Мемуары Арамиса забегая в конец - часть последняя

Глава 240

Вчера, я закончил свои мемуары.
Я записал последнее событие своей жизни, которое, на мой взгляд, имело смысл записывать.
Я рассказал здесь, как я стал генералом Ордена Иезуитов, а также, как стал Папой Римским.
Я рассказал, какие преступления совершила Миледи, ещё задолго до того, как с ней познакомился и в неё влюбился Атос.
Я рассказал, как я сам едва не был ей убит.
Рассказал я и о том, как Мордаунт стал тем чудовищем, кто в этом виновен, как он убил нескольких не причастных к его судьбе людей, и среди них – служанку Миледи Кэтти.
Рассказал я и о том, как в действительности мы спаслись из заминированной фелуки, о том, почему в действительности Мазарини дал титул барона Портосу и чин капитана королевских мушкетёров д’Артаньяну, объяснил я и почему он его лишил этого чина, и по какой причине Король вернул его ему.
Я рассказал, почему д’Артаньян вызывал зависть Кольбера, почему Король арестовал Фуке, почему он поручил арест именно дАртаньяну.
Я рассказал и о страшной тайне Королевы Анны, а также о причинах, почему д’Артаньян раскрыл мой замысел по подмене Короля на его брата-близнеца, и как он впоследствии сам реализовал этот замысел, а затем вернул законного Короля на место.
В этих мемуарах я объяснил, почему умер Карл Лотарингский, а также почему Король Людовик Четырнадцатый всегда относился с величайшим уважением к герцогине де Шеврёз, и почему я перестал относиться к ней с уважением.

Теперь мои содержат объяснения многих событий, а также описания поступков людей, которых я знал, с некоторыми из которых я был дружен, с другими враждовал, с иными поддерживал товарищеские отношения, а других попросту наблюдал со стороны, никак не вмешиваясь в их жизнь.
Я описал то, как я, простой шевалье, аббат и мушкетёр д’Эрбле, стал сначала епископом Ванским, затем, фактическим генералом Ордена Иезуитов, в то время, как все прочие члены Ордена полагали, что этим генералом является отец Джованни Паоло Олива, который был лишь номинальным моим представителем и исполнял мою волю, представляя меня в явном виде, скрывая за своей фигурой того, кто руководил всем, меня, истинного генерала Ордена. Я стал герцогом д’Аламеда, послом Испании во Франции.
При моём участии Королева Франции Анна Австрийская трижды избежала смертельной опасности, кардинал Ришельё избежал почти неизбежной смерти, герцогиня де Шеврёз избежала казни четырежды, граф де Рошфор – трижды, граф де Ла Фер и его сын Рауль де Бражелон – один раз.
Я один из оставшихся в живых знаю, кто был истинным отцом Короля Людовика XIV.
Я чуть было не спас фаворита Короля Людовика XIII Сен-Мара от гибели, вместе с моими друзьями я чуть было не спас Короля Англии Карла I от казни. Я вмешивался в дела Европы и исправлял ход событий так, как считал нужным.
При моём участии герцог де Бофор совершил побег из крепости, примирился с Королевой Анной, Королём Людовиком XIV и кардиналом Мазарини. Я осуществил почти единолично, с небольшой помощью барона дю Валона, подмену Короля Людовика XIV на его брата Луи-Филиппа, а после того, как капитан Шарль д’Артаньян и Фуке вернули Людовика обратно, вынужден был некоторое время скрываться в Испании. Я догадался по некоторым известным мне приметам, что д’Артаньян осуществил самостоятельно эту подмену Короля на его брата вторично, после чего Луи-Филипп находился на троне более трёх месяцев. Когда судьба доверила мне повлиять на то, кто же из двух принцев останется на троне Франции окончательно, я, как и мой друг д’Артаньян, взвесив все «За» и «Против» принял решение, которое лично мне было крайне невыгодным, но в точности соответствовало интересам Франции, я выбрал Людовика XIV, чем приговорил Луи-Филиппа к повторному изгнанию. Наконец, я соединил Луи-Филиппа с возлюбленной им Катериной Шарлоттой де Грамон, княгиней Монако. Я вызволил из рук Карла Лотарингского его пленников Луи-Филиппа и Шарлотту де Грамон, обеспечив им тихое счастье вдали от всех, кто их знал, и кто мог помешать им насладиться любовью и простой жизнью, не обременённой никакими заботами. Наконец, я перестал снабжать Карла Лотарингского тем противоядием, которое могло бы поддерживать его жизнь, после того, как он нарушил данное им обещание не бунтовать против Людовика XIV и не ввергать Францию в новую череду гражданских войн, вследствие его Карл Лотарингский умер. После этого я отошёл от дел во Франции и уделил все свои силы делам божьим.
Я стал, наконец, кардиналом Антонио Пиньятелли, заменив собой погибшего человека, носившего прежде меня это имя, воспользовавшись значительным с ним сходством, в следствие того предложения, которое сделали мне мои агенты, члены Ордена. Под этим именем я стал кардиналом, а затем в возрасте 89 лет я стал Папой, приняв имя Иннокентия XII. Мне понравилось это имя, поскольку я, действительно, считая себя невиновным в тех бедах, которые происходили в Европе, и которые я по мере своих сил стремился отвести от милой моему сердцу Франции.
Всё это я описал в своих мемуарах.

