Ч. 391 История и конъюнктура

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/05/22/1278

Первое донесение от Лесовского управляющему Морским министерством доставил командир прибывшего в Кронштадт транспорта «Артельщик». Степан Степанович Лесовский сообщил Краббе, что причина задержки встречи с транспортами произошла из-за неисправности машины фрегата «Александр Невский».

Машина фрегата прошла перед походом короткую проверку в течение девяти с половиной часов, а когда ей пришлось действовать несколько суток, то неисправности посыпались, как из решета. Пришлось частично её разбирать и ремонтировать.

Эта работа заняла восемнадцать часов, в течение которых шли на буксире фрегата «Пересвет» при тихом ветре со скоростью шесть узлов. Благодаря знанию своего дела, отметил Лесовский, старший механик подпоручик Гаусман, который сутки не выходил из машинного отделения, сумел машину отремонтировать.

Далее в рапорте контр-адмирала говорится: «На рассвете 22 июня я с «Пересветом» подошёл к Борнгольму, но не нашёл транспортов. Накануне дуло очень свежо от норда, и предположил, что они укрываются по южную сторону.
 
Я обошёл одну сторону острова, а «Пересвет»  - другую. После нашей встречи у южной оконечности мы прошли по прежнему пути и, убедившись положительно, что их здесь нет, мы в 5 часов вечера направились к Малому Бельту, куда пришли 23 вечером.

Не доходя до Бельта, мы поутру у мыса и маяка Мариенлейхт соединились с транспортами, которых отогнало жестоким ветром от Борнгольма.

Медленности транспортов в ходу заставили каждого из нас, фрегатов «Александр Невский» и «Пересвет» взять соответствующий транспорт на буксир, а для того, чтобы не терялось время, я велел транспортам подойти к борту, а фрегатам произвести выгрузку на ходу».

Уголь на фрегат «Пересвет» перегружали с транспорта «Артельщик». Это была непростая операция с учётом довольно сильной качки.

По традиции, уголь носили все, кроме командира корабля: матросы и офицеры, все переодетые, как босяки, с чехлами на голове. Первый куль с брикетами угля, «козелок», понёс на спине старший офицер.

Погрузка прошла успешно. Но когда транспорт «Красная Горка» подошёл к правому борту фрегата «Александр Невский», то задел своей дымовой трубой и вантами за шлюп-балки фрегата и разбил висевший на них 14–ти весельный катер.

Оба корабля окутал чёрный дым. Сначала в дыму послышались крепкие выражения, а потом последовали чёткие команды. В рапорте Лесовского, который в то время находился на мостике фрегата, сказано:

«Осмеливаюсь почтительнейше, ваше превосходительство, не ставить это происшествие никому в вину. Успех подобного маневра требует упражнения, которого, вероятно не доставало, и достигается, как много других попыток на море, не без потери.
 
Напротив, я считаю себя обязанным представить вашему превосходительству находчивость и быстроту, с которыми г. командир транспорта поднял и укрепил свою трубу, так что не прошло четверти часа после свалки, как он опять вступил под пары».

Погрузка угля продолжалась весь день 24 июня и всю ночь на 25-ое. Утром 25-го июня к месту рандеву прибыли из Киля оба корвета и клипер, после короткого отдыха командам в четыре часа дня эскадра направилась по назначению.

1863 год вошёл в военно-морскую историю России в качестве поворотного пункта в пересмотре всего, что касалось военно-морского флота. Так случилось, что у государственного руля собрались умные и энергичные люди:

император Александр II, его брат великий князь Константин, адмиралы Николай Карлович Краббе, Степан Степанович Лесовский, Андрей Александрович Попов, Григорий Иванович Бутаков, Ефим Васильевич Путятин, Иван Алексеевич Шестаков, Воин Андреевич Римский-Корсаков…

Александр II и Константин рьяно взялись за дело после смерти их отца императора Николая I, но со временем их пыл погас, пропал и энтузиазм их сподвижников – лишнее доказательство того, что менять высших руководителей спустя несколько лет их пребывания на таких должностях – объективная необходимость.

Нарушение этого принципа - одна из причин крушения самодержавного, а потом и советского строя.
 
То же самое случится и с нынешней Россией, о чём высказался один из высокопоставленных российских чиновников, правда, руководствуясь совсем иными, не государственными, а своими личными мотивами, и не осознавая того, что говорит он о необходимости демократического выбора и регулярной смены высших должностных лиц государства.

Начиная с 1863 года, началась полная перестройка адмиралтейства в Петербурге, Кронштадте и на Ижоре, где возвели новые эллинги и мастерские. Из-за границы привезли многочисленные станки и механизмы.

Английские инженеры и мастеровые обучали русских при строительстве броненосной плавучей батареи «Первенец»,

а затем учили их в Петербурге при строительстве второй броненосной батареи «Не тронь меня» на верфи Галерного острова по контракту с английским заводчиком Чарльзом Митчелом.
 
Те, кого в России считали главными противниками, на самом деле помогали создать современную судостроительную промышленность.

Новые броненосные канонерские лодки строили по американским чертежам и технологии, добытыми нелегальными путями, попросту говоря, выкраденными Лесовским, Арцеуловым и другими морскими офицерами-разведчиками.

По инициативе Николая Карловича Краббе к строительству флота подключили частных предпринимателей, создали новые судостроительные, сталелитейные и механические заводы.
 
По его настоянию при российских посольствах в главных морских державах появились должности морских агентов, которых назначало Морское министерство. В задачу морских агентов входило постоянное наблюдение за всеми новшествами в области кораблестроения и на флотах в этих странах.
 
Краббе считал, что нужно развивать отечественную промышленность и прекратить заказы кораблей за рубежом. Но в 1863 году перед ним встала другая неотложная задача – предотвратить нападение с моря британского и французского флотов.
 
Именно её и предстояло решить эскадрам Лесовского и Андрея Александровича Попова (о нём я расскажу позже). Трудно сказать, насколько реальной была эта угроза, но как бы там ни было, правительство Александра II считало её таковой.
 
К сожалению, самые интересные материалы, хранящиеся в архиве Министерства иностранных дел, были для меня недоступными. Полную правду никто не знает, поэтому, когда пишут о целях американской экспедиции русского флота, руководствуются прежде всего политической конъюнктурой.

Если отношения с США хорошие, то пишут как о дружеском визите, а если такие, как сейчас, то говорят о том, как ловко и хитро напугали Запад. В советское время меня учили, что западная история подаёт только факты, и это неправильно.
 
А наша, самая передовая советская история, объясняет эти факты. Традиция сохраняется.

Продолжение http://proza.ru/2023/06/08/664


Рецензии
Владимир, поздравляю с днем рождения! долгих лет, здоровья счастья, благополучия мирного неба над головой! С уважением, Михаил.

Михаил Бортников   01.07.2023 09:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил! Я очень хочу, чтобы у Вас тоже было мирное небо.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   01.07.2023 09:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.