Глава 149. Клара Шуман. Музыкальные вечера

Клара Шуман
«Музыкальные вечера»
Пьесы для фортепиано
Павел Егоров (фортепиано)

victormain: Мазурка написана около 1832 года, то есть, приблизительно, тринадцатилетней Кларой. Тут все и началось.

alexshmurak: «Тут все и началось» — вроде бы чуть раньше, нет?

victormain: Познакомились они раньше, да, когда Кларе было девять лет. Но заново увиделись, и уже всерьез, когда ей исполнилось тринадцать. Писем Шумана под рукой нет, а то можно было бы свериться точнее.

Кстати, датирует Мазурку примерно 1832 годом именно Егоров. Издана она была позднее, в 1836, уже в цикле пьес. Но сам материл мотто, видимо, сразу стал неким кодом в интимном общении Роберта и Клары.

alexshmurak: Как все-таки трансформировались их отношения с 1828 по 1856 год. Кажется, что это литература, но нет — жизнь.

Alexandra-Victoria: Клара Вик была очень болезненным и слабым ребенком. Замкнутая в себе, она начала говорить лишь с четырех лет, а иногда казалась совершенно глухой. Скорее всего, зачехленное развитие девочки объясняется нездоровой атмосферой в семье и непрекращающимися ссорами между родителями. Поэтому когда они развелись, а маленькую Клару отец увез в Лейпциг, девочка быстро заговорила и показала свои незаурядные способности.

С тех пор вся жизнь Клары замыкалась на музыке: ежедневные, многочасовые занятия за роялем, изнурительные упражнения, строгий режим, запрет на детские игры и забавы. Фридрих Вик не жалел средств: к его дочери приходили самые прославленные мастера музыки, учителя письма и чтения, английского и французского языков. Все это сделало Клару не по годам взрослой и серьезной: отец отнял у нее детство, подарив взамен всемирную известность.

После первого же выступления маленькой пианистки Роберт Шуман стоял у двери дома Виков и умолял главу семьи быть его учителем. В тот день он стал учеником знаменитого музыкального педагога Фридриха Вика и из беззаботного юноши превратился в трудолюбивого ученика, часами занимавшегося музыкой. Современники вспоминали, что Шуман даже в поездки брал картонную клавиатуру, на которой беспрестанно отрабатывал технику игры на фортепиано. Придумывая изощренные упражнения, он однажды повредил себе правую руку, после чего врачи запретили музыканту играть, навсегда отобрав надежду стать великим пианистом. Продолжая занятия с Фридрихом Виком, будущий композитор в то время всерьез увлекся музыкальной критикой.

Когда у Виков появлялся молодой Роберт, все в доме веяло теплотой и весельем. Но худое, нездоровое лицо Клары и ее огромные, грустные глаза не давали юноше покоя. Его сочувствие к «печальной Кьярине», а также восхищение ее гениальностью переросли вскоре в настоящее, сильное чувство.

В 1836 году, когда Кларе исполнилось шестнадцать лет, Шуман впервые объяснился ей в любви. «Когда ты меня поцеловал тогда, — вспоминала она в своих письмах, — я думала, что потеряю сознание, я едва удержала в руках лампу, с которой провожала тебя к выходу». Девушка, уже давно питавшая нежные чувства к молодому пианисту, сразу же ответила взаимностью. Влюбленным приходилось скрывать свои отношения, прячась и обманывая старого Вика. Тем не менее, подозрительный отец вскоре узнал о проделках дочери. Понимая, чем может обернуться для него роман Клары, Вик увез дочь из города, и более чем полтора года влюбленные не имели ни малейшей возможности встретиться. Даже переписка была им строго запрещена. В дни разлуки Роберт Шуман, тоскуя по «маленькой Кьярине», написал лучшие свои «Песни», которые впоследствии принесли ему мировую славу.

В 1837 году, когда Вики вернулись из продолжительного турне в Лейпциг, Клара написала любимому нежное письмо, передав его через общего друга Эрнста Веккера. С тех пор их тайные письма пересылались через знакомых, которые изо всех сил старались помочь влюбленной паре облегчить их страдания. «…Ты ангел-хранитель, посланный мне Творцом. Ведь ты и только ты вернула меня к жизни…» — писал Шуман. Иногда друзья организовывали тайные встречи Роберта и Клары, и делалось это столь искусно, что даже суровый и бдительный Фридрих Вик долгое время не замечал пылкого любовного романа своей дочери.

