14. 6 Принцип однообразия

                Что представляет собой принцип однообразия?

«Огромная заслуга позитивизма в том, что он установил  принцип однообразия. Нам остаётся определить, в чём заключается это однообразие.

Позитивизм говорит, что началом всего является безсознательное механическое движение, возникшее неизвестно когда и от неизвестной причины.

Этот взгляд мы уже разбирали и пришли к заключению, что движение совершенно невозможно рассматривать, как  причину явлений сознания, тогда как наоборот явления сознания служат несомненной причиной очень большого количества наблюдаемых нами явлений движения.

Затем раньше, разбирая сущность самого понятия движения, мы пришли к  заключению, что движение совсем не очевидная вещь, что идея движения составилась у нас вследствие ограниченности и неполноты нашего  чувства пространства (щёлка, через которую мы наблюдаем мир).

И мы установили, что не идея времени выводится из наблюдения движения, как обыкновенно думают, а идея движения вытекает из нашего чувства времени, которое само по себе есть граница или  предел чувства пространства у существа данной психики.

Мы выяснили, ещё, что идея движения могла возникнуть из сравнения двух разных полей сознания.

И вообще весь наш анализ основных категорий нашего познания мира – пространства и времени – убедил нас, что у нас нет абсолютно никаких данных принимать движение за основное начало мира.
А если так, если мы не можем предложить за кулисами мироздания безсознательного механического двигателя, то мы  должны предположить космос живым и сознательным. Потому что что-нибудь одно из двух: или он механический и мёртвый, «случайный» - или он живой и сознающий себя. Ничего мёртвого в живой природе быть не может и ничего живого не может быть в мёртвой.

«Пройдя длинный период безсознательного и полусознательного существования в минеральном, растительном и животном царстве, природа в человеке доходит до своего высшего развития и спрашивает себя: «Что я такое?» Человек – это орган самосознания природы».

Так писал Шопенгауэр в своих «Афоризмах», и, конечно, это очень эффектный образ. Но у нас нет никакого основания считать человека верхом того, что создала природа. Это только высшее, что мы знаем.

Мысль Шопенгауэра, может быть, и очень красива, но всё-таки нужно признать, что в природе ничего безсознательного рядом с сознательным быть не может. Должно быть что-нибудь одно.

Позитивизм был бы совершенно прав, и в его картине мира не было бы ни одного  самого маленького недочёта, если бы в мире не существовало сознание. Тогда вселенную волей неволей пришлось бы признать случайно образовавшейся в пространстве механической игрушкой, и больше ничем. Но факт существования сознания «портит всю статистику». Его никак не исключить.

Приходится признавать или существование двух начал – сознания и движения, «духа» и «материи» - или выбирать какое-нибудь одно из них.

Дуализм уничтожается сам собой, потому что, если мы допустим отдельное существование духа и материи и будем рассуждать дальше, то мы очень скоро придём к заключению, что или дух нереален, а реальна материя; или материя нереальна, а реален дух; - то есть или дух материален, или материя духовна. Следовательно, нужно выбирать что-нибудь одно – дух или материю».

                Здесь имеется в виду, что первично дух или материя.

«Но мыслить действительно монистически гораздо труднее, чем кажется.

… к сожалению материализм не может отрицать сознание и не может его уничтожить. Он может только стараться низвести его, как можно ниже, называя его отражением действительности, сущность которой заключается в движении.

Как это может быть? От чего отражается или в чём преломляется действительность, так что в отражённом виде обладает безконечно большей потенциальностью, чем в обыкновенном?

Последовательный «материалист-монис» может сказать только, что «действительность» отражается сама от себя, то есть «одно движение» отражается от другого движения.

Допустим так. Но где же здесь сознание? Сознание есть нечто иное, чем движение».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 126).


Рецензии
Всё убедительно, но не совсем понятно для многих...
"Ничего мёртвого в живой природе быть не может и ничего живого не может быть в мёртвой." Жаль, что очень редко с этим согласны:(

Существует только Единая Вселенная. Другой Вселенной нет, никогда не было и никогда не может быть. Все, что существует во Вселенной, есть часть Единой Вселенной. Многие тысячи наблюдаемых миров и многие миллионы ненаблюдаемых составляют Единую Беспредельную Вселенную, которая ни начала, ни конца не имеет.
Во Вселенной существует только Единый первичный Элемент, то есть Единая Материя, из которой состоит как сама Вселенная, так и все формы видимого и невидимого проявленного мира. Весь непроявленный мир состоит из той же Единой Материи, причем отношение проявленного мира к непроявленному такое же, как между каплей воды и океаном.
На каждом из планов бытия действует соответствующая этому плану сила: на физическом — физическая, на астральном, ментальном, духовном — соответствующие. Всякая проявляемая человеком сила, физическая или психическая, есть проявление все той же Единой Силы.
Но не нужно думать, что лишь венец творения — человек — обладает разумом, им обладает все существующее. Если, как сказано, «можно утверждать наличие мысли камня…» то способностью мыслить, или разумом, обладают и минералы, болезненно реагирующие на некоторые кислоты и неприемлемые соединения, и птица, вьющая гнездо для своих будущих птенцов, и цветок, раскрывающий свои лепестки лишь при свете солнца, и зерно, растущее лишь кверху.
Из основной идеи Единства Всего Сущего и нахождения Всего во всем вытекает, что по части мы можем судить о целом, ибо часть подобна целому и обладает всеми свойствами его.
В Космосе, все живет. Мертвого и безжизненного в Космосе нет ничего. Как воздух облекает все находящееся в воздухе, как вода напитывает собой все находящееся в воде, так Единая Жизнь облекает и напитывает собою все находящееся во Вселенной.
Кажущееся отсутствие жизни в камне или минерале есть результат несовершенства наших органов восприятия, не могущих заметить присутствие жизни в более грубых соединениях материи, но познавший Единство Всего Сущего, познавший Единство Жизни может «…признать в скале своего брата» (Иерархия, 439).
Чтобы понять, каким образом из Единой Материи Единый Разум создает бесконечное множество разнообразных проявлений Единой Жизни, необходимо знать, что достигается это разностью вибраций или колебаний различных видов материи. Чем тоньше материя, тем большее число вибраций она производит, а так как в беспредельной Вселенной нет предела ничему, то нет предела делимости материи и нет предела различным вибрациям, производимым различными видами одной и той же Единой Материи в различных формах Единой Жизни, от самых грубейших до самых тончайших. (Клизовский)

Алеф Нун   27.05.2023 08:37     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и интересное добавление.

Лариса Болотова   28.05.2023 09:39   Заявить о нарушении