Глава 229. Бетховен. Большая фуга

Людвиг ван Бетховен
Большая фуга для струнного квартета си-бемоль мажор
Струнный квартет им. Альбана Берга
Гюнтер Пихлер (скрипка)
Герхард Шульц (скрипка)

sir Grey: Я когда-то жаловался, что не люблю, когда классику записывают так, что в один наушник звучат скрипки, а в другой — виолончель. Ведь так не бывает в зале? Перед тобой на сцене музыканты, и звук идет от всех четверых вместе.

А сейчас я подумал, что ведь, если рассмотреть вопрос аутентично, какой-нибудь король или герцог… или хотя бы граф Лев Толстой сидит у себя дома, перед ним в нескольких шагах — квартет. Может быть, в таком случае, действительно, слышно, кто справа, а кто слева.

Я никогда не слушал музыку в маленьких залах, типа большой комнаты. Наверное, там эффект совсем другой.

alexshmurak: Если говорить о Большой фуге, то маловероятно, что есть давняя традиция исполнения ее в камерных залах. В маленьком зале — оглохнуть можно.

sir Grey: Наверное, Бетховен писал камерную музыку уже имея в виду концертный зал. Правда, Большая фуга, хотя и мудреная и местами громковата, все же четыре инструмента...

Но я думал про аутентизм. Наверное, порочная барочная музыка предназначена для близкого восприятия, когда музыканты сидят перед носом.

И третье. Мне думается, что старинная камерная музыка в большей степени рассчитана на зрительное восприятие, чем музыка для большого оркестра. Ну что там увидишь в оркестре? А в старинной — каждый инструмент виден. Заиграла скрипочка — так ты видишь эту скрипочку.


Рецензии