ПОРА ПИТЬ КОФЕ

    Моя одноклассница Камила была счастливым человеком - все у нее получалось легко, без натуги.
    Она легко закончила школу с золотой медалью, легко поступила в Институт иностранных языков, легко вышла замуж за карьерного дипломата, легко родила двоих детей, мотаясь с ним по миру.
    Теперь, правда, ее мало кто звал по имени, чаще «мадам Пети».
    Затем, вдруг, Камка неожиданно быстро развелась и легко создала свое «Агенство по подбору кадров» для обслуживания богатых клиентов.   
    Только по ее рекомендации те нанимали на работу водителей, садовников, поваров, горничных, воспитателей.
    Каталась словно сыр в масле. Но, как часто бывает - подсидели компаньоны.
    Заступиться теперь за Каму было некому -  бывший муж работал уже в другой стране.   
    При этом надо заметить, что у Камилы не имелось среди родных и знакомых ни партийных функционеров, ни милицейских чинов, ни мафиози. Она всего добивалась сама.
    Так фантастически может везти только светлым людям с чистой душой, которых судьба выбрала другим в назидании. Мол, смотрите, если будете такой же, как моя протеже, то и вам улыбнется счастье.
    Не зря же в переводе с арабского «Камила» означает «совершенная», «лучшая».
    После того, как эта счастливица лишилась своего дела, она вскоре пристроилась на новое место.
    Бывший клиент ее Агенства, который неровно дышал только при одном упоминании о мадам Пети, оказался очень кстати со своим деловым предложением.
    В прежние годы Камка его в упор не видела, а тут вдруг соблаговолила пойти работать к своему воздыхателю. Видимо сильно прижало.
    И то сказать, за такие деньги, что тот ей предложил, любой из нас согласился бы.
    Стала моя подруга ухаживать за обувью иностранного бизнесмена со звучной фамилией Люкс, который  всерьез и надолго обосновался в Ташкенте.
    Говоря современным языком, бизнесвумен Камила в одночасье превратилась в профессионального шушайнера(буквальная калька с английского shoe-shiner -  наводящий блеск на туфли).
    В обязанности мадам входило проветривать, просушивать и чистить специальными составами туфли, ботинки, сапоги, сандалии, кроссовки тридцатипятилетнего дядьки, который помешался на обуви.
    Всего в арсенале мужичка было сто двадцать семь пар «лапоточков».
    На каждую пару была заведена специальная карточка, где следовало указывать, в какой день какая операция с ней проведена.
    Перед тем, как приступить к исполнению своих обязанностей, Камочку обучали приемам ухода за разными видами обуви: кожаной, замшевой, с тканевыми и металлическими вставками…
   
    Признаться, в начале я не поверил, что в наши дни человек, пусть даже очень богатый, будет нанимать работника только для того, чтобы ухаживать за обувью. Это было что-то сродни стольнику или постельничьему государя. Но когда Кама спросила, что я знаю про топ-сайдеры, мокасины, слиперы, слипоны, эспадрильи, челси, дезерты, дерби, броги, мне стало стыдно.
     Нет, про мокасины я, конечно же, знал, потому что сам их носил. А все остальное звучало для меня как нечто экзотическое.

    
    Надо сказать, что мадам Пети легко сходилась с людьми, но не прощала подлянки, и потому случалось, что быстро расставалась со многими своими приятельницами и знакомыми.
    А ведь все мы не без греха!
    Может потому, что я с ней редко виделся, а скорее всего потому, что у нас не было общих дел, Камилка избрала меня своей «подружкой».      
   
    Иногда она звонила и приглашала "на кофе" в уютную кафешку в холле гостиницы «Узбекистан», «чтобы отвести душу».   
   Признаться, я очень дорожил таким доверием и старался ничем не подпортить свое реноме в ее глазах.

   
    Каждый этап в своей жизни «мадам» отмечала со мной за чашечкой кофе. Потому, когда в этот раз она позвонила с предложением: «А не вдарить ли нам, сударь, по кофейку!» я уже знал, что что-то случилось.
    И, как выяснилось, не ошибся.
  - Мне надо выговориться – сказала, вместо приветствия, Камила, взглянув на меня своими огромными чуть раскосыми глазищами.
   -Ты не уверена в чем-то?
  - Мне надо выговориться, - повторила, как мантру, моя собеседница. И, не дожидаясь ответной реакции начала говорить.
    Рассказчицей подружка была отменной.  Своими байками она держала меня все время в напряжении, к тому же мастерски могла передавать диалоги в лицах.
 
