Глава 421. Бах. Месса cи-минор. Кейкен

Иоганн Себастьян Бах
Месса cи-минор
Ансамбль «La Petite Bande»
Сигизвальд Кёйкен (дирижер)
Петра Носкаева (меццо-сопрано)
Кристоф Генц (тенор)

sir Grey: Выскажу предположение, что Бах — едва ли не самый неканонический композитор, в смысле неограниченной свободы интерпретаций, которую допускают его произведения. Не только характер исполнения (кому-то нравится трагизм, кто-то его не принимает и т. п.), но и просто темп (может варьироваться в два раза — свободно), наконец — сами инструменты (скрипка, гобой, клавесин, фортепьяно — играй на любом). Конечно, я не могу судить о баховских современниках и о добаховской музыке. Но для меня это странно: интерпретационную свободу, скорее, можно было бы ждать от романтиков? Так нет же: вот пианистка решила сыграть медленно вальсы Шопена — и не идет! Кого бы мы ни исполняли, мы стремимся понять авторский замысел, приблизиться к нему. А у Баха… не постигаю я. Есть ли вообще замысел, как это должно быть исполнено? Многие тут говорят: смотрите в ноты. При этом сам-то Бах был не просто исполнитель, но и виртуоз.

Andrew_Popoff: Едва ли Ваше предположение верно. Это присуще всей музыке барокко. Текст рассматривался как повод для состязаний в ораторском (исполнительском) искусстве, поскольку формы музыкальные происходят от форм риторики. А вербальный текст можно прочитать быстро, медленно, с украшениями по своему усмотрению. Все равно это будет все тот же текст. Поэтому и ноты того времени содержали минимум информации, сравнительно с романтиками, например. Зато была традиция, то есть часть информации подразумевалась сама собой и потому не нотировалась. Но в рамках традиции допускалась значительная свобода.


Рецензии