Судьба России в русском национальном характере

               Судьба России в русском национальном характере.

   Хочется передать свои скромные размышления  о стране, в которой живу – о России, о нашем многонациональном народе и нашей нации – русской, о русском генотипе, то есть особенностях национального характера, мышления, образа жизни и прочих особенностях. Показать кое-какие взаимозависимости и сложности, вытекающие из нашей огромной  территории с ее природными богатствами и весьма холодным климатом на большей ее части.
   Мои наблюдения, мысли, цитаты из прочитанных книг, конечно, не могут претендовать на раскрытие такой необъятной темы, как русский национальный характер и судьба России, но я тешу себя надеждой, что они могут подтолкнуть читателей к своим мыслям об этом исключительно важном предмете. А это уже неплохо.   
                ***
     Родина-мать – привычное для русского уха словосочетание. «Широка страна моя родная…» - слова популярной русской песни.  Федор Достоевский написал о русском национальном характере в своем «Дневнике писателя»: «У русского мужика семьсот верст на лице. Станет на  перекрестке дальних дорог, смотрит куда-то. О чем мечтает, о чем думает? … Потом где-нибудь неподалеку загорится ни с того, ни с сего барская усадьба…  А мужик пропал, будто растворился на огромных российских просторах.  И никто, никогда его больше не видел». 
Русский характер, русская мысль всегда растекались по древу огромной территории. Территория для России - это одновременно и большое богатство, и большая проблема. Возможно, и неразрешимая проблема.
 Не мешает ли широкая и часто непредсказуемая русская душа общенародному счастью? Толерантность, уступчивость, инертность русских часто служат им плохую службу. Вот распространенные русские изречения.
 «Ты меня не тронь, и я тебя не трону». «Моя хата с краю».  «Работать - так работать, гулять - так гулять». И дальше в том же духе: мечтать - так мечтать, пить – так пить, драться - так драться… В русском характере: неприхотливость. непритязательность, терпимость, удаль и упорство. Русские чаще действуют не по расчету, как англосаксы или немцы, а по настроению, нахлынувшему внезапному чувству. У них любовь и русская авось обычно важней расчета. Все это отличительные черты русского национального характера. Впрочем, в русском характере есть много другого… 
 У кого-то такой стиль жизни вызывает сильное раздражение.   Столетиями русские люди привыкали срать и не убирать за собой, а переходить на другое, чистое, место – вон его сколько вокруг! Убил или украл в богатой Москве, да и сбежал на вольный Дон или за Урал – ищи-свищи меня,  дяденька! Противоречив и сложен русский менталитет! Сможет ли когда-нибудь Россия со своим многонациональным народом создать хоть какое-то подобие  «рая» для людей ее населяющих?  Вопрос без ответа, как у Гоголя в «Мертвых душах»: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Дело дошло до того, что в одном из телешоу, темная, эпатажная «лошадка» фантастической российской действительности Герман Стерлигов, предложил выгодно продать иностранным государствам часть России от Урала до Тихого океана. А еще он предложил (по примеру резерваций индейцев в США) сделать Тверскую губернию резервацией для русских семей, которые сохранили человеческий облик и национальные традиции, чтобы сберечь русский народ. Для этого Стерлигов составляет «реестр непьющих мужиков». В телевизионной студии нашлось немало людей, которые его поддержали.
Как природная среда и климат влияют на образ жизни  людей, я наглядно видел, перемещаясь с Запада на Восток по Забайкальской железной дороге. В горно-таежных местах Забайкалья, где моют золото и валят лес, где многие живут охотой,  рыбалкой и ягодами, быт устроен плохо и временно, пьют водку и всякую дрянь, спасаясь от холода и тягот жизни, многие надеются на удачу. А на равнинах Амурской области, благоприятных для земледелия, стоят опрятные домики с палисадниками, большие огороды, поля помидоров и сои, там больше надеются не на фарт, а на свой труд на земле. Там, в основном, живут переселенцы – украинцы.
  Одним словом, и обломовщина, и мечтательность русская, и терпимость  в значительной  степени связаны с российскими просторами и особенностями климата на них. Этим просторам сейчас завидуют многие люди в других странах, где не только минеральные  ресурсы на исходе, но  не хватает уже  «источника жизни» - пресной воды.  А потому необходимо наши территории охранять и защищать –  они пока более-менее кормят нас. Значит, нужны мощная, современная армия, бдительность,  и умные, трудолюбивые руководители, способные организовать ускоренное усовершенствование экономики и политики России, а вместе с ними и российского национального  характера.
     Вместе с тем многим людям на Земле приятны русские упорство и не стандартность ума, физическое трудолюбие, когда оно тщательное и эстетическое, русское простодушие и не жадность, мечтательность и созерцательность в сочетании с упорным достижением цели. Восхищает беззаветная и безграничная преданность и трудолюбие русских женщин, совестливость большинства по-русски воспитанных людей. Совесть – самое яркое подтверждение наличия в человеке Души – то есть энергии Разума-Бога.

