Глава 314. Сибелиус. Первая симфония

Ян Сибелиус
Симфония №1 ми-минор
Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам)
Марис Янсонс (дирижер)

Sovet: Особенно люблю в этой симфонии вторую часть. Это колыбельная, но ... в общем, не интимного масштаба, а целому дремлющему зимнему краю.
Живьем симфонию слышал только раз, в исполнении Дмитриева. В 1990-е гг., в нашем питерском Большом зале филармонии. И тогда тоже было огромное впечатление.

Параллель, конечно — вторая часть Первой симфонии Чайковского:

«Угрюмый край, туманный край»,

под впечатлением о посещении Валаама, как известно...

alexshmurak: Начальное соло кларнета — подвиг! В конце piano практически как у Марка Андрэ в известной пьесе.

Все-таки я конкретно подсел на Первую: очень вызывающие зависимость интонации и гармонические ходы.

Mikhail_Kollontay: Тут Вы в компании с Корндорфом и мной. Мы однажды с Колей проговорили об этой симфонии всю ночь, пока поезд ехал из Горького в Москву. А он еще был и дирижер, с дипломом, так что сугубо.

alexshmurak: Приятная компания, но, если серьезно, пока только Седьмую не понял. А еще недавно у меня был небольшой спор с коллегой по поводу Третьей. Я вот утверждал, что она — одна из наиболее объективно-конструктивных, отстраненных, «сделанных» симфоний Сибелиуса, приближающаяся по духу к Прокофьеву и Стравинскому; мне возражали, опираясь на биографические сведения, связанные с ее созданием, что, мол, напротив, это самая искренняя и легкая из его симфоний. Каково Ваше мнение?

Mikhail_Kollontay: Помолчу, потому что время, когда неделями штудировал партитуры, учил наизусть, слушал по сто раз, слишком давно прошло. Сейчас уже неинтересно. Наиболее важными остались Первая, Четвертая, отчасти Вторая. Третья куда-то ушла прогуляться, вернется ли, кто знает. Вообще же у этого автора масса музыки, почему только симфонии, у меня жена писала курсовую работу по «Четырем легендам», мы чуть с ума не сошли, самостоятельная драматургия тембров, не совпадающая со схемой чередования тем и т. д., много мне дало, потом эксплуатировал (ведь воровство — это прием минус музыка, Вы же знаете). Пьесы для струнного оркестра, Кюллики (студентке задавал), мало ли чего.

alexshmurak: Да, я в последнее время начал слушать симфонические иные его вещи, очень здорово, но пока не хватает сил со включенными мозгами все это слушать.

MargarMast: Рот чешется встрять, но сказать нечего. Сибелиус — это что-то!

Mikhail_Kollontay: Что-то там слышится родное, Чайковский и многое еще чего, но как свежо, сил нет.

MargarMast: А ведь финн! Ну как финн может быть Сибелусом, а Сибелиyс — финном? Это ведь полное несоответствие (кроме той самой Калевалы)! Особенно его скрипичный концерт — там же такие страсти бурлят — откуда?
Хотя нет — Финн из «Руслана» — вовсе не холодный и каменнолицый старец. Напротив! Наверное, неправильное у меня впечатление о финнах.


Рецензии