Элизиум теней

    О, нет! Не тени блаженных героев и полубогов. Нестройные толпы оставшихся в прошлом когда-то живых смертных и грешных людей, потревоженных потомками. Как легко мы произносим их имена! А, между тем, кто знает, как отзываются  души ушедших на шум и шелест наших голосов. Вот Иоанн Грозный! Как-то страшно делается, стоит только вдуматься в звуки этого  имени. А мы судим вдоль и поперёк с высот нашей суетной мудрости. Да и он ли один? Мы не церемонимся с живыми. Не  стесняемся и с мёртвыми. А ведь все они были когда-то такими же живыми, как и мы с вами, и имели все особенности живых людей. Они были люди, а мы делаем из них или демонов или ангелов.  Чего только не говорим, в какие  тяжкие ни пускаемся! Не думаем о том, легко ли им там за гранью жизни земной. А стоит задуматься, становится не по себе. Кто мы такие, чтобы судить?
    Может быть, всё это только метафора, но всё же…


Рецензии
Трудно не согласиться с Вами, Валерий Владимирович. Но всё-таки: на опыте предков человечество учится избегать ошибок. Не так ли? Тоже важное обстоятельство.

Другой аспект проблемы и незыблемое условие - объективность суждений.

Написала эти несколько слов и задумалась. Политика и религия. А я дала себе слово не касаться этих проблем. Решила стереть написанное, но жаль. Наоборот: возникло желание задать Вам ещё один вопрос. Как Вы относитесь к ЕГЭ? Сегодня была по радио передача по этой теме - ЕГЭ по литературе. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
С уважением,

Альбина Лисовская   26.05.2023 19:41     Заявить о нарушении
Альбина Васильевна!Вопросом ЕГЭ я не занимался. А обо всяком деле надо судить, хорошо его изучив. Несколько раз я заглядывал в опросники ЕГЭ по литературе. Ничего криминального не нашёл. Другое дело, что форма, в которую облечены вопросы, напоминает викторину и сужает возможности учеников проявить способность к развёрнутому суждению. Но теперь принцип викторины, игры стал основой образовательной методики, пришедшей с Запада. Надо бы совмещать то и другое.

Валерий Протасов   26.05.2023 22:51   Заявить о нарушении