Глава 027. Дворжак. Виолончельный концерт

Антонин Дворжак
Концерт для виолончели с оркестром №2 си-минор
Королевский филармонический оркестр (Великобритания)
Жаклин Дю Пре (виолончель)
Малколм Сарджент (дирижер)

MargarMast: Чудный виолончельный концерт Дворжака. Кто бы что-нибудь о нем рассказал?

Rycnfynbyajrby: Концерт написан в конце 1894, начале 1895 гг. перед отъездом Дворжака из Америки, находившимся под воздействием смертельной болезни своей ученицы и свояченицы Йозефины Кауницевой, от которой получил длинное письмо. Темой второй части стала любимая песня его ученицы. Впервые концерт был исполнен в 1896 г. уже после ее смерти.

musikus: Это вообще лучшее, что написано в этом жанре за всю историю.

victormain: Лучше Гайдновского? Лютославского?

musikus: Разумеется!

MargarMast: Сегодня буду слушать. У Гайдна — два. Какой именно? А Лютославского я вообще никогда не слышала!

victormain: У Гайдна один знаменитый, второй — меньше. Насколько я помню — До-мажор и Ре-мажор. Оба и слушайте.

antidote: Мой любимый пока — шостаковический.

musikus: Какой именно?

antidote: Первый!

musikus: Вообще же, сравнивать Шостаковича с Дворжаком — и в этом конкретном случае, да и вообще — дело безнадежное. Случаи совершенно неконгруэнтные.

antidote: Сравнивать не хочу. Вы сказали — «лучший в жанре», я предложил свой вариант, не более.

musikus: Ну, это верно. Сравнивать просто невозможно. Слушатель Дворжака восхищается лиризмом музыки, ее красотой, а слушатель Шостаковича — угрюмо задумывается... Я был на премьере Первого концерта в БЗК, с Ростроповичем. Мстислав Леопольдович яростно шикал на оркестрантов, которые делали «не так», а народ в зале цепенел, когда он в одном из эпизодов заставлял виолончель хрипеть как человек, которого душат. Такая вот лирика 1959 года... Но оба концерта, конечно, потрясающие.

antidote: Спасибо за яркие воспоминания.
Тем не менее, в крайних частях концерта Шостаковича невероятная энергетика. Я бы не сказал, что она доставляет угрюмость. Музыка страшная, черная, — но при этом безапелляционно отрезвляющая.
Интересно представить, как бы концерты слушал человек, ничего не знающий о мировой истории последних веков. XVIII век — концерт Гайдна, XIX век — концерт Дворжака, XX век — концерт Шостаковича... даже не по себе становится. Что же стало с человечеством?

MargarMast: К слову, смотрела недавно передачу о Жаклин Дюпре — все, кто ее знал, говорили, что это был просто гений чистой воды с поразительной музыкальной интуицией, и потрясающе замечательная женщина. Какая трагичная судьба!

mikrus72: Дорогая MargarMast! Спасибо большое за то, что Вы есть!

MargarMast: Да?! Пожалуйста, пожалуйста.
На самом деле, mikrus, я тоже очень рада, что Вы есть. Это — не потому, что «петушка и кукух». А просто Вы действительно по-настоящему очень светлый человек. Я Вас таким сразу увидела, так что — продолжайте светить!


Рецензии