Об искусстве - что это и зачем

Субъективный взгляд.

Каждому человеку необходимы возможности для проявлении собственной индивидуальности. Душа порой этого не просто просит, а даже требует, вынуждая совершать серьёзные капиталовложения для удовлетворения этих её немыслимых с точки зрения здравого смысла капризов. Как сказал небезызвестный персонаж из мультфильма «Падал прошлогодний снег»: «Что это за жизнь без пианины!» Или вот, без всяких материальных затрат человек просто решил порадовать себя и окружающих своим непревзойдённым вокалом. И ладно, и замечательно, если только человек никогда не встречался с хорошо известным медведем, любителем топтаться по ушам. А если роковая встреча всё-таки состоялась? И как в таком случае, если не звуковым террором, можно назвать громкое фальшивое пение, от которого человека с нормальным музыкальным слухом просто скукоживает? А как быть порой с весьма своеобразной живописью где попало и как попало в лучшем случае просто бездарной, а в худшем – демонстрирующей пошлость и дурной вкус своего автора? Как с этим быть? Ведь это проявления индивидуальности! Задавить на корню? Охо-хо…
Ну а теперь серьёзно и по делу. Раньше я думала, что искусство – это что-то из разряда развлечений. Даже сказала бы так: искусство – это нечто искусственно созданное для того чтобы скрасить тоску человечества по гармонии и красоте, которых ему отчаянно не хватает в жизни. Да, жизнь украшает, но в принципе без этого можно обойтись. С течением времени моё мнение по этому вопросу изменилось. Начну издалека. Наше время – это время разобщённых людей, а ещё, это время людей с узкой «специализацией». Я имею в виду не профессиональные качества, а личностные, хотя на профессиональную ориентацию это разумеется тоже влияет. Есть люди шустрые и деятельные, при этом не особо душевные, даже порой чёрствые и "глухие" к потребностям других; есть слабые, медлительные, но тонко и глубоко чувствующие; есть весёлые, способные дарить праздник, но безалаберные и безответственные; есть добрые и внимательные к другим, но какие-то плохо приспособленные в быту, неорганизованные и нуждающиеся в покровителях и помощниках; есть сильные, пробивные, но жёсткие и циничные. И в этом, разумеется, есть определённый смысл. Эта узость «специализаций» должна стимулировать людей к преодолению разобщённости, консолидации качеств для гармоничного и взаимовыгодного сотрудничества. Должна. Но обычно как-то плохо получается. Дело в том, что у людей изменились жизненные приоритеты. Когда-то вопросы духовной сферы интересовали их в гораздо большей степени и считались важнее вопросов сферы материальной. Но времена изменились. Сейчас прагматизм, забота о материальном не просто вышли на передний план, но даже ухитрились коммерциализировать всё то, что связано с духовной жизнью. Идеологическую и нравственную составляющую духовной сферы жизни людей «отжала» церковь. Все виды искусства, существовавшие на тот момент, она тоже пыталась перетянуть на служение себе любимой, но у неё это в полной мере не получилось. Пантеон искусств в конце концов «вырвался на свободу» и в широких массах людей приобрёл светский, мирской характер, к сожалению при этом потеряв нравственную составляющую. Свободный дух творчества не переносит косности и рамок. Церковь запирает дух в клетку догм. Человеческий дух жаждет свободы проявлений. Виды искусства – это окно в свободу. Это реальная возможность скинуть с себя оковы ограничений. Казалось бы искусством может и должен заниматься каждый. Спросите, почему должен? Да потому что искусства стали своего рода языком общения между отдельной уникальной душой, по сути человеческой индивидуальностью и огромным окружающим её миром, а так же мощнейшим способом влияния на этот мир через гармонизацию пространства вокруг себя. И тут перед нами встаёт ещё одна проблема – наличие способностей и талантов. Но это уже как раз таки проявление узости «специализаций» людей с одной стороны и последствия коммерциализации нашей жизни с другой.
И первое, и второе привело к тому, что лишь небольшая часть людей достигает, как правило, в отдельных видах искусства значительных высот, а все остальные, так называемые любители, дилетанты, в зависимости от способностей, проявляют себя весьма по-разному, и в лучшем случае, занимаются этим для себя и в кругу друзей и родных. Большинство же вообще не считает этот вид времяпрепровождения чем-то важным и нужным. Так, блажь какая-то. Вот здесь и кроется ошибка. Заявляю вам со всей ответственностью: ЭТО – НЕ БЛАЖЬ! Человеку необходима настройка своего состояния для гармонизации с миром! Это происходит через музыку, живопись, вообще любой вид творчества и спорт, да-да, спорт я сюда тоже включаю, и считаю, что профессиональный спорт, так же как и профессиональные деятели искусств весьма профессионально выхолащивают в людях желание заниматься этим самим. А что касается способностей и талантов, или узости «специализаций»... Нас же не смущает вопрос о воспитании в себе и в других необходимых для жизни человеческих личностных качеств: доброты, сочувствия, гибкости, терпимости, способности понимать? Так почему же способности к музыке и живописи ставятся в особые условия? Это глупо! Как человек имеющий музыкальное образование и педагогический стаж в этой области, ответственно заявляю, способностями к искусствам обладает каждый при рождении, они «вшиты» в человеческий организм, и лишь условия, в которых человек рождается и развивается, а так же его личностные характеристики и склонности открывают или наоборот закрывают возможность для их явного проявления. Поиск путей, разработка методик для раскрытия способностей к искусствам – это одна из благороднейших миссий на этой земле в наше время. И есть люди, которые посвящали и посвящают этому жизнь. Примеры? Пожалуйста! Я могу назвать два имени. Первое - Щетинин Михаил Петрович – советский и российский педагог новатор, музыкант по образованию, свою новаторскую деятельность начинал с вопроса, которым озадачился будучи преподавателем в музыкальной школе: так ли уж «уникальны» музыкальные способности и можно ли их развить или раскрыть в детях музыкально "бездарных", это оказалось возможным, а в результате в дальнейшем это привело его к созданию школы нового типа, совершенно отличающейся от традиционной. Второе имя - Бетти Эдвардс – американский преподаватель искусства, доктор наук, основоположник методики правополушарного рисования. Я думаю, что есть и другие, просто я не имею о них точных сведений. К тому же хочется напомнить, что раньше в аристократических семьях детей обязательным образом обучали пению, танцам, игре на музыкальном инструменте, живописи и литературному творчеству. При этом совершенно не подразумевалось, что они будут этому посвящать свою жизнь. А в народе без всякого специального обучения практически все поголовно пели, танцевали и занимались рукоделием. И даже в наше время, не смотря на наличие огромного количества профессионалов от искусств, не смотря на раскрученный бизнес по торговле всевозможными продуктами их творчества, в людях не затухает потребность в самовыражении. Человек не может не творить. Но он не может творить без взаимодействия с окружающим миром. Для взаимодействия же требуется умение не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, не только чувствовать, но и СОчувствовать, требуется умение проникнуться, понять, найти общий язык, суметь подстроиться. Если во всём перечисленном присутствуют вибрации Любви, мы наблюдаем ярко выраженный талант. И чем больше этой любви, тем гениальнее творец.
В заключении хочу для примера представить, как на мой взгляд мог бы выглядеть один день обычного человека, живущего с наслаждением и вполне счастливо. Как то, что мы выделили в отдельное занятие искусствами можно увидеть в нашей повседневной жизни или органично вплести в неё.