 
                - Тут неожиданно нарисовалась непонятная ситуация, - начала
                выговариваться Камила. - Вроде бы не первый год на свете
                живу, а с подобным прежде не встречалась.
    Ну, скажите, пожалуйста, как после такого
интригующего начала можно было остаться равнодушным слушателем!
 
                -Когда у меня была своя фирма по подбору кадров, то не все
                соискатели работы смогли пройти там конкурсный отбор. По
                разным причинам.
                Помнится, одной очень красивой девушке, Стэлле Чо,
                пришлось отказать в месте, из-за ее высокомерия и склонности
                к эпатажу.
                Каково же было мое удивление, когда в доме, где я
                устроилась шушайнером, мы встретились с этой красоткой.
  Отхлебнув остывший кофе, мадам Пети продолжила.
                - Она заставила обратить на себя внимание довольно хамским
                отношением к прислуге. И еще тем, что не носила униформу,
                которую нам всем полагалось надевать во время работы.
                Девочки представили ее как помощницу хозяина.
   Камила опять сделал паузу, словно вспоминала что-то.
                - Да, так вот. Первое время эта фифочка меня будто бы не
                узнала, зато потом начала есть поедом. Мол, и то я делаю не
                так, и это.
                И вот настал день, когда господин Люкс вызвал меня «для
                серьезного разговора».
                Он показал докладную записку этой стервозы, в которой та
                обвиняла меня в злоупотреблении доверием. А в
                «доказательство» привела случаи, когда я, якобы за деньги,
                сдавала в аренду эксклюзивную обувь, за которой мне было
                поручено ухаживать.
                Но самое интересное последовало затем…
   Камилка, как заправская актриса, многозначительно замолчала на самом интересном месте и, промариновав меня еще какое-то время, продолжила.
                -Хозяин предложил мне должность своего референта по кадрам.
   Увидав мое вытянутое от удивления лицо, подруга прыснула от смеха.
                - Вот-вот, и на меня его слова произвели эффект
                разорвавшейся клизмы.
                Я не могла понять, как это все это монтируется: кляуза его
                помощницы и предложение самого хозяина.
                И потом, как мы сможем вместе работать: я и она. Ведь
                хочешь-не хочешь нам придется пересекаться.
                Конечно, мне льстило такое предложение. Но, согласись,
                вопросов здесь больше чем ответов.
  - И? – Мне уже не терпелось дойти до самой сути.
                - Короче, - Камила решила дальше не тянуть вола за хвост и
                открыть все карты.
                Люкс член правления и акционер крупной строительной
                компании. Он курирует сразу несколько направлений в ее
                деятельности. И, с его слов, ему позарез нужен толковый
                сотрудник, на которого он сможет положиться.
  - Да, но тебя же обвинили в злоупотреблении доверием! – перебил я Каму.
                - Тут-то собака и зарыта! – загадочно произнесла подруга. –
                Во-первых, принимая меня шушайнером, шеф, уже имел 
                представление с кем имеет дело.
                А во-вторых... Во-вторых я хочу кофе, -  капризным
                голосом заявила Камила.
    Ну, кукла! На самом интересном месте решила пококетничать. Тоже мне, нашла время!
                -Ты не поверишь, но, как выяснилось, кляуза сыграла в мою
                пользу, - продолжила мадам Пети, хлебнув новую порцию
                ароматного напитка. 
                Дело в том, что этот Люкс, человек
                своеобразный и мыслит нестандартно.
                Когда я заявила ему, что не может быть и речи о моем
                переходе в компанию, пока склочницу не уволят, он прямо
                сказал, что знает цену своей помощнице и намерено использует
                «весь букет ее достоинств».
                Она нужна ему «как …козел отпущения».
  - Как кто? – переспросил я.
    Мадам Пети проигнорировала мой вопрос, будто его и не было вовсе.
                -Ты слышал что-нибудь о теории «паршивой овцы»? –
                спросила она в свою очередь.
    Наш разговор стал походить на беседу двух умалишенных.
  - Кама, ты себя слышишь?! Что за скотный двор: то козел отпущения, теперь вот паршивая овца! А следующий будет конек-Горбунок?
    Мою подружку явно начало заносить.
    Объяснения этому я не находил и потому решил перевести все в шутку.
    Где-то вычитал, когда перестаешь понимать собеседника, пошути. Это, якобы, помогает нивелировать возникшую неловкость.
    Однако, прием не сработал, как говорится, «Остапа понесло».
   
