Надежда - часть 8

Началась зачётная неделя, впереди замаячили экзамены, сложные все до одного на этот раз. Лекций больше не было, но времени в институте пришлось провести немало: консультации, сдачи курсовых работ, чтение дополнительной литературы в читальном зале. И помощь Наташе Федотовой - мы с Дианой закончили за неё доклад к зачёту и черновик курсовой работы. Я пошла навстречу просьбе Дианы, хотя лишнего времени у самой почти не имелось. Лена, по её словам, "зашивается" со своими "хвостами" и помогать не сможет. Наташа вовремя переписала все работы на чистовик, зачёты кое-как сдала, но по состоянию здоровья экзамены ей перенесли на сентябрь, наш куратор сдержала слово. Справки у Наташи оказались самые настоящие, она и правда заболела, об этом мне поведала Диана, предварительно попросив ничего не говорить Лене. У нас только что начался кураторский час.

Людмила Павловна сообщила многое о предстоящей сессии. Однако появились и другие новости: часть студентов отобрали в специальную группу, так называемый педагогический отряд. Надо ли говорить, что свою фамилию я услышала в числе первых.


-Девочки, можете считать это педагогическим десантом. Задачи поставлены важнейшие. Вы направляетесь в лучший, образцово-показательный лагерь "Спутник". На мероприятиях часто присутствуют гости и журналисты.  Но я уверена в своих студентах, уже заявила об этом в учебной части.


-Почти все двенадцать человек из нашей группы, - прошептала за моей спиной Диана, - что-то ни Соболев, ни его подружки не попали в сложные лагеря.


-В институте останутся, как пить дать, - фыркнула в ответ Лена. Людмила Павловна как будто услышала недовольство девчонок.


-Некоторые студенты отработают в приёмной комиссии. Кто-то останется в городе, в летних школьных лагерях. По практике всё понятно?


-Можно? - привстала Диана, - у нас
уже составлены списки, как с ними? И будут ли консультации или курсы по педагогической практике?


-Хорошие вопросы, Диана. Новые списки аннулируют первые автоматически. Девочки, ещё отличная новость: все студенты, кто направляются непосредственно на работу с детьми, пройдут пятидневное обучение перед будущей практикой на нашей загородной тур.базе. Вас объединят в отряды, станете на время пионерами, - улыбнулась Людмила Павловна, - будете учиться организовывать мероприятия, конкурсы, соревнования, концерты и сами же во всём участвовать. Программа предельно насыщена, по окончании курса получите допуск к педагогической практике. С вами едут преподаватели и представители учебной части. Прошу соблюдать дисциплину. Эти пять дней как раз умещаются между последним зачётом и первым экзаменом, и на подготовку ещё останется время. Но для педагогического отряда ситуация усложняется тем, что последний экзамен нужно сдать досрочно. Выезд в образцово-показательный "Спутник" состоится на неделю раньше. Поэтому отбирали сильных и ответственных студентов. Но не думайте, что другим будет намного легче. Девочки, а сейчас хочу поговорить о другом.


Я предположила, что хочет сказать Людмила Павловна, и не ошиблась. Как всегда, тактично, но в то же время строго куратор сказала:


-Я недаром напомнила о дисциплине. Не нужно удивляться, имела в виду и самодисциплину. Личную ответственность за всё, что происходит с каждым из вас по отдельности и с нашим коллективом в целом. К сожалению, бывали случаи, когда некоторые студентки на практике начинали вести себя вольно, даже распущенно, позволяя какие-то отношения с "гостями" из близлежащих посёлков. Ведь все пионерские лагеря находятся недалеко от населённых пунктов. Тамошним ребятам всегда хочется познакомиться с новыми девочками, общаться и даже больше. Нужно ли говорить вам, что такого допускать нельзя категорически?


Людмила Павловна прохаживалась по аудитории. Остановившись у доски, она взяла мел и нарисовала что-то вроде большого мешка с завязкой. Недоумевая, мы следили за её действиями. Посередине мешка она крупно написала "16 кг" и осмотрела всех внимательно.


-Пуд соли! Девочки, все вспомнили поговорку - чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли? Образно и точно, и помните об этом! Нельзя слепо доверять никому, нельзя верить на слово. Доверять можно только делам, и то далеко не сразу. Ведь допустить ошибку в жизни так легко, а на её исправление порою может уйти вся жизнь. Не забывайте про пуд соли, прошу вас.


