Чужая кровь

   
   Количество талантливых россиян, получивших мировое признание, поражает. Особенно удивляет, что таланты проявлены во всех возможных сферах человеческого бытия. Чаще генетика и менталитет позволяют народам проявлять таланты в каких-то более узких сферах. Немцам в философии, литературе и музыке, итальянцам в музыке, архитектуре и живописи, англичанам в литературе, голланцам в живописи и т.д.

   Россияне же прославились в прозе, поэзии и драмотургии (Толстой, Достоевский, нобелевец Бунин, Пушкин, нобелевец Бродский, Островский и Чехов - через 100 лет после смерти от США до Японии самый востребованный после Шекспира драматург...). В композиции (Чайковский, Прокофьев, Рахманинов...), опере, драме и балете (Шаляпин, Собинов, Станиславский, Анна Павлова, Барышников, Нуриев...). В живописи (Айвазовский, Шишкин, Шагал, художники авангарда...). В математике и физике (Ландау...), химии (Менделеев...), физиологии (Павлов...), даже в шахматах (Алёхин...). А посмотрите кто побеждает нынче на международных молодёжных конкурсах по математике, физике, химии, биологии и информатике. Можно и не продолжать....

   Откуда это? Может быть, какую-то роль здесь играет многовековая толерантность россиян (русичей, россов, русов), обеспечивавшая постоянный приток "чужой крови". Крови и друзей, и врагов, и друзей-врагов? Ведь современная наука однозначно считает, что ограниченные брачные связи ведут к эволюционному застою, а близкородственные - даже к вырождению популяций. А приток "чужих" генов способствует появлению более разнообразного, в том числе более жизнеспособного и более талантливого потомства. Конечно, таланты демонстрируют многие народы нашей страны, но среди тех, кто относит себя к «титульной нации», их более чем достаточно, чтобы задуматься над этим вопросом.

   Захотелось поразмышлять о «чужой крови», влившейся в популяцию россов в ходе непростой нашей истории. Тем более, что проблема беженцев и мигрантов ныне стала одной из главных точек мировой напряжённости. Кому это интересно, приглашаю поразмышлять вместе.

   Отсутствие ксенофобии, терпимое отношение россов к народам, стоящим на разных ступенях развития, в процессе становления и расширения Российской империи бесспорно. Я не нахожу в нашей истории эпизодов по беспощадности сравнимых с уничтожением североамериканских индейцев, двухвековой работорговлей, беспрецедентным истреблением коренного населения Южной Америки (инков, ацтеков) испанскими конкистадорами и католическими "миссионерами".

   За сто лет после высадки "благородных гидальго" Кортеса в 1519г в районе нынешнего Веракруса коренное население Америки сократилось вдесятеро. Менее чем за сто лет после открытия англичанами Австралии и Новой Зеландии (Дж.Кук, 1770г) население их также сократилось в 10 раз, а туземцы Тасмании были уничтожены все до последнего человека. А американские "отцы нации" во главе с Т.Джефферсоном и Б.Франклином, подписавшие в 1776г Декларацию независимости, сначала вычеркули из неё все слова, осуждавшие рабство и работорговлю. Меня в позорной для Америки и Англии (а также Испании и Португалии) работорговле особенно ужасает транспортировка рабов в набитых под завязку трюмах. Иногда за борт выбрасывалось до половины погибших в пути невольников. За 200 лет (1620 - 1805 гг) из 12,5 млн вывезенных из Африки рабов в пути погибло около 2 млн. Продолжать можно долго..

   Одним из главных проявлений толерантности россиян всегда было благожелательное отношение к бракам с "инородцами", и более цивилизованными европейцами, и стоящими на более низком уровне народами, в том числе иноверцами. Женитьба великого князя Всеволода Ярославича на половчанке, подарившей ему троих детей, женитьба на половчанке князя Святополка Изъяславича были восприняты князьями и дружинниками вполне благожелательно. Также не вызвала негативной реакции любовь Петра I к своему чёрнокожему крестнику, производство его в генерал-аншефы, женитьба на "белокожей" даме и основание дворянского рода, давшего нам Пушкина. В либеральных Штатах (например, в Алабаме) за такие дела Ибрагим Ганнибал даже в 1960г мог схлопотать куклуксклановскую виселицу.