РАННЕЕ УТРО.
Настройка души на новый день через молитву, медитацию или просто приветствие этому миру и заявление о собственном гармоничном включении в него.
Далее – движения: танец, спорт, желательно на свежем воздухе - солирует тело, наслаждаемся его пением, прохладный душ уже под собственное пение голосом, в идеале – купание в природном водоёме.
ПОЗДНЕЕ УТРО.
Кофе или другой любимый напиток с любимой вкусняшкой и с наслаждением под пение птиц или под запись любимой музыки.
ДЕНЬ.
Встречи с интересными людьми и явлениями. Обмен полезной информацией, обмен энергиями, взаимопомощь, взаимодействия, совместное творчество, совместная трапеза – всё это в состоянии счастья – по сути, это не что иное, как хоровое пение, парные и групповые танцы, рисование самых разнообразных картин жизни.
К КОНЦУ ДНЯ.
Прогулка, общение с природой, беседа с самим собой, размышление – собственное соло в тишине уединения.
Ужин в кругу семьи, еда, приготовленная с любовью любящим человеком – его талантливое творение, нуждающееся в признании.
ВЕЧЕР.
Рояль (гитара, мольберт, вязание, чтение и т.д.)
ПЕРЕД СНОМ.
Песня, стихотворение, молитва благодарности за прожитый день и всё, что он принёс. Прощение-отпускание, переход в состояние покоя.

P.S. Кстати, то физическое удовольствие, которое мы испытываем занимаясь сексом, весьма напоминает наслаждение при погружении в творческий процесс, и второе чаще всего превосходит по качеству первое.


Рецензии