Глава 217. Бах. Первая Французская сюита

Иоганн Себастьян Бах
Французская сюита для клавесина №1 pе-минор
Владимир Ашкенази (фортепиано)

sir Grey: Как же приятно услышать фортепьяно после клавесина. (Я включил подряд все сюиты и занимаюсь тут своим).

Потому что есть ощущение прикосновения пальцев. Клавесин невозможно ласкать, там всю душу инструмента взял себе мастер, а на фортепиано нам дали глоток свободы.

Я не знаю специальной литературы, но мне кажется очевидным, что, помимо скорости, есть, например, длительность прикосновения молоточка к струне. Если я плавно прижимаю клавишу, то, при той же скорости (и на одном и том же инструменте), звук получается иной, чем если я ударю резко. И это — несмотря на «посредников» (вес, материал и т. п.).

Я уже не говорю о снятии ноты.

Или я неправ? Моя физика хромает? Там же инерцию какую-то надо учитывать? или не надо?

И еще неизвестно, где важнее артикуляция, у семейств Рюккерсов, Бланше или у Стейнвеев. Мне кажется, что клавесин, в каком-то смысле, менее гибкий инструмент; и именно в силу гибкости. (Но этим он и прекрасен!!!... Также и этим!!!)

Какая есть жесткость у перышка, такой и будет звук. А уже от музыканта зависит, насколько он глубоко почувствовал данный конкретный инструмент, учел заложенную в него душу, так сказать.

Я ведь уважительно пишу? Я за Баха и за клавесин.


Рецензии