   Ну, о царствующих династиях мы знаем достаточно. Рюриковичи имели корни норвежские и приняли ещё немало "чужой крови". Жена Ивана III Софья Палеолог гречанка, зятья его Александр Ягеллончик - поляк, Пётр - татарский (казанский) царевич. Остановлюсь только на семье Ярослава Мудрого. Сестра его Добронрава - жена польского короля Казимира Пяста. Жена Ингигрида - дочь шведского короля, мачеха - византийская царевна Анна. Невестки: дочь польского короля Гертруда (жена Изъясава), дочь немецкого графа Штаденского Ода (жена Святослава), дочь византийского императора Константина Мономаха Анастасия (жена Всеволода). Зятья: французский король Генрих I Капетинг (муж Анны), норвежский король Гаральд Смелый (муж Елизаветы), венгерский король (муж Анастасии). Внучка Евпраксия жена императора Священной Римской империи Генриха IV.

   Романовы происходят от русского боярина Фёдора Романова (патриарха Филарета), однако начиная с литовки Екатерины I приняли целый поток "чужой крови". Отец Петра III Карл Фридрих - немец, Екатерина Великая - немка. Дальнейший список настолько занимателен, что его надо напечатать в столбик:

Жена Павла I - Софья Мария Доротея Августа Луиза Вюртенбургская

Жена Николая I - Фредерика Луиза Шарлотта Вельгельмина Прусская

Жена Александра II - Максимилиана Вельгельмина Августа Софья Мария Гессенская

Жена Александра III - Мария Софья Фредерика Дагмар, дочь короля Дании

Жена Николая II - Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская (полу немка полу англличанка). То есть наш последний царь имел лишь 1/64 русской крови.

   Немало знаем и о происхождении многих российских знаменитостей. Поэт Жуковский - сын пленной турчанки. Историк Карамзин - из татарского рода Кара-Мурзы, а Державин, благословивший юного Пушкина, - из другого татарского рода Богрим-Мурзы, жена его Екатерина Бастидон - португалка. Татарское происхождение имеют и многие другие русские дворяне, например Феликс Юсупов - убийца Распутина. О Пушкине мы уже говорили, а род Лермонтовых восходит к шотландскому "барду-пророку" Томасу Лермонту. На слуху, конечно, герои войны с Наполеоном Барклай де Толли (полу шотландец полу немец), грузинский князь Багратион, потомок золотоордынского мурзы Саба Алея генерал Сабанеев и другие.

   Однако всё это лишь единичные династии, которые не могли оказать существенного влияния на генофонд целого народа. А были ли более обильные "вливания"?

   Ну, во-первых, российские цари активно приглашали в страну многочисленных талантливых профессионалов: архитекторов и строителей, горных инженеров и металлургов, военных, учёных разных направлений и преподавателей разного уровня - от академиков до гувернёров. Поток этот был довольно обильным. Архитекторы Франческо и Карло Растрелли, Бове, Кваренги, Монферан, Жильярди, Трезини. Приезжали они обычно с большой свитой помощников и обслуги (также как жёны в династических браках). Любопытен перечень обер-штейгеров и берг-гаузеров, поочерёдно разведывавших Берёзовское месторождение золота: Вендель, Чоке, Марке, Горн, Штрам, Штенбер, Тельк. В Академии Наук Ломоносов, как известно, боролся с "засильем немцев". У меня, геолога, на слуху француз Барбот де Марни (минерал "барботов глаз"), немец Паллас (первый в России метеорит получил название "Палласово железо"), финн Норденшельд (открывший на Урале драгоценный камень александрит). По церковным делам приезжало немало "учёных греков"; это они занимались правкой русских канонических книг по указанию патриарха Никона. Особенно массовым был поток домашних учителей и воспитателей. Как все мы помним: "Судьба Евгения хранила, сперва мадам за ним ходила, потом месье её сменил..." Но гувернёры были не только у Онегина - "наследника всех своих родных". Даже у мелкопоместной Лизы (барышни-крестьянки), отец которой промотал большую часть своего достояния, была своя "мадам Жаксон". А дворян разного достоинства было у нас сотни тысяч. Конечно, многие иностранцы, скопив в щедрой России достаточный капитал, возвращались домой, но было немало и таких, кто "обрусел", женился, выходил замуж и обретал у нас новую родину. Вспомним жену декабриста Анненкова Полину Гебель.

