Кино как инструмент скрытой пропаганды

На днях посмотрела фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона», вышедший в 2008 году.

Я давно перестала интересоваться миром кино, очень редко смотрю фильмы. Этот фильм посмотрела лишь потому, что ссылку на него мне прислали в качестве аргумента в одной из дискуссий на тему сознания.

Удивило то, что при таком бездарном и бессмысленном сюжете в фильме снялись звезды самого крупного масштаба: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Джулия Ормонд, Тильда Суинтон… Создалось впечатление, что фильм явно заказной, созданный для продвижения в массы неких идей. И поэтому звездный актерский состав был необходим, чтобы привлечь внимание широкой аудитории.

Один из критиков написал про этот фильм: «Идея фильма не имеет смысла. Это уловка, которая длится почти три часа…».

Но, несмотря на отсутствие идеи, фильм полон символов и образов, пропагандирующих ценности западного (прежде всего, американского) общества.

Во-первых, это образ чернокожей, ой, простите, афроамериканской приемной матери, которая усыновила и вырастила подкидыша, несмотря на его уродство и болезни. Подчеркнуто её моральное превосходство над белым родителем, а также белым врачом, который отговаривал её оставлять младенца.

Во-вторых, это завуалированная ЛГБТ пропаганда. Вспомним эпизод, когда маленькая девочка ночью прячется под столом со стариком и делится с ним своими «тайнами» сексуального характера. И хотя старик по сюжету на самом деле является ребенком (он уже родился стариком), необходимые образы созданы и подтекст ясен. Еще один эпизод, когда повзрослевшая девочка становится танцовщицей и рассказывает своему старому другу детства, как они занимаются сексом с партнерами и партнершами по танцам, потому что это необходимо для «доверия». Всё это преподносится не просто как норма, а как нечто прекрасное и возвышенное.

В фильме затронута и тема России, но как-то очень вскользь и нелепо. Действие происходит во время второй мировой войны. Главный герой попадает в Мурманск, будучи матросом на небольшом корабле, буксире. Но при этом Россия представлена так, как будто она не принимает в войне никакого участия. Мурманск – это северный портовый город, в котором английские и американские военные отдыхают, пьют водку и едят икру, а потом возвращаются в свои америки и англии, по пути геройски сражаясь с фашистами и японцами. Про СССР и его роль в войне нет даже намека.

Понятно, что фильм не исторический, но важны образы, воздействующие на подсознание зрителей. И если они не знакомы с историей, не читают книг, не работают с архивными документами, то их мировоззрение формируется вот такими образами из голливудских фильмов.

Наверное, заказчики и создатели этого фильма считают себя очень хитрыми и умными, а нас – наивными дураками, которые даже не способны заметить их тонких манипуляций над нашим подсознанием. У них есть большие деньги, фабрика грёз «Голливуд», но их реальное влияние ничтожно. Несмотря на рекламу и многочисленные кинопремии, фильм собрал менее 336 млн. долларов по всему миру. И даже Брэд Питт не спас.

Мне кажется, этот фильм является символом деградации запада: культурной, нравственной, интеллектуальной и физической. Мы наблюдаем бесславный закат западной цивилизации, которая напоминает дряхлого, больного, выжившего из ума, умирающего развратника. С ним даже и воевать уже нет смысла, т.к. дни его сочтены. Пусть помрет своей смертью.

В заключение приведу отзыв о фильме Дерека Малкольма из лондонской газеты: «… никогда и ни в какой момент вы не чувствуете, что в этом есть что-то большее, чем очень странная история, которую ведет режиссер, который знает, что он делает, но не всегда знает, почему он это делает».


Рецензии