Я сидела и думала о многом: о предстоящей сессии, об учёбе на тур.базе - наверное, это очень интересно. О Наташе Федотовой, у которой всё решилось неплохо, осталось только вылечить разбитое сердце. О своей бабушке, по которой очень соскучилась. Но более всего думала у Михаиле. Не виделись уже несколько дней, но общались регулярно. Он звонил каждый день поздним вечером, и мы разговаривали. Как всегда, интересно, и как всегда, у меня сильно билось сердце от его слов и голоса. Потом долго не могла уснуть, перебирая в памяти наши разговоры, вопросы Михаила и мои ответы. Мои вопросы и его шутки. Завернувшись в одеяло, я ещё долго ворочалась в постели и мечтала об объятиях, поцелуях, признаниях и о том, что там, дальше... порой мои мысли заходили слишком далеко, и самой становилось неловко.

-Пока, девочки, у меня дела, - Лена куда-то помчалась, а мы с Дианой не торопясь вышли из института.

-Сколько всего навалилось, - заметила Диана, - хорошо, с Наташей уладилось. Да, хотела вот что сказать. То, что мы помогали ей во всём, не знает никто, кроме нас троих, ну и, конечно, самой Наташи. Вернее, так должно быть. Но пошли слухи. Надя, тебя я и не спрашиваю, потому что верю.

Моё лицо полыхнуло огнём:

-Диана, могу дать слово!

-Не надо никакого слова; верю тебе, уже сказала. В принципе, уже знаю, что это проболталась Лена. Своему другу со спортфака, они недавно начали встречаться. Она тебе ничего не говорила?

Я помотала головой. Значит, у Лены получилось подружиться с Павликом, другом Сергея Елисеева. Она очень хотела, чтобы мы дружили вчетвером, вместе гуляли, ходили куда-нибудь, но этого не хотелось мне. Хорошо, что у неё всё в порядке. Но как она могла выдать чужую тайну? Диана осуждающе покачала головой

-Надя, хоть вы с Леной подруги, но не могу ей больше доверять. Ведь я же просила, никому ни слова. Помнишь, она обиделась на моё предупреждение?

Конечно, не забыла этот момент. Незаметно мы добрались до кафе "Марина". Хотелось немного отдохнуть и спокойно посидеть, очень уж устали за последние дни. Ничего, на турбазе отдохнём, решили мы, весело поедая мороженое из красивых креманок и запивая молочным коктейлем. Я вспомнила первую встречу с Михаилом в этом же кафе, и на душе сделалось тепло и волнительно.

- У меня нет подруг в нашем институте, они учатся в других местах. А парень в Московской области, в военном училище. На третьем курсе. Видимся редко, письма пишем. Очень часто, я почти каждый день. Иногда он звонит мне, потом хожу радуюсь несколько дней. Надя, а у тебя парень есть?

Смутившись, я не знала, что ответить и сказала: совсем недавно познакомились. Он уже не студент, работает.

- Значит, тоже старше тебя,- подытожила Диана, - мой после армии поступил в военное, ему скоро двадцать три. Будет на четвёртом курсе, поженимся, после зимней сессии. Ох, не знаю, как и что... родителей знакомить и так далее.

Диана улыбнулась, а я подумала, что всё правильно, что так и должно быть. Встретились, полюбили... и всё в дальнейшем легко и просто. Вечером мы встретились с Михаилом.

-Теперь я буду назначать место встречи недалеко от твоего дома, - пошутил он, открывая дверцу машины, - времени у тебя точно в обрез, а мне не трудно приехать поближе. Мороженое поедем есть?

С грустью подумав, что это возможный ужин Михаила, ответила утвердительно.

-Ты без настроения, Наденька? В институте всё хорошо?

Я рассказала свои новости, умолчав, естественно, про Наташу. А ведь именно из-за её "хвостов" я не могла найти время для Михаила, очень скучала и переживала. А он?

-Досрочно сдать сложные экзамены, чтобы начать работу в пионерском лагере. Действительно, у вас большая нагрузка! "Спутник" знаю, в целом лагерь хороший, но его обзывают образцово-показушный. И это неспроста. Детки там баловни ещё те.

-Знаешь, учебную часть попросили отобрать студентов историко-филологического факультета, только отдуваться пришлось почему-то одним филологам, - после того, как перешли на "ты", я никак не могла назвать Михаила по имени. Не получалось. А вот моё "Наденька" слетало у него с языка легко, как и раньше.

-Между сменами всегда есть несколько дней, я хотел пригласить тебя где-нибудь отдохнуть. Прокатиться на теплоходе по Волге или съездить на "Зелёные острова", там много интересного. А ещё мы большой компанией собираемся несколько раз за лето и выезжаем куда-нибудь подальше от цивилизации. Ночёвки в палатках у реки, уха, костёр. На гитаре у нас многие умеют. Это всё мои друзья и близкие люди, и нам никогда не скучно.

