Ролан Барт с цитатами и комментариями

Изо: рыцарь и буддистка - синий зверь тоже ими окровавлен



Ролан Барт

 "Ролан Барт о Ролане Барте":
Он весьма тонок, изыскан, остроумен - точно мог бы быть Бегбедером или Уэльбеком - но пропитался всей этой философской терминологией так, что она вечно из него лезет, сочится, он воняет сраным философом как собака псиной... Он похож на разряженную, с манерами девку, которая вообще-то красива сама по себе, без всего...

Цитаты у него неплохие, но почему-то много про фотографию...

П.С.:
"Как ревнивец я мучим четырежды: поскольку ревную, поскольку себя в этом упрекаю, поскольку боюсь, что моя ревность обидит другого, поскольку покоряюсь банальности; я страдаю оттого, что исключен, агрессивен, безумен и зауряден" - на фоне предыдущих "интеллектуалов" кажется живым человеком...

"Я нерушимо являюсь сам собой, и в этом-то я и безумен: я безумен, поскольку я самодостаточен." - в безумном мире нормальный безумен; и одинокое существование - вещь безумная (по себе знаю).  Вроде, всё нормально, самодостаточно - но кто знает, насколько это состояние прочно? безумные ситуации всегда находятся рядом...

"Другой не я, и я не другой. Другому не пережить опыта моих поступков." - особенно, если эти другие - чужие, далекие

"“Я влюблен? — Да: раз я жду”. Другой — тот не ждет никогда. Подчас я хочу сыграть в того, кто не ждет; я пытаюсь чем-то заняться, опоздать; но в этой игре я всегда проигрываю — что бы ни делал, я всегда оказываюсь освободившимся точно в срок, а то и заранее. Именно в этом и состоит фатальная сущность влюбленного: я тот, кто ждет." - проблема тут не в любви, а в его слабости. Он тот, чьё место под каблуком.

"Слова никогда не бывают безумны (самое большее — первенсивны), безумен синтаксис." - если бы сказал, что безумны соединения слов, предложения, то это бы звучало слишком просто - другое дело, если используешь редкое слово "синтаксис "

"Любой из нас может подтвердить, что удовольствие от текста переменчиво: нет никакой гарантии, что тот же самый текст сможет доставить нам удовольствие во второй раз; удовольствие мимолетно, зависит от настроения, от привычек, от обстоятельств" - и с кино у меня такая история... Вообще, отношение ко всем достаточно новым вещам абсолютно должно бы точно так же быть переменчивым - оно ещё не устоялось...

"Фотопортрет представляет собой закрытое силовое поле. На нем пересекаются, противостоят и деформируют друг друга четыре вида воображаемого. Находясь перед объективом, я одновременно являюсь тем, кем себя считаю, тем, кем я хотел бы, чтобы меня считали, тем, кем меня считает фотограф, и тем, кем он пользуется, чтобы проявить свое искусство. Странное, иначе говоря, действо: я непрестанно имитирую самого себя, и в силу этого каждый раз, когда я фотографируюсь (позволяю себя сфотографировать), меня неизменно посещает ощущение неаутентичности, временами даже поддельности, какое бывает при некоторых кошмарах." - ныне фотография - самое дохлое из всех дохлых  "искусств", но тогда была ещё совсем другая ситуация... Я сам возлагал надежды на фотографию. Даже и сейчас всё ещё посещают некоторые, связанные с фото, идеи! (Самые никому не нужные из всех моих никому не нужных?!)
Но ощущения от фотографирования по-любому уже другие - никаких кошмаров...

"для того, чтобы "деформировать" текст, нет совершенно никакой надобности добавлять в него что-либо от себя: для этого достаточно его процитировать, иными словами - расчленить; в результате немедленно возникает новый смысл" - ну, какие-никакие "новые смыслы" возникают при любом нашем более-менее новом действии... Цитирование, как известно, часто сопровождается вырыванием из контекста - со всеми вытекающими...

