Глава 153. Рейха. 36 фуг для фортепиано

Антонин Рейха
36 фуг для фортепиано
Ярослав Тума (фортепиано)

Romy_Van_Geyten: Замечательно!
Явление Рейхи позволяет взглянуть на такие сочинения Бетховена как Большая Фуга для квартета или финал Хаммерклавира из другой, совершенно новой перспективы. Известно, что Бетховен эти фуги прекрасно знал. А даже если б они не были известны, достаточно послушать несколько из них, и сразу становится понятно, откуда что взялось.
 Помимо того, что они с юности дружили, Рейха с 1802 по 1808 годы жил в Вене, и они с Людвигом имели отличную возможность обмениваться музыкальной информацией. До появления «36 фуг» Рейхи Бетховен никогда не демонстрировал особой склонности к написанию фуг и вообще к контрапункту. Поэтому вполне можно предположить, что возникновение Большой Фуги, финала Хаммерклавира, да и всего позднего квартетного Бетховена было в немалой степени инспирировано самим фактом существования этого фантастического цикла.
Я бы сказал так: без Рейхи картина творчества позднего Бетховена была бы другая. Не лучше и не хуже — просто другая.

op132: Совершенно верно, Роми, и об этом я уже немного писала на форуме. Среди прочего мне кажется очень важным влияние на структурные особенности бетховенских фуг (тяготение к синтезу с сонатной, рондо и прочими формами), а также — на тональные планы, в частности — любовь к большетерцовым (и вообще терцовым) соотношениям мажорных тональностей (С-А — самая распространенная схема у Рейхи).
Плюс парадоксальность позднего Бетховена — тоже вся отсюда, причем это касается отнюдь не только фуг.

Romy_Van_Geyten: Бузони где-то писал о Хаммерклавире, что Бетховен всю жизнь мечтал написать большое полифоническое сочинение, и что-то у него там не выходило с этим. Поэтому, дескать, когда он, наконец, принялся за это дело основательно, он использовал все мыслимые и немыслимые полифонические приемы какие только можно себе представить — инверсия, ракоход, ракоход инверсии etc... Чтобы исчерпать тему, так сказать.
С размахом был человек! Вообще это очень характерно для него — там, где люди обычно ломятся в открытую дверь, он просто крушит стену.

precipitato: Уфф, дослушал все три тетради. Самое сильное мое впечатление за несколько последних лет. В третьей тетрадке страницами идет совершенно консонантная атональная музыка, не веришь своим ушам.

tagantsev: Ах, как жалко, что их только тридцать шесть!

precipitato: Да, Митя, я в конце тоже пожалел — только во вкус вошел, а они уже закончились.

Romy_Van_Geyten: Не расстраивайтесь, у него есть еще вагон музыки. Я думаю, нас ждут с Рейхой еще сюрпризы. Помимо симфоний и реквиема, уже сюда залитых, есть еще уйма камерной музыки. Если там найдется что-нибудь подобное — будет кайф. Я надеюсь, что в своем радикализме и оригинальности он не ограничился только фугами...

childcomposer: Я вообще на грани неверия в то, что эта музыка соответствует заявленной дате сочинения. Право, какой-то хронологический анклав из XX века (так, помнится, кто-то из музыковедов назвал Мусоргского)! В этом-то трении запредельных звуков об изумляющую дату на нотной тетради — весь слушательский нерв, весь источник короткого замыкания в голове.

paraklit: Давно надо было записать это! Студентам проиллюстрировать невозможно — ни ноты в России не изданы, ни записей нет! А сочинение уникальное!

Romy_Van_Geyten: Ноты ко всем трем тетрадям фуг уже добавлены.

op132: Начать прослушивание я всем рекомендую с двенадцатой.

samlev: Есть просто головокружительные моменты. Здорово звучит вся фактура. Хроматически насыщена до того, что, кажется, сейчас кристаллизовываться начнет.

Mikhail_Kollontay: Вдруг увидел, что у нас Рейха — чешский композитор. Никаким боком! Жил и учился в Германии, а в основном работал во Франции. По национальности чех, но не более.


Рецензии