Шостакович и Тухачевский. Бесы и ангелы

Взаимоотношение этих двух личностей можно рассматривать как борьбу двух направлений в лоне русской интеллигенции – вечный спор о героизме и трусости, молчаливости и напористости, бегстве и возрождении. Шостакович – вечно запуганный, приниженный и в то же время великий и неукротимый в своем творчестве: умудрялся использовать официальные темы для создания музыкальных шедевров, словно возродив дух средневекового ренессанса – художник под присмотром богатых покровителей и их нескончаемых сюжетов о духе порядка.  С другой стороны интеллигент от армии, – Тухачевский – безжалостный убийца и тонкий ценитель музыки, мастеривший  скрипки кровавыми руками и поучавший Шостаковича о смысле музыки и вопросах моральной допустимости критике молодой интеллигенции; боевой интеллектуальный робот-убийца от интеллигенции и творец, берущий подачки из рук бесновавшихся по необходимости жизни.
Достоевский первый отметил бесовское начало в среде русской интеллигенции. Он и поплатился за это каторгой, где должен был  превратиться в полностью озлобленного интеллектуала,  для которого последним доводом было убийство. Тухачевский есть бес по Достоевскому, оправдывавший убийство высокой целью и чувствующий страдание души от принятия тридцати серебряников как дани за свою преданность злу во славу добра. Парадоксальность бесовской позиции интеллигенции есть ее вечное оправдания зла потребностью народа в некой правде, которая всегда подвержена историческому искажению придворными летописцами. Бесы от интеллигенции вечно присутствуют в русской интеллигенции, раз за разом повторяя азбучные истины Раскольникова об оправдании насилия во славу творчества. Но Шостакович, который вечно боялся, что его не пустят в Консерваторию, этот храм советской музыки, творил и жил среди бесов, умудрился выжить и совершил подвиг творчества. Бесы могут использовать великое для своих темных дел, но им никогда не удалось купить гений творческого начала и поставить его на службу зла в полной мере, так как сам дар творения не принадлежит творцу и он не может его продать, если это и вправду творение. Можно сказать, что каждому творению можно дать свою цену и на этом можно хорошо заработать, но это уже бесовские спекуляции. Акт истинного творчества русской интеллигенции порождается вне зависимости от материальной заинтересованности: русский интеллигент есть в принципе вечный «народник», стремящийся приобщить народ к акту творения: декабристы через акт восстания, революционеры через акт возмездия. Но в русской интеллигенции также присутствует бесовское начало разрушения или умаление акта творения: отрицания зла в убийстве и оправдание войны. Акт творения возмездия  революционеров был абсолютно верным вначале: через отказ от войны к восстановлению справедливости. Да и в советский период  истории отказ от агрессии во имя  мира, хотя это можно определить как эвфемизм, способствовал поддержанию творческого акта возмездия. - И нескончаемый крик Тухачевского перед расстрелом : «Да здравствует Красная Армия!»
 


Рецензии