Пушкин и рождение чугунки РЖД в СПб

В 1823 Пушкин написал легендарную «Телегу жизни»:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!   япона мать!
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.

8 июля 1826 г Ведомство путей сообщения обсудило предложения по строительству железных дорог в России. Вердикт был следующим: все предложения отклонить. Отклонить, поскольку «подобные дороги экономически невыгодны, а их содержание в условиях нашего климата, особенно в зимнее время, представляется крайне затруднительным».
Откуда-то об этом узнал А.С. Пушкин – в письме П. А. Вяземскому 27 мая 1826 г из  Пскова он выразил зависть и сожаление:
«Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда — при англичанах дурачим Василья Львовича; пред M-de de Stal  заставляем Милорадовича отличаться в мазурке. Русской барин кричит: Мальчик! забавляй Гекторку (датского кобеля). Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику. Всё это попадает в его журнал и печатается в Европе — это мерзко. Я конечно презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь.
Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, англ. журналы или парижские театры и [-] — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.
В 4-ой песне Онегина я изобразил свою жизнь; когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой: где ж мой поэт? в нем дарование приметно — услышишь, милая, в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай-да умница.»

Пушкин понял толк о чугунках …

В том же 1826-от появилась его знаменитая «Зимняя дорога»:

Ни огня, ни черной хаты,
                Глушь и снег… Навстречу мне
                Только версты полосаты
                Попадаются одне… –
По дороге зимней, скучной
                Тройка борзая бежит,
                Колокольчик однозвучный
                Утомительно гремит.

В 1828 г в седьмой главе «Евгения Онегина» Пушкин зафиксировал прогноз:

…Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир…

Теперь у нас дороги плохи
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет.
В избе холодной
Высокопарный но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,

Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнём
Российским лечат молотком
Изделье лёгкое Европы,
Благославляя колеи и рвы отеческой земли...


В 1830-ом поэт проворчал:

            Долго ль мне гулять на свете
                То в коляске, то верхом,
                То в кибитке, то в карете,               
                То в телеге, то пешком? –       

А вот как он описывал поездку из Москвы в Петербург по Петербургскому тракту – лучшей из грунтовых дорог того времени: «… Путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумёртвый».

 И вот через 10 лет поле провала первого проекта царь-император Николай-1 весной 1836 топнул ножкой «Чугунке быть!»  и линейкой проложил первый ее путь!  Акционеры нашлись за пару месяцев…

Осенью  (11 ноября) 1837 г в России была открыта первая ж-дорога (линия) из Павловска в  Сарское Села и в Пите, построенная по  проекту австрийского инженера Франца Антона фон Герстнера (1796-1840) – строителя ж-дорог в Австрии и Чехии.

Прим. первая в мире железная дорога Стоктон-Дарлингтонская общественного пользования на локомотивной (паровой) тяге открыта в 1825 г в северо-восточной Англии между городами Стоктон на Тисе и Дарлингтоном, и имела длину 40 км. Назначение- вывоз угля…  То есть Россия тут не очень то и отстала = окно в Европу шибко пригодилось

В 1834 г появился в России австрийский инженер, чех по происхождению, Франц Антон фон Гёрстнер. Был он фантазёр каких мало! Он считал, что телеги с лошадьми уже отжили свой век и что скоро на всей земле будет совершенно другой вид транспорта — железные дороги.

Пушкин мог видеть работы по прокладке рельсового пути и даже первые рабочие паровозы, т.к.  строительство началось  13 мая 1836 года – в период метания  (Пушкин писал = мятания) Пушкина между редакцией Современника и барьерами тира дуэлистов

Пушкин был против проекта фон Герстнера!
Пушкин был не против строительства дороги, а против участия в проекте правительства

Доводы его против «проэкта»  были таковы:
- большой риск = 3 млн за попытку
- это дело частных лиц – им и хлопотать и рисковать, а не всей России
- СТРАНЕ НУЖНЕЕ ж-дорога между Москвой и Нижнем (т.е. имением ПушкиныХ!)
- вся комиссия приема проэкта против, кроме двух персон
- нет техники для очистки путей от снега, а нанимать народ – нелепость (?)
- и вообще всё достало …

По этой причине Пушкин в свой журнал не пустил статью М.С. Волкова с положительным описание проекта ж-дороги фон Герстнера

В России ж-дороги  уже были =  специальные, промышленные,  действовавшие  они на заводах: это были дороги на конной тяге, созданные горными инженерами Никитой Ярцовым, Петром Фроловым. Была даже дорога с паровозом, который тащил груз в три тонны со скоростью 16 км в час. Соорудили её мастеровые люди, демидовские крепостные отец и сын Черепановы

О «Чугунном колесопроводе» уральских Черепановых в столице ничего не знали …

Полный текст письма:
В. Ф. Одоевскому. Конец ноября — декабрь 1836 г. Петербург.
Статья г. Волкова в самом деле очень замечательна, дельно и умно написана и занимательна для всякого. Однако ж я ее не помещу, потому что по моему мнению правительству вовсе не нужно вмешиваться в проэкт этого Герстнера. Россия не может бросить 3,000,000 на попытку. Дело о новой дороге касается частных людей: пускай они и хлопочут. Всё что можно им обещать — так это привиллегию на 12 или 15 лет. Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новг.[ород] еще была бы нужнее дороги из Москвы в П.[етер] Б.[ург] — и мое мнение — было бы: с нее и начать…
Я конечно не против железных дорог; но я против того, чтоб этим занялось правительство. Некоторые возражения противу проэкта неоспоримы. На пример: о заносе снега. Для сего должна быть выдумана  новая машина, sine qua non. О высылке народа, или о найме работников для смятания  снега нечего и думать: это нелепость.
Статья Волкова писана живо, остро. Отрешков отделан очень смешно; но не должно забывать, что противу жел.[езных] дорог [были]  многие из Госуд.[арственного] Совета; и тон  статьи вообще должен быть очень смягчен. Я бы желал, чтоб статья была напечатана особо, или в другом журнале; тогда бы мы об ней представили [выгодный]  отчет с обильными выписками.
Я согласен с Вами, что эпиграф, выбранный Волковым, неприличен: Слова Петра I были бы всего более приличны; но на сей раз пришли мне следующие: А спросить у Немца; а не хочет ли он [-]?
Адрес: Князю Одоевскому etc

***

Источник:
Пушкин. Переписка 1826-1837
Хохлов. Пушкин и «чугунка» (К столетию постройки первой железной дороги в России)
Изд. Заря, Харбин, 1937 , 10 февраля , №37


Рецензии