Каменские и история орловской сцены

               
                3.04.2008
                Сергей Ольховик
 
История орловской сцены - счастливая, богатая памятными событиями и талантливыми людьми, вместила в себя почти весь 19-й век, затем 20-й и продолжается в новом, 21-м столетии, не прерываясь. Ее сегодняшнее поколение в 1987 г. объединилось вокруг животворной художественно-просветительской программы "Классика". И когда на рубеже веков мы принялись за увлекательное возведение театрального Дома Тургенева, то, прежде всего, испытали радостное желание приблизиться к истокам театра, к начальным его сезонам. Самое сильное орловское впечатление того времени - первое благословенное свидание с Сабуровской крепостью, уникальным архитектурным памятником 18 века в родовом поместье Каменских. Ее величественные руины, освещенные закатным солнцем, показались причудливой декорацией фантастического спектакля, выстроенной на века среди вольных горизонтов. Здесь когда-то основатель крепости фельдмаршал М.Ф.Каменский, прародитель орловского театра, открыл актерскую школу. Еще сохранились готические очертания постройки красного кирпича для домашних сценических затей.

Старший сын знаменитого полководца граф Сергей (1771-1835 гг.) - так его называли в семье, - после трагической гибели отца и преждевременной кончины брата Николая, тоже выдающегося военачальника, единственный наследник огромного фамильного состояния, возвратился сюда в 1813 году. Ему шел 43-й год. Генерал от инфантерии, с юных лет он служил Отечеству, отличился во многих походах и сражениях, удостоился высших боевых наград. В 1815 г. граф возвел на Каменской площади необычное здание, высокое, деревянное, с яркой красной крышей и белыми колоннами, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и 26 сентября (8 октября по новому стилю) поднял занавес первого в Орле общедоступного публичного театра.

Может быть, и потому, что на театре не бывает случайных сближений, меня, приехавшего в Орел в канун 172-летия орловской сцены и собственного 43-летия, занимала, притягивала личность С.М.Каменского, само его театральное начинание. Зачем ему это было нужно? Почему в зрелые свои годы он выбрал театр главным жизненным уделом и занятием праведным? Тогда в Сабурово через временное удаление я вдруг почувствовал его исключительно театральный характер. Его театр в Орле - не прихоть, не чудачество, но истинная любовь недюжинной натуры к сцене. У него, несомненно, был организаторский талант и природное чувство театра. Свое дело в Орле Каменский поставил уверенно и с размахом. Нарядный зал на 500 мест, два оркестра, труппы - драматическая, оперная и балетная. В театре граф Сергей был всем - владельцем, антрепренером, режиссером, иногда сам сочинял музыку и даже билеты умудрялся продавать.
Был осмотрителен в выборе репертуара, избегал повторения столичных афиш, не пропускал литературных новинок. Княжнин, Сумароков, Капнист, Грибоедов, Крылов, Фонвизин, Ал.Писарев, Коцебу, Шекспир, Шиллер - вот круг его авторов. С публикой был строг, своеволен. Продавая по утрам билеты в кассе, вглядывался в лица, пристрастно расспрашивал, мог отказать, а понравившемуся нередко вручал даровой билет. Издавал журнал "Друг Россиян", был почетным членом Общества Российской словесности, Харьковского университета, попечителем гимназии, щедро занимался благотворительностью. Так, в 1816 г. сыграл спектакль в пользу инвалидов Отечественной войны 1812 г. И, как точно подметил кто-то из его современников, себе в убыток доставлял великое удовольствие орловцам. Его театр любили, им хвалились. Примечательно тонкое наблюдение князя Дм.Долгорукого, относящееся к 1820 г.: "Весь город его (графа Каменского) осуждает, и, тем не менее, каждый идет смотреть любимый спектакль".

Задумьвая программу "Классика", мы в какой-то мере принимали театральное дело Каменского, ощущали себя его наследниками. От тех первых сезонов начиналась цепочка поколений, тянулся серебряный шнур благородных традиций - приверженности талантливой литературе, чуткости к духовному богатству родного края. Именно Каменский и дразнящий успех его удачливых театральных лет подтолкнули нас к постижению пушкинского завета - дорожить своей родословной, хранить гордость воспоминаний.