"В том, что многие испытывают "скуку" от современного "неудобочитаемого" текста, от авангардистских фильмов или картин, очевидным образом повинна привычка сводить чтение к потреблению" - похоже, заставлял себя читать разнообразную неудобоваримую муру, дерриду и лакана. Боролся со скукой, упрекал себя в потре****стве - с наказанием в виде очередной дерриды...

"нередко то, что сегодня считается бредом, завтра становится истиной" - поэтому-то с надеждой к дерридам присматривался. "А вдруг не бред?" - так многие думают, будучи в себе не уверены...

"Если я решился судить о тексте в соответствии с критерием удовольствия, то мне уже не дано заявить: этот текст хорош, а этот дурен" - отказывал себе в удовольствиях, как настоящий монах - но, как и монахам, это ему ничуть не помогло... (Вообще, я верю, что хороши только те книги, фильмы и т д , которые доставляют мне удовольствие! Самая естественная позиция - которая, конечно, может подвести, но нельзя же совсем не верить в себя и свои ощущения...)

"художественное произведение по сути своей парадоксально, оно есть одновременно и знамение истории, и сопротивление ей" - пустая фраза, но поперченная упоминанием "парадокса" - с наукообразным перцем и пустота съедобна

"письмо представляет собой отвердевший язык" - письмо - это детский конструктор, вывалившийся из головы - мы судорожно придаём ему видимость смысла и взрослый вид...

"Из всего Стиглица меня приводит в восторг — но в восторг безумный — только самая известная из его фотографий (Конечная остановка конок, Нью-Йорк, 1893)" - жили в достаточно бедном на информацию мире, поэтому хватало внимания даже каким-то стиглицам и древним конкам (ничего интересного, кстати, в этой фотке нет - специально посмотрел)

"Очевидно, так было всегда: если о чем-либо рассказывается ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой, - то голос отрывается от своего источника, для автора наступает смерть, и здесь-то начинается письмо." - этот Барт слишком часто вполне здрав и проповедует жизнь и действительность. Непонятно, как он оказался в компании  дерриды и лакана...

"астрология и Литература выполняют одну и ту же функцию институционализации реальности «задним числом»; астрология — это и есть Литература мелкобуржуазного мира." - подсознательная критика литературы, причём, плохой, какого-нибудь "серебряного века". Мертвым космосом от этих "романтиков" действительно несло по полной программе...

"нет, без сомнения, ни одной научной материи, которой не касалась когда-то мировая литература; мир литературного произведения всеобъемлющ и охватывает все виды знания (социальное, психологическое, историческое) - так что литература являет нам то великое единство мироздания" - тут ключевое слово: "касалась". И не более. Поэтому ничего великого, кроме объемов - они действительно устрашающие...

"В писателе есть нечто от жреца, в пишущем - от простого клирика: для одного слово составляет самостоятельное деяние (то есть в некотором смысле - жест), для другого же - деятельность." - как будто Гениса читаешь. Сравнение со жрецами и клириками (они все для нас непростые) очень лестно для современных писак; вообще, они с удовольствием примеряют на себя разнообразные экзотические одеяния...

"в той стране, которую я называю Японией, — сексуальность присутствует в сексе, а не где-либо еще; в Соединенных Штатах наоборот — сексуальность повсюду, но только не в самом сексе" - уверяет, что в Америке все трахаются как лошади или хорьки, а вот в Японии девушки не одеваются в мини и розовое и т.д. - разумеется, это бред, но бред хотя бы на человеческие темы... (Мужички сразу  оживляются, а бабец начинает жеманиться...)

'В шуме времени для меня нет ничего печального: я люблю колокола, настенные и обычные часы — и мне вспоминается, что первоначальные компоненты фото вышли из мастерской краснодеревщика и лаборатории точной механики; на вид старые аппараты были похожи на настенные часы, и вероятно кто-то очень древний во мне еще слышит в фотокамере живой звук дерева." - опять он какой-то древний, а не современный - в современном "шуме времени" про часы и колокола и не вспомнишь!

"Но науке нечего делать с невыразимым: если она хочет изменить «жизнь», она должна ее высказывать." - в нынешнем "шуме времени" процветают только грубые сорняки и примитивные амёбы , соответственно , невыразимости и тонкости заменяются ими, но - под прикрытием всемогущей науки; все сорняки вооружены каким-нибудь "единственно верным учением", а все амёбы технически подкованы...