Я взглянула на Михаила. Оживлённый, весело рассказывает о вариантах летнего отдыха. Смешной. Разве я поеду с ним куда-нибудь, тем более с ночёвкой? Ещё чего не хватало! Но всё же, всё же... отношение у него ко мне серьёзное. Ведь никто не пригласит с собой на отдых, к своим друзьям и близким людям первую попавшуюся девушку. Так ведь? Так. Когда Михаил замолчал, мне даже стало его жаль, потому что сейчас разрушу или нарушу все его замечательные планы.

-Боюсь, что лето полностью принадлежит "Спутнику". Там смены короткие, не как в других лагерях. Между пересменками пара дней, не больше, и новый заезд. Сразу же открытие смены и мероприятия. И так до самого конца августа.

-Ничего себе! - поразился Михаил, - а сентябрь? У кого-то "картошка"... а у педагогического десанта что? Может быть, каникулы?

-Может быть, - рассмеялась я, - да, пообещали в сентябре. Вот у кого обычные две лагерные смены, тому отдых в августе, а в сентябре - на "картошку".

-Тоже неплохой расклад, - Михаил взял мою руку и зажал между своими ладонями, - Наденька, подумал, что это лето будет нашим, а достался один сентябрь. Хотя этот месяц очень хороший. Всегда так чувствовал. Как там у поэта: "Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен... "



"Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!"* - закончила я про себя и сказала вслух:

-"Осень" Пушкина.

Михаил кивнул и продолжил:

-А как тебе это?
"Помахало лето из кабриолета,
Уезжая в отпуск, отработав в срок,
Возвращайся лето, но вместо ответа
Подарило лето ещё один денёк.
Весь день то шумные ливни,
То солнце наперебой,
Стоял я босой и счастливый,
И радугу трогал рукой,
Я квакал дуэтом с лягушками
И с пчелами мёд, пиво пил,
Одно огорчало,
Что Пушкин, осень чуть больше любил."**

-Ну, это точно не Пушкин сочинил! - засмеялась я.

-Точно не Пушкин. Но очень хороший человек сочинил. А один мой друг на гитаре исполняет прекрасно. Тебе бы очень понравились все его песни, эта и другие.

-Может, и удастся послушать, когда-нибудь.

-Удастся. Обещаю. В сентябре. Признаюсь, это мой любимый месяц, давно уже, - Михаил обнял меня и еле заметно прижал к себе.

-Мой тоже, - искренне ответила я.


* - стихотворение А С. Пушкина "Осень"

** - песня авторского коллектива шоу-группы "Уральские пельмени"

(продолжение следует

  http://proza.ru/2023/07/24/438


Рецензии
Здравствуйте, Мирослава!
Чуть не пропустила возможность пообщаться с Вами.
По тексту: Наташа не хочет, чтобы все знали её тайны и тыкали в неё пальцем, но как-то об этом уже знают пять человек и в том числе болтливая Лена. Как же это? Надя одна из лучших учениц едет в пионерский лагерь работать вожатой на всё лето.
Работа хлопотная и очень ответственная. Но весёлая и интересная, я не избежала этой участи и вспоминаю приключения в лагере до сих пор. Очень понравилась беседа преподавательницы со своими студентками по поводу личной ответственности(мешок соли), прекрасно написано! Надя вся в своих грёзах о любви к Михаилу. А он хочет провести с ней вместе больше времени где-нибудь на природе: на реке, в палатке. Что-то тревожно... Спасибо. Написано душевно.
С интересом,

Мила Стояновская   05.02.2024 13:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мила. Случается, что хочет человек сохранить тайну, но кому-то вынужден её раскрыть, ну а дальше, классика жанра. "Что знают двое, то знает свинья", не знаю автора изречения, но с детства запомнила, что это слова Мюллера из "Семнадцати мгновений весны".
А если серьёзно, то да, в жизни трудно надеяться, что кто-то сохранит тайну. Есть настолько подлые люди, что готовы даже тайну переписки открыть, дать какие-то намеки.
Это дальше по тексту, позже. Про лагерь.
Согласна, это потрясающее время, но столько переживаний, и всё так искренне. Пуд соли, это реальный факт, это сказала мой куратор, Светлая память...Я в свои тексты обязательно стараюсь взять как можно больше хорошего и увековечить память дорогих для меня людей хотя бы вот таким косвенным образом.
С уважением и благодарностью

Мирослава Завьялова   06.02.2024 06:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.