Когда же Шуман, пожелавший сделать открытой связь с любимой, пришел к старому Вику, чтобы просить руки его дочери, тот в ярости выгнал бывшего ученика из дома и запретил подходить к «его гениальной Кларе». Отчаявшись, молодой человек пошел на последний шаг, обратившись с согласия Клары в суд, где отец возлюбленной публично обвинил поклонника дочери в пьянстве, разврате, плебействе и безграмотности. Композитор опроверг клевету обозленного Вика, и суд вынес решение о возможности брака между влюбленными вопреки запрету строгого папаши.

Роберт и Клара обвенчались в маленьком костеле близ Лейпцига 12 сентября 1840 года. Поселились Шуманы в крохотном домике на окраине города. Клара давала концерты, Роберт сочинял музыку, а в свободное время они преподавали в консерватории. Знаменитые «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». «Грёзы любви» Шуман создал именно в это счастливое время.

Когда четыре года спустя супруги отправились в совместное турне по городам России, в Петербурге состоялся грандиозный концерт прославленной европейской пианистки. На следующий день газеты писали: «К нам приехала несравненная Клара со своим мужем…». Вернувшись домой Шуман был подавлен и разбит, он все больше уходил в себя, становился замкнутым и нелюдимым: «…Мое положение рядом со знаменитой женой становится все унизительнее… Судьба смеется надо мной. Неужели я просто муж Клары Вик и ничего больше?»

Проживая уже в Дюссельдорфе, семья Шуманов познакомилась с начинающим музыкантом Иоганнесом Брамсом, который до конца жизни супругов оставался их верным и искренним другом. Он очень нежно и тепло относился к Роберту, а к Кларе испытывал и вовсе неоднозначные чувства.

Когда 1 октября 1853 года молодой, худощавый Брамс появился на пороге их дома, хозяин записал в своем дневнике: «Визит Брамса (гений)». А уже через месяц немецкий музыкальный журнал опубликовал статью Роберта Шумана, где тот писал: «Я думал… что должен явиться кто-то, кому суждено идеально воплотить высшее начало нашего времени… И он явился… Имя его — Иоганнес Брамс… Сидя за фортепьяно, он открывал нам чудесные страны, все плотней окутывая нас своими чарами».

Тем временем здоровье Роберта ухудшалось: все чаще впадая в нервную меланхолию, он не хотел видеть даже «любимую Клару». Все сильнее давали о себе знать признаки наследственного душевного недуга, которым страдали его сестра и отец. Шуман уходил из реального мира в свой собственный, созданный воспаленным воображением мир, посещал кружки магии, стал увлекаться спиритизмом и мистикой.

Клара, продолжая давать концерты по городам и весям, старалась помочь мужу: окружила его заботой, терпеливо переносила нервные срывы, которые усугублялись с каждым днем. Больного композитора мучили слуховые галлюцинации, иногда он даже не узнавал детей и жену, а однажды, пытаясь избавиться от маниакально преследовавших его образов, бросился с моста в Рейн. Посиневшего от холода, потерявшего сознание Шумана, вынесли на берег прохожие.

После этого случая, опасаясь причинить вред Кларе и детям, теряющий рассудок гений попросил поместить его в психиатрическую клинику. Там он провел два мучительных года, где постепенно сходил с ума: впал в глубокую депрессию, отказывался разговаривать, есть и пить — боялся, что его отравят.

Роберт Шуман умер 29 июля 1856 года от общего истощения организма.

После смерти супруга на руках Клары остались восемь детей. Вдова Шумана пережила композитора на целых сорок лет. Первое время Брамс оставался рядом с Кларой и помогал ей вести хозяйство. Спустя полгода он вернулся на родину в Гамбург. Все знавшие Брамса понимали, как трепетно любит молодой композитор вдову Шумана. Друзья и близкие ожидали, что они вскоре поженятся. Но этого не произошло.

victormain: Да, это удивительная история.
А если вспомнить о последнем повидле, то, наверное, самая замечательная в наших кругах.

alexshmurak: Что это за история?

victormain: Приехав в лечебницу, Клара покормила Шусана повидлом с пальца (он уже не принимал пищу); вскоре Роберт счастливо скончался. У Клары есть подробное письмо детям обо всем этом, оно приводится в двухтомном издании писем Шумана.

Kuumuudessa: Выходные данные издания не подскажите?

victormain: С удовольствием.

Роберт Шуман. Письма. Том 1, М. 1970 и Том 2, М. 1982.


Рецензии