                -Еще будучи студентом Джорджтаунского университета, Люкс
                ознакомился с теорией «паршивой овцы», автор которой
                профессор психологии Мюррей Боуэн.
                Вкратце суть ее в том, что члены трудового коллектива
                как бы передают «паршивке» свою боль, напряжение и
                тревогу, которые сами переживают, но справиться с
                негативом не могут. 
                Они чувствуют облегчение, когда   указывают на кого-то:
                вот он или она проблема, а мы – нет.
                «Паршивая овца» не лишняя. Ее роль важна тем, что
                помогает коллективу сохранить баланс и комфорт. Таким
                образом она является коллективным козлом отпущения. Что
                идет только на пользу делу.
    Я скривился, детский лепет какой-то! Специально держать сотрудника в качестве «паршивой овцы»! Несерьезно все это.
    -Ты сама-то поняла, что сказала? А как быть с пословицей «Паршивая овца все стадо портит»?
    Мне надоело слушать эту наукообразную бредятину и потому решил прервать Каму.   
   -По-моему, он просто подбивает к тебе клинья и выдумал теорию, которая гроша ломаного не стоит. Твой Люкс, судя по всему, возжелав тебя, использовал старую, как мир, схему – сыграл в плохого и доброго следователя. Сначала эта коза Стэлла пишет донос. А затем он, вместо того, чтобы с позором уволить тебя, предлагает солидную должность. Рассчитывает, что в знак благодарности ты…
                - Да даже если это и так! – сказала с надрывом подруга.-
                Я уже зализала раны, нанесенные мне разводом и
                предательством компаньонов по бизнесу. Я вновь хочу жить
                полноценной жизнью.
                Начинать заново с нуля – тяжело. А до конца своих дней
                ухаживать за чужими лаптями- скучно! Даже за хорошие
                деньги. Ты же знаешь меня!
                Да и чем я рискую? Не понравится – уйду!
   
    Мне показалось, что мадам Пети уже что-то решила для себя и потому я не стал ее переубеждать. Пусть, думаю, пар выпустит, а там война план покажет.

   …Прошло, наверное, с год или около того, прежде чем Камилка снова позвонила и пригласила на кофе. На этот раз к себе в офис.
    Увидав ее роскошный кабинет в высотном здании в центре Ташкента, я понял, что подруга в шоколаде и ей очень захотелось продемонстрировать это.
  - Стэлла, два кофе, - рявкнула в селектор мадам, едва ее водитель передал гостя с рук на руки хозяйке.
    На какое другое имя я бы не среагировал, но в памяти осталась зарубка о стервочке Стэлле.
   -Это та самая? 
    Вопрос прозвучал, как только очень красивая женщина принесла на подносе ароматный напиток и скрылась за дверью.
    Подружка кивнула, не скрывая своей саркастической улыбки.
  - Она! Уговорила Люкса перевести эту козу в мое подчинение. Теперь команды с лету хватает. Выдрессировала.    

    Неужели теория «паршивой овцы» и вправду сработала? – задался я тогда вопросом.
     Мы, конечно, менеджменту в Америке не обучались, только сдается мне все это чушь полная. Или же американские стервы против наших ничего не стоят.
     За двадцать пять лет работы в газете мне «повезло»- из таких «овец» можно было собрать нехилое стадо.
     Блеяли они очень даже громко, но никакой пользы, кроме вреда, коллективу от них не было.

      Между тем, моя подружка исчезла и на этот раз надолго. Я начал волноваться и, вопреки заведенному правилу, позвонил первый.
      Очень долго телефон не отвечал. Наконец, с пятой попытки, дозвонился.
    - Что случилось, мадам Пети? – невольно вырвалось у меня вместо приветствия.
    - Вы ошиблись, у нас такой нет, - после некоторой паузы ответила Камила, которая явно узнала меня. – Отныне здесь проживает фрау Люкс. Да, кстати, а не испить ли нам, сударь, кофейку?!


Рецензии