СеребрИсты не всегда серебрясты А-М.. 5 ч
Не для печати и изданий. Лишь ЗГТ к поэмам
в Стихи-ру о "Серебряниках" и "Бронзовиках"
Русской и Новорусской поэзии !!
За ФИО* в 5-ти частях,- автор доработает со временем,
когда станет возможным и по обстоятельствам
с уменьшением фаш-укро-обстрелов по Донецку и Горловке,
где автор часто бывает в Донецке
у дОчери в двумя внуками,
пока её муж - мой зять воюет на фронте против Хунтаины,
как и в ГОРловке, где ещё жен-пенсионер
вострЕбована по школьным онлайн-пеипетиям !!
ШхххххххххххххххШ
А-М,- Ахматова и Маяковский.
При всей многозначности образов поэмы
и многовариантности их толкования,
в выделенных Ахматовой "троих", уже как бы традиционно,
исследователи, рассматривающие проблему Ахматова - Маяковский,
видят Маяковского (для них не самоубийцу..), Блока,
и молодого самоубийцу поэта Всеволода Князева*.
Роман Тименчик* предлагает видеть в "полосатой версте"
Хлебникова, развёрнутые убедительные аргументации
его личной "хлебникОвщины"...
Борис Филиппов* называет того, кто обозначен
"полосатой верстой", Блоком:
"он, стоящий на грани двух столетий-эонов,
потому и наряжен как верстовой столб !"
Но он же замечает, что собственно все персонажи поэмы
являются в своем роде "верстовыми столбами",
обозначающими вехи на пути русской художественной культуры.
Марина Цветаева в статье "Эпос и лирика современной России",
возможно Анне Андреевне писала адресно:
"Маяковский отрезвляет, то есть, разодрав нам глаза
возможно шире - верстовым столбом перста в вещь,
а то и в глаз: гляди! - заставляет нас видеть вещь,
которая всегда была и которую мы не видели только потому,
что спали - или не хотели."
В черновых вариантах Ахматовой имеется запись,
позволяющая провести определенную параллель с поэмой
"Про это". В черновике о третьем сказано:
"Третий умер в семнадцать лет...",
хотя молодому поэту Всеволоду Князеву,
первая и единственная книжка стихов которого
была издана уже после его смерти, было 22 года.
Здесь и боль о безвременно ушедшем, и литературная
реминисценция мотива своего же раннего стихотворения:
"Высокие своды костела
Синей, чем небесная твердь...
Прости меня, мальчик веселый
Что я принесла тебе смерть..."
Тот, что "умер в семнадцать лет" - ровесник мальчика
из "Про это", застрелившегося в "Ночь под Рождество"
и оставившего записку:
"Прощайте... Кончаю... Прошу не винить...".
Маяковский потрясен сходством убившего себя мальчика
с собой, поэтом ("До чего ж на меня похож!).
Безответная любовь юного самоубийцы дополнительным грузом
ложится на плечи "человека из-за семи лет",
пришедшего в новогоднюю ночь в Фонтанный Дом
из ранней поэмы Маяковского "Человек".
Любовь как высший дар, готовность к самоотреченности
во имя любви, позволяет убившему себя корнету
в "Поэме без героя" остаться рядом с великими поэтами
эпохи - Маяковским и Блоком.
"Но так как мне бумаги не хватило,
я на твоем пишу черновике..." -
обращается Ахматова к герою-жертве любовного треугольника.
Однако черновиком в поэме оказывается отнюдь не страничка
из архива Ахматовой ("бес заставил в укладке рыться"),
а жизнь, память, судьба поэтического поколения,
судьба поэта, и шире - творческой личности.
"Симпатическими чернилами" прописаны сюжеты и судьбы,
соединяющие настоящее с грядущим и давно минувшим.
По Ахматовой, поэт, творящий "свой высший суд" -
вечный враг и великосветской черни, и рафинированной богемы,
и мещанства в любом его обличии.
И когда самоубийца-поэт произносит в "Поэме без героя"
знаменитую фразу, некогда сказанную Мандельштамом -
"Я к смерти готов" - за ее лаконизмом трагедийность
целой исторической эпохи, современниками которой были
Мандельштам, Клюев, Маяковский, Есенин и сама Ахматова.
В поэме "Про это" толпа дуэлянтов преследует поэта,
совершившего свой фантастический полет над Араратом и Машуком,
отнюдь не географическими реалиями
в художественной системе поэмы.
Арарат - библейский символ спасения и возрождения,
Машук - литературно-мифологизированный
символ убийства поэта, мессии и провидца.
Литературно-философские мыслители начала века,
особенно Розанов, видели в Лермонтове
неосуществленное будущее русской литературы.
Толпа дуэлянтов, выморочной бесовской нечисти -
лжепророков и новоявленных советских мещан -
расстреливает поэта, когда он, в ночь под Рождество,
в поисках спасения, приземлился
на купол Ивана Великого в Кремле:
Окончилась бойня
Веселье клокочет.
Смакуя детали, разлезлись шажком.
Лишь на Кремле
поэтовы клочья
Сияли по ветру красным флажком.
И Маяковский в "Про это", и Ахматова в "Поэме без героя"
разрешение глобальных нравственно-этических конфликтов
относят в будущее. Маяковский обращается в XXX век
к "Большелобому химику" с мольбой о воскрешении.
Ахматова связывает возможность катарсиса с приходом
"Гостя из будущего", ожиданием которого проникнута
ее поэзия, начиная с "Новогодней баллады" 1923.
О "Госте из будущего, который мог бы оказаться
подлинным героем поэмы, много спорили,
называя разные лица - литературные и реальные,
хотя сама Ахматова резко возражала против отождествления
возможных прототипов и литературных образов.
А.Субботин и Л.Долгополов развернули широкую аргументацию
доказательств в пользу Маяковского, в творчестве которого
тема будущего одна из центральных, и сам он называл себя
в своих романтических утопиях "человеком будущего".
Однако сколько бы мы не стремились уйти от прозрения
в художественном образе реального человека,
вероятным представляется предположение о том,
что "Гость из будущего" в "Поэме без героя" -
это мифологизированный образ оксфордского друга Ахматовой,-
сэра Исайи Берлина, адресата многих поздних ее стихов.
Встречей с Исайей Берлином*
осенью 1945 и в январе 1946-го,
обозначено золотое предвечерье ее поэзии.
Мифологизированный образ "Гостя из будущего",
некоего Энея (как замечает сам Берлин*)
не только расцвечивает романтический колорит поэмы,
но углубляет ее философско-этический смысл.
Отблеск встречи с Берлином сохранился и в заметке
"Вместо предисловия" (к балету "Триптих"),
где Ахматова пишет: "Гость из будущего
называет Поэму Реквиемом по всей Европе
и исчезает в мутном зеленом зеркале
Шереметевского чердака (помахал мне рукой
и не по-русски молвил: "До свиданья!"
В работе над "Поэмой без героя", длившейся четверть века,
Ахматова решала для себя одну из проблем,
по-новому поставленную перед русским читателем
литературой XX в., необычайно важную также и для Маяковского.
В одном из своих последних интервью Ахматова говорила,
что "Поэму без героя" писала не совсем так, как лирику,
и причину этого видела в новом качестве своих
отношений с читателями, возникших у неё в пору,
когда создавался "Реквием"
и в годы Великой Отечественной войны:
"Читатель стал тогда для меня чем-то вроде соавтора.
Его волнение помогало мне, было очень дорого."
Свидетельство о публикации №223052700095