Сегодня я написал мало. Буду ли я продолжать свои мемуары, описывая день за днём те события, которые случатся со мной завтра, через неделю, через месяц или через год?
А случится ли со мной что-нибудь ещё?
Сколько ещё Господь будет терпеть моё бренное существование, и когда он призовёт меня к себе? Ведь мне уже далеко за девяносто лет. Ведь не могу же я льстить себя надеждой дожить до ста лет и дольше? Никому в подлунном мире этого не дано. Светильник моей жизни неминуемо угасает, счёт пошёл уже не на годы и не на месяцы, а, вероятнее всего, на дни или даже на часы. Я уже не надеюсь, что со мной случатся события, достойные того, чтобы их записать.
Слава богу, о преемнике я позаботился!

Я подумал, что, быть может, следует припомнить ещё кое-что из того, что со мной случилось ранее? Не запамятовал ли я о чём-нибудь важном?
Разумеется, кое-какие события я описал сумбурно, не уделяя, быть может, должного внимания тем деталям, которые следовало бы записать.

Добавить их сейчас? Смысл?

Но нет, это не имеет никакого смысла. Ведь эту книгу никто не прочитает, я пишу её исключительно для себя. Так зачем же принуждать себя, для чего торопить своё перо? Должен ли я соблюдать последовательность изложений, соразмерность глав и подчиняться прочим предрассудкам?
Бьюсь об заклад с самим собой, что я могу изъять десяток-другой глав и бросить их в камин, и никто даже не заметит никаких изменений. Ведь у меня нет читателей, и, я надеюсь, их никогда не будет. Между тем, я заметил, что всё, что я записал на бумагу, остаётся в моей памяти навсегда. Иными словами, вопреки тому, что я надеялся записать свои воспоминания для того, чтобы забыть их и очистить свой ум для других мыслей, новых и полезных, я, как оказалось, лишь развлекаюсь и излишне закрепляю в своей памяти давно ушедшие события. Впрочем, какая-то польза от этого есть. Я расставляю все свои воспоминания по полочкам, привожу их в порядок, и после этого они уже оставляют в моем сердце лишь спокойствие и теплоту, словно сознание от честно выполненного долга.

Любопытно, прочтёт ли кто-нибудь мои труды? Как-то один гадатель научил меня гадать на картах Таро. Попробовать что ли раскинуть шутки ради?

Я сложил карты Таро и прочитал какую-то абракадабру. Я хотел узнать имена возможных моих будущих читателей, а вижу какие-то странные сочетания символов! Zhiznobud… Tinaswift… Sofialagerfeld… Какая-то ерунда! Разве могут людей называть такими именами? Верно говорят, что гадание – развлечение для дураков. Выброшу-ка я эти карты Таро и не буду больше тратить время на них.

_____________________________________________


ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА: На этой двести сороковой главе, быть может, не окоченной, завершается папка с листками рукописи, которая, как я думаю, должна была быть озаглавлена «Мемуары Арамиса». На ней было иное название, о чём я сообщил в предисловии к выполненному мной переводу.


Рецензии
А меня в читатели почему не внесли?
Буду жаловаться!
Хнык!

Карл-Шарль-Шико Чегорски   30.06.2023 12:05     Заявить о нарушении