маргиналы и элита; богема и антибогема; деревня — город; партии и личности (по Плеханову); мужчины — женщины; пассионарии (избыток социальной энергии) — и субпассионарии (дефицит социальной энергии), управленцы — исполнители... И каждый из нас может одномоментно быть в нескольких этих группах. По Энгельсу, общественная жизнь — это множество разнонаправленных векторов, а итоговое направление развития — по их суммарному (общему) вектору. Нынче это называется «системным взглядом на развитие общества», согласно которому общественный организм — это системное образование со множеством подсистем. Рядовым примером одной из общественных подсистем ныне является сформировавшаяся группа «Особое мнение» («Особняк»), - рядовым примером, не более того, с точки зрения функционирования и развития общества. Дальше уже нет необходимости что-то детализировать. «Особняк» брезгливо косится на «низы», а те сто раз брезгливее — на «Особняк», сколько людей — столько мнений, на чужой роток не накинешь платок, и как бы «высоко» ни вздымали свой «вектор» в «Особняке», история учтёт их мнение, но пойдёт «общим» путём, прохохотав поговорку: «Что толку, что мир широк, если сапог узок!»...
Вместе с тем не стоит забывать, что такие «особняки» несут определённую позитивную роль — как неподкупные критики всего и вся в обществе. Они подталкивают общество оздоравливаться, и это давно научно показано на примере анализа общественной роли такой «подсистемы», как богема. А также пора осознать, что в истории не бывает «безукоризненно истинных» знаний и доктрин, а действует тоже «принцип дополнительности» (который уже распространился из физики в филологию, пора обжиться и в историософии). Зерно умирает в колосе, жизнь торжествует через смерть, жизнь и смерть — ежесекундно в каждом существе. Не было бы Иуды — не было бы Пасхи. Жизнь человека, общества, кого и чего угодно — не в стоянии  на месте и держании велосипеда, а в умении держать равновесие при движении  на этом велосипеде. Наша задача, страны РФ, удержать равновесие — при наличии «особняка», «других», вообще всех всевозможных разнонаправленных векторов. Статья г. Богомолова — хороший рабочий момент. Приведу выдержки из конца статьи:
«Мертвое достойно оплакивания, но плач по прошлому быстро становится наркотиком... В феврале 2022 года прошлое умерло. Безвозвратно. Поезд истории пошел по иным рельсам. Его не вернуть на прежний путь... Лишь умерев в наших сердцах, прошлое освобождает дорогу будущему и дает шанс настоящему. А в настоящем есть смысл и цель. И правда, и дух. И подлинность. Надо только суметь выйти из "особняка", засучить рукава — и работать, и жить, и верить. Надо отбросить презрение к своей стране и своему народу и услышать гул истории и голос людей. Потому что их мнение имеет значение».
P.S. Медицинское выражение "прививка (провокация) от" - давно проникло и в общественный дискурс. Слова "услышать гул истории и голос людей" обращены ко всем.


Рецензии