Сезоны Каменского подсказали и счастливую идею решения музея истории Орловской сцены. Живым пульсирующим сердцем его стала миниатюрная деревянная сцена, освещенная старинными закопченными лампами, крохотный зал, очерченный белыми полуколоннами, 39 зрительских кресел, а сороковым на всех спектаклях присутствует сам граф Сергей на портрете работы современного орловского художника В.А.Анохина. Так весной 1992 г. возник музейный театр графа С.М.Каменского, обаятельный памятник ему. В его афише - произведения знаменитых писателей-орловцев: И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, А.И.Писарева, Л.Н.Андреева, И.А.Бунина. Здесь зрителей окружает театральная история, они оказываются в гипнотическом кольце минувших лет. Вечера у Каменского - это не только старинные спектакли, но и искренние встречи современников-актеров и зрителей, талантов и их поклонников.

Ежегодно вместе с публикой театр отмечает свой День рождения. 8 октября 1994 г. празднование проходило необычно - в освещении занавеса музейного театра участвовали прямые потомки графа Сергея Каменского, действительные члены Российского Дворянского собрания. Первый приезд в Орел старейшины сегодняшнего рода, ветерана Великой Отечественной графа Николая Николаевича Каменского и его сыновей - Андрея, Алексея и Сергея, - стал сердечным событием. В тот вечер впервые раздвинулся занавес музейной сцены, сотворенный руками искусной мастерицы художницы Т.С.Блиновой. Он родился из драгоценной строчки, которую оставил в своих воспоминаниях о сезонах 1826-27 гг. юный гражданин кулис Гурий Эртаулов, о занавесе с изображением Парнаса, Аполлона и девяти муз. Из семейных преданий стало известно, что 26 сентября для открытия театра граф Сергей выбрал неслучайно, это был и день его именин. В июне 1995 г. в Сабуровской крепости и в театре имени И.С.Тургенева прошли Дни памяти русских полководцев Каменских. В результате проведенных раскопок найдены и перезахоронены останки фельдмаршала М.Ф.Каменского. В усадебной церкви Св.Архистратига Михаила восстановлено фамильное захоронение, варварски разграбленное в 20-х и 30-х годах прошлого века.

К 180-летию театра 8 октября 1995 г. в музее истории орловской сцены открыт бюст графа С.М.Каменского (скульптор В.П.Басарев), а площади, которую в 1815 г. украшало первое театральное здание, по просьбе театра возвращено историческое название - Каменская. На ней в начале 21-го столетия собираются создать Поле воинской славы. Надеемся, что не будут забыты воинские заслуги и ратные подвиги Каменских - фельдмаршала Михаила Федотовича и сыновей его - генералов от инфантерии Сергея и Николая, которые в общей сложности провели в боях и походах 64 года! О них, освободителях от турецкого владычества, с благодарностью помнят в болгарских городах - Разграде, Русе, Селистре, Шумене, где театру не раз доводилось бывать на гастролях.

В конце мая 1998 г. театр впервые пригласил орловцев на праздничное действо в Сабуровской крепости, посвященное 260-летию со дня рождения фельдмаршала Михаила Федотовича Каменского. Были представлены сюжеты из репертуара первых сезонов. Театрализованный праздник в крепости вызвал живой интерес. .

Увлечение театром у Каменских, пожалуй, родовая черта! И прямые потомки графа Сергея всегда в курсе наших театральных событий, с удовольствием участвуют в фестивалях, поездках. В 1996 г. учредили семейную премию и вручают ее в День рождения театра. Ее лауреатами названы народный артист России П.С.Воробьев, заслуженные артисты России Е.А.Карпова, Н.Е.Чупров, А.А.Магдалинин, артист С.Коленов, заслуженный работник культуры России завлит О.М.Нестерова. Контакты театра с Каменскими расширяются, становятся разнообразнее и плодотворнее.

Историки, краеведы, библиофилы, театроведы, журналисты с интересом участвуют в Чтениях, посвященных истории рода Каменских. Они проходили в 1995 и 2000 г. и значительно пополнили наши знания о самих Каменских и первых двадцати сезонах, познакомили с редкими архивными документами, находками и открытиями, помогли восстановить искаженный временем лик знатного российского рода, который, как и пушкинский, берет свое начало от легендарного Ратши (1146 г.).

Для торжественного открытия своего театра граф С.М.Каменский заказал г-ну Иванову сочинить Пролог, который и был исполнен 26 сентября 1815 г. А потрясенный причастностью к происходящему преподаватель словесности и изящных искусств Орловской гимназии Степан Богданович свои впечатления выразил в ликующей оде. В ней - искреннее предчувствие, что потомки не уронят добытую Каменским и его актерами театральную славу.
Строки этой оды:
Каменский то здесь произвел,
Чем будет славиться Орел -
не дают покоя новым поколениям, которые стараются развить традиции, сложившиеся и в сезоны Каменского, и в последующие яркие периоды судьбы театра, чтобы город наш продолжал гордиться своей старинной сценой.

(Материал из Интернет-сайта )


Рецензии