"Со времен русских формалистов единицей принято считать любой сюжетный элемент, связанный с другими элементами отношением корреляции." - "отношения корреляции " - ну, наконец-то выдал "настоящую современную науку "! (Правда, на уровне единичных элементов, но лиха беда - начало...)

"Один мандарин влюбился в куртизанку. «Я буду вашей, — сказала она, — если вы, дожидаясь меня, проведете сто ночей на табурете в саду у меня под окном.» Но на девяносто девятую ночь мандарин встал, взял под мышку свой табурет и удалился." - дошло, что над ним издеваются? Как назло, всё желанье пропало? Ладно бы, одну ночь просидеть... И ведь не жалела его всё это время! Мог бы, кстати, оставить табурет - пусть служит немым укором...  Я бы и часа на табурете не высидел - слишком скучно  и жопа заболит (а вот со смартфоном можно попробовать!)

"Ясно, что было бы чистой иллюзией пытаться выделять мифические предметы по признаку их субстанции: поскольку миф — это слово, то мифом может стать все, что покрывается дискурсом. Определяющим для мифа является не предмет его сообщения, а способ, которым оно высказывается; у мифа имеются формальные границы, но нет субстанциальных. Значит, мифом может быть все? Да, я считаю так, ибо наш мир бесконечно суггестивен." - лапшой может быть всё? Да, ибо наш мир бесконечно лжив и тёмен. (Миф - это всегда лапша, но лапша - не всегда миф?!)
В целом, последние цитаты резко отличаются... - видимо, у него были совсем разные периоды... видимо, в какой-то момент он пустился во все тяжкие... Тем более, что , присмотревшись, понял: производить эту околонаучную лапшу вовсе не трудно...

"Что же такое миф сегодня? На этот вопрос я сразу же дам простой предварительный ответ, точно согласующийся с этимологией: миф — это слово ." - хватает вам такого предварительного ответа? Нет? Ну, тогда держитесь, придёт ответ максимально сложный, из множества непонятных  слов...

"Наши критики-эссенциалисты постоянно заняты тем, что заново обретают истины, завещанные гениями прошлого; для них Литература — огромный склад забытых вещей, откуда можно много чего выудить. Никому, правда, не известно, что именно там находят, и главное преимущество тавтологического метода как раз в том, что он не обязан это объяснять." - "тавтологический метод ", гм... Они все там не обязаны ничего объяснять... - во всяком случае,  иначе, чем ещё большими мудреностями. Вам оно надо? Лучше смиритесь... Как он не бросил и свою фотографию, раз так презрительно с литературой обращается... (А раньше, может, и  сам был "эссенцией"?!)

"Удручающий признак — все большее исчезновение дерева; а ведь это идеальный материал, твердый и нежный, по природе своей теплый на ощупь; выполненная из дерева, любая форма утрачивает слишком резкие, режущие углы, химический холод металла; когда ребенок обо что-нибудь ударяет такой игрушкой, то дерево не вибрирует и не скрежещет, а звучит глухо и вместе с тем четко; это материал уютный и поэтичный, переживаемый ребенком как продолжение контакта с деревьями, столом или полом." - опять стал человеком? Может, он жил как зебра - то черная, то белая полоса? Я не вижу связи между  "тавтологическим методом" , пресловутыми "мифами" (о них трещат все подряд в этих тусовках) и деревом, самой обычной табуреткой (о которую ударился ребенок, т.е. это не та табуретка, на которой 99 ночей просиживал китайский мандарин, пока развлекалась его по****ушка...)
"Химический холод металла" - какая классная фраза; ею сразу двух зайцев убил - и металлы, и химию (холоду, конечно, тоже досталось, но это дело слишком привычное...)

"Ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фото. Несчастье языка, а возможно и присущее ему сладострастие, связано с тем, что он неспособен проверить собственную аутентичность. Ноэмой языка и является, вероятно, это бессилие или, выражаясь более определенно: язык по природе своей основан на вымысле, для того, чтобы сделать его невымышленным, требуется огромное количество предосторожностей; в свидетели призывают логику, а в ее отсутствие — клятву, данную под присягой." -  фото - это достоверность в жёстких рамках. Никто не знает, что было до, будет после, что находится слева, справа... И к чему нам удвоение достоверностей? Толку от фотографий сплошь и рядом не больше, чем от зеркал... Язык основан не на вымысле, а на смыслах, чувствах и обозначении материальных объектов...

"Все писавшие о литературе, по словам Сартра, отмечают скудность образного ряда, который сопровождает чтение романа; если роман меня действительно захватывает, ментальный образ не возникает вообще. Подобной Скудообразности чтения соответствует Всеобразность фото, и не только потому, что оно является образом уже само по себе, но и в силу того, что этот весьма специальный образ выдает себя за завершенный, за интегральный, если позволить себе игру на различных смыслах этого слова." - очередной бред, конечно, но хоть написано более-менее человеческим языком. Всего лишь вставил интегралы, менталы и некую несуразную "Всеобразность". Чтение уступает разглядыванию дурацких фоточек! - надо же такое придумать... Хотя "тренд" "нормальный" - продвижение   техники и переворачивание всего наоборот...

"Флобер потешался (но действительно ли он потешался?) над манерой Бювара и Пекюше задаваться вопросами о небесном своде, звездах, времени, жизни, бесконечности и пр. Именно такого рода вопросы ставит передо мной Фотография: вопросы, восходящие к «тупой» или простой метафизике (сложными являются ответы на них, а не они сами). Возможно, это и есть подлинная метафизика." - повторяю, во времена плёночных фотоаппаратов отношение к фотографии было совершенно иным, кто не застал те времена, могут и не понять, не поверить, не представить...

"Таким образом, жизнь того, чье существование хоть ненадолго предшествовало нашему собственному, скрывает в своей особенности присущее Истории напряжение, ее водораздел. История истерична; она конституируется при условии, что на нее смотрят — а чтобы на нее посмотреть, надо быть из нее исключенным." - важнецкая пышность у этой лапши. Именно в таком духе должен был научиться говорить чуть ли не всякий статусный гуманитарий - "искусствовед", бл.ядь и  "кинокритик", на х.уй. И до сих пор говорят, только уже мало кому нужны, по-моему. Надоела игрушка, ведь никаких  новых чудес - или хоть каких-то последствий - она не производит. Вещь в себе чисто для статуса и получения статусной зарплаты...

"В конечном счете, — таков предельный случай, — чтобы поближе рассмотреть фото, лучше всего отвести или закрыть глаза. «Основа картины — увиденное», — сказал Кафке Яноух. Кафка улыбнулся этому замечанию и ответил: «Предметы фотографируют, чтобы изгнать из сознания. Мои истории — своего рода попытка закрыть глаза»." - любой день хорошо бы не только проживать, но и осмыслять и представлять за закрытыми глазами. А потом ещё увидеть сны на эти же темы...

"Этот прозрачный язык, впервые использованный Камю в «Постороннем», создает стиль, основанный на идее отсутствия, которое оборачивается едва ли не полным отсутствием самого стиля. Письмо в этом случае сводится к своего рода негативному модусу, где все социальные и мифологические черты языка уничтожаются, уступая место нейтральной и инертной форме; таким образом, мысль писателя продолжает сохранять всю свою ответственность, что не сопровождается, однако, дополнительным процессом социального вовлечения формы в Историю, не властную над этой формой." - да, мастерство этот "искусствовед" уже не пропьет, он понял метод пышной наукообразной  лапши... Инертные, негативные, но, типа, ответственные по самые гланды (хотя социально и не вовлекаются...) По любому поводу или даже вовсе без повода могут высрать вам тортик словесный, но не стихи, в другом жанре работают и получают зарплату...
"Этот прозрачный язык" - ну,  как ты проверишь "прозрачность" языка и что это вообще такое? Т.е. "прозрачность" тут для пышности. И так далее...

Уже примерно ясна его личность. Нет ни сил, ни времени слишком подолгу с каждым валандаться... Он, кстати, под машину попал, после чего целый месяц  подыхал...


Рецензии