Царь Феодор Алексеевич Романов

Феодор III Алексеевич Романов (1661-1682) – Царь всея Руси (г. Москва), сын царя Алексея Михайловича от брака с Марией Ильиничной Милославской, годы правления 1676-1682.

Основные события эпохи правления:

Феодор Алексеевич в 1676 году вступил на престол после смерти своего отца царя Алексея Михайловича. В начале царствования Феодор Алексеевич тяжело болел и фактическими правителями государства были: А.С. Матвеев, патриарх Иоаким и И.М. Милославский. Однако к середине 1676 года царь взял власть в свои руки, после чего А.С. Матвеев был отправлен в ссылку.

В 1678 году проведена общая перепись населения. В 1679 году введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт.

Симеоном Полоцким разработан проект высшего учебного заведения в Москве.

Русско-турецкая война 1676-1681 годов – война Османского государства и союзного с ним Крымского ханства с Российским государством за украинские земли.

В 1681 году создана Типографская школа при Заиконоспасском монастыре в Москве.

Продолжились репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжен протопоп Аввакум.

В 1682 году по приговору Собора сожгли разрядные книги с записями того, какие должности и когда занимали члены боярских и дворянских фамилий, таким образом, было ликвидировано местничество, которое ставило назначение на государственные должности в полную зависимость от знатности назначаемого лица. Теперь возвышение по службе зависело только от личных заслуг и способностей каждого. Вместо разрядных книг завели родословные книги, чтобы не забывать славных предков.

В 1682 году Феодор Алексеевич скончался, не сделав распоряжения о престолонаследии.

Знаменитые люди:

Грушецкая Агафья Семёновна (1663-1681) – первая жена царя Феодора Алексеевича, дочь воеводы шляхтича Семёна Фёдоровича Грушецкого.

Апраксина Марфа Матвеевна (1664-1716) – вторая жена царя Феодора Алексеевича, дочь стольника Матвея Васильевича Апраксина.

Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский—Ситнианович) (1629-1680) – белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию.

Никон (Минов Никита) (1605-1681) – русский патриарх с 1652 года. Провёл церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царём. В 1658 году оставил патриаршество. Собор 1666-1667 года снял с него сан патриарха. Никон был сослан на Север.

Аввакум Петрович (1620 или 1621-1682) – глава старообрядчества и идеологического раскола в православной церкви, протопоп, писатель. Выступал против реформ Ни-кона. Последние годы провёл в земляной тюрьме в Пустозерске, был сожжён по царскому указу.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-1682) – боярин, приближённый царя Алексея Михайловича, воспитатель матери Петра I, основатель первого придворного театра в России. С 1671 года руководитель русской дипломатии. В 1676 году попал в опалу и был отправлен в ссылку, возвращён в Москву в 1682 году, убит стрельцами во время первого стрелецкого восстания.

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605-1680) – дипломат, боярин, воевода. Руководил внешней политикой в 1667-1671 годах, Посольским и другими приказами. Заключил Андрусовское перемирие в 1667 году. В 1672 году постригся в монахи.

Одоевский Никита Иванович (?-1689) – боярин, воевода, дипломат. Участник русско-польской войны 1654-1667 годов. Руководил составлением Соборного уложения 1649 года.

Милославский Иван Михайлович (?-1685) – боярин, возглавил борьбу против родственников Петра I Нарышкиных, один из организаторов Стрелецкого восстания 1682 года.

Патриарх Иоаким (Иван Петрович Савёлов – первый) (1621-1690) – 9-й патриарх Московский и всея России, митрополит Новгородский. В 1655 году оставил военную службу и принял монашество. В 1664 году был поставлен архимандритом Чудова мона-стыря, при дворе царя Алексея Михайловича сблизился с А.С. Матвеевым. В 1674 году стал Московским патриархом. Во время событий 1689 года встал на сторону Петра в его противостоянии с Софьей.


Рецензии