   Массовым был приток "чужой крови", связанный с пленением солдат и мирных жителей во время войн, которые вела крепнувшая Российская империя. В ордынские и, особенно, доордынские времена захват пленников был одной из главных целей набегов степняков и ответных походов русских князей. Половцы практически ежегодно уводили из русских земель, особенно пограничного Переяславского княжества "полон" - тысячи смердов, ремесленников, их жён и детей, а иногда и потерпевших поражение ополченцев ("воев") и дружинников. Большинство из них степняки продавали на невольничьих рынках Херсонеса, Судака и Константинополя. Бывало и хуже. В 1043г в результате неудачного похода Владимира Ярославича в Византию греки захватили в плен много русичей и союзных с ними торков. Большинству из них выкололи глаза или отрубили правую руку. Россы не оставались в долгу. Только Ярослав Мудрый провёл 15 войн с печенегами, а Владимир Мономах - 19 походов в половецкие земли. Из удачных походов они также приводили сотни и даже тысячи пленников. Так в походе русских князей во главе с Владимиром Мономахом в 1100г русы захватили огромные трофеи: "...и шатры с добытком, и челядь, овец, верблюдов, скот, коней. Союзных с половцами торков и печенегов со всем их имением. Освободили своих соплеменников - мужчин, женщин и детеЙ». Часто преследование степняков приходилось прекращать потому, что обозы победителей становились неподъёмными из-за количества трофеев: тысяч голов скота, коней и пленников.

   Русичи не отрубали рук, не выкалывали глаз и не продавали пленников в рабство. Иногда в плен брали только воинов, захваченных с оружием в руках, а сложивших оружие просто отпускали домой (например в 1088г после разгрома торков). При возможности пленников обменивали, но большей частью оставляли у себя, превращая в холопов с такими же правами, как у холопов своей крови. Красивые половчанки становились наложницами дружинников и даже князей, их дети органично вливались в российский народ. Подобные традиции сохранялись и много позже. Уже в 1770г секунд-майор А.Бунин (в дальнейшем отец поэта Жуковского) получил в подарок от майора Муфеля 16-летнюю турчанку Сальху, захваченную при штурме турецкой крепости Бендеры. Сальха стала наложницей Бунина, была крещена (получила имя Елизавета Турчанинова), жила в отдельном домике при усадьбе и занимала должность ключницы. В 1783г она родила сына, которого формально усыновил А.Жуковский, приживал Буниных. Сам великий поэт никогда не стеснялся своего происхождения.

   Пленных солдат часто размещали в определённых областях или городах, но никогда не превращали в рабов. Например Ярослав Мудрый расселял пленных ляхов, торков и берендеев на правобережье Днепра, где строил новую оборонительную линию. Иван Грозный держал пленных ливонцев в Твери. Поляков, захваченных после восстаний 1830 и 1863 гг (около 20000) выслали в Забайкалье в том же статусе, что высылали своих за аналогичные "преступления". Показательно весьма комфортное положение пленённых в Полтавской битве шведов, отправленных Петром в Тобольск. Они пользовались теми же правами, что и местные жители и получали денежные переводы от состоятельной родни из Швеции через своего представителя в Москве. Вполне благожелательное отношение к ним сибиряков подробно описано Ал.Ивановым в романе "Тобол". Подобное положение пленных несомненно способствовало их ассимиляции в российском народе.

   Особенно показательна судьба пленённых солдат наполеоновской армии - французов, немцев, итальянцев, испанцев и прочих, к концу войны рассеяных по многим губерниям России. В 1814г декретом царя им было разрешено вернуться на родину. Однако около 150000 пленных, в основном рекрутированных Наполеоном крестьян, не захотели возвращаться в разорённую Европу, а добровольно остались в России, приняв присягу "на вечное проживание". Они превратились в ремесленников (освобождённых на 10 лет от податей), домашних учителей, согласных учить детей за кров и стол (до войны услуги гувернёра стоили в России до 1000 рублей в год), да и в зависимых крестьян, труд которых очень ценился в опустошённых западных районах России. Способствовало этому и большое количество вдов и незамужних девиц в местах проживания пленников (как всегда после опустошительных войн).

   Но, конечно, наиболее обильное вливание в российский народ "чужой крови" происходило при становлении и расширении Российской империи. Империи закономерно возникали в истории человечества на всём обитаемом пространстве. У китайцев, монгол, османов, римлян, греков (и ахейцев, и македонцев и византийцев), и у англичан, и у инков. Главный признак империи - стремлении безгранично расширяться. Коренные народы при этом либо вкючались в состав империи, либо вытеснялись, либо уничтожались, либо ассимилировались. С некоторыми примерами на эту тему мы уже познакомились.

   История жестока, и отдельные эпизоды российской экспансии не делают нам чести. Особенно некоторые эпизоды покорения генералом Ермоловым кавказских горцев. Однако они не идут ни в какое сравнение с практикой других империй. Подавляющее большинство малых народов, вошедших в состав России, сохранили не только свою национальную идентичность, культуру и язык, но и свои территории, представленные ныне в виде этнических субъектов Российской Федерации. Обычно россов-завоевателей интересовала только дань ("ясак"), как правило выплачивавшаяся "мягкой рухлядью", и ненасильственное крещение иноверцев. а во внутренние дела покорённых народов они вмешивались мало. Сохранили свою идентичность народы Русского Севера (карелы, ненцы, ханты, манси), Приуралья и Урала (татары, башкиры, калмыки, удмурты, чуваши, марийцы и др.), Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвенки, чукчи, хакасы, тувинцы, буряты, горноалтайцы, коряки, даже малочисленные таймырские долгане и нганасаны), многочисленные народы Кавказа и Средней Азии. Конечно, бывало и вытеснение (например, торков и берендеев на запад), и сокращение численности (в основном в связи с отсутствием у аборигенов иммунитета к новым инфекциям и непредсказуемой любви к "огненной воде"). Но основным процессом, сопровождавшим вхождение народов в состав Империи, кончно была ассимиляция. Многочисленные полумифические племена: чудь, водь, емь, весь, сумь, меря угорского, балтского и тюркского происхождения безнасильственно ассимилирвались и славянами и другими более крупными народами. Волжские булгары (тюрки), например, были ассимилированы казанскими татарами и башкирами. Небольшим остатком этого народа являются черемисы.

   Особенно активно происходила ассимиляция, когда новые земли (Сибирь, Дальний Восток) осваивались практически одними мужчинами: казаками, "служилыми людьми", дружинниками купцов Строгановых, охотниками за драгоценной пушниной, да и ссыльными. Сам я родился и вырос в Удмуртии, много лет работал с эвнками и якутами на Дальнем Востоке, в Якутии, Амурской области и проблему эту знаю не по наслышке. Межэтнические браки (с крещением возлюбленных), а также "гражданские браки" здесь всегда были нормой.

   Ради объективности необходимо упомянуть и ещё один источник для российского народа драматичный, даже трагичный. Он связан с временной окупацией некоторых наших территорий. Сначала ордынцами, во времена Смуты 1612г - поляками, в 1812г интернациональной армией Наполеона и уже на нашем веку немцами (плюс румынами, венграми, итальянцами...). Масштаб этого источника невелик.

   Темы "еврейская кровь" мы касаться не будем. Об этом написано более чем достаточно, и вообще, международное явление под названием "антисемитизм" не имеет отношения к обычной толерантности и ксенофобии.

   К чему же привели меня мои размышления? За 1000 лет своего формирования русский народ принял вполне достаточное количество "чужой крови" для того, чтобы она оказала влияние на первичный генофонд русов (русичей, россов). Характер этого влияния объективно оценить трудно, но согласно современным представлениям генетиков, он должен быть положительным. Субъективно это подтверждает и «изумление», толкнувшее меня на размышлния. Но подобным образом ,конечно, формировались и многие другие народы. Современная стойкость и талантливость россиян (вцелом) свидетельствует, что очевидного вреда толерантность принести не может, и не надо бояться мигрантов, если они способны ассимилироваться и не стремяться создавать изолированные анклавы с чуждой культурой.

   Неизбежно встаёт вопрос, как же нашему народу удавалось столько веков цементировать постоянно расширяющийся конгломерат совершенно разных народов, народностей (национальностей), племён и этнических групп. Одной из главных причин этого, несомненно, была всё та же толерантность, а так же замечательный русский язык (язык межнационального общения). Лично я убеждён, что распад державы в 1993г отвечал не желаниям большинства народов, а амбициозным эгоистическим порывам не очень образованных элит. Тем более последовавший затем полуопереточный "парад суверенитетов" (Татарстан, Якутия, Тува, Урал...).


Рецензии
"Чужая кровь" не укрепляет род человека, а наоборот приводит к деградации и гибели. И история жизни человечества это подтверждает.
Посмотрите Закон Природы: всё живет в Природе в рамках "своей крови". Если происходит смешение -- гибель суррогатов.
Так что не надо мудрить.

Анатолий Непушкэ   27.05.2023 13:52     Заявить о нарушении