    Великий русский писатель, мыслитель и провидец Федор Достоевский в своей речи о Пушкине так сформулировал основные особенности русской души, русского характера и судьбы России:
  «Удел России есть всемирность, и не мечом добытая, а силой братского стремления нашего к воссоединению людей…  А в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону… Ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено. Вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина. Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя Христос».
   А вот как высказался писатель Иван Бунин в романе «Жизнь Арсеньева»:
    «Рос я среди крайнего русского дворянского оскудения, которого никогда не понять европейскому человеку, чуждому русской страсти ко всяческому самоистреблению. Эта страсть была присуща не одним дворянам. Почему в самом деле влачили жалкое существование множество русских мужиков, все таки владевших на великих  просторах своих земель таким богатством, которое и не снилось европейским мужикам, а свое безделье, дрему, мечтательность и всякую неустроенность оправдывающих только тем, что власти не хотели отнять для них лишнюю пядь земли от соседа помещика, и без того с каждым годом скудевшего от безалаберного расточительства. Почему алчное купеческое стяжание то и дело прерывалось дикими размахами мотовства с проклятиями этому стяжанию, с горькими пьяными слезами о своем окаянстве и горячечными мечтами по своей воле стать Иовом, бродягой, босяком, юродом? И почему вообще случилось то, что случило с Россией, погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок в 1917 – 1919 годах?  Да и не случится ли еще?» 
    Пессимизм Бунина понятен: он пережил Октябрьскую революцию в России и вынужден был бежать  от нее во Францию, чтобы сохранить свой писательский смысл жизни.
    Или вот еще из Ивана Бунина, который, в отличие от многих русских писателей, прославивших Россию во всем мире, познал ее «от и до», испытал на себе все особенности русского характера и русской жизни:
    «Никакой европейский человек не сможет понять всех парадоксов русского национального характера, тех деятельных русских людей, которые хотя бы научились читать и писать. Часто они на словах только хороши. Да, совестливы и, давши слово, умеют держать его, но в делах  своих часто разбойничают, норовят содрать с живого и мертвого, обмеривают, обвешивают, как последние жулики, лгут и облыжно клянутся без всякого стыда и совести, многие живут грязно и грубо, злословят друг на друга, чванятся друг перед другом, нередко походя дышут недоброжелательством и завистью, над дураками и дурочками, калеками и юродивыми потешаются с ужасной бессердечностью и тут же дают им денег, на бедных мужиков смотрят с нескрываемым презрением, объегоривают их с какой-то бесовской удалью, ловкостью и веселостью. Всем известно, что такое русский чиновник, русский начальник, русский обыватель, русский мужик, русский рабочий…  И вот он – главный русский парадокс, никем не разгаданная загадка русской души: большинство из этих русских людей роняют слезы искренней любви, патриотических чувств, когда в соответствующей обстановке при виде царя-батюшки случается им петь: «Это ты, Русь моя державная!» Я видел это много раз при стечении народа и чувствовал всей своей душой: это настоящее русское свойство, ни капли фальши. Я видел, как благоговела толпа, поминая благочестивейшего, самодержавнейшего, великого государя нашего Александра Александровича, почти с ужасом прозревая вдруг над каким действительно необъятным царством  всяческих стран, племен, народов, над какими несметными богатствами и силами жизни, мирного и благоденственного жития высится русская корона.»

    Вот и думаешь: да, царь и российская империя канули в лету, времена другие, жизнь существенно изменилась, да так ли уж существенно изменились русские люди. Душа-то в них живет вечная, бессмертная! И о какой национальной идее, любви к родине, русском патриотизме частенько говорит сейчас президент России  Владимир Путин?
   
    О причудах, противоречиях так называемого русского характера понаписано много и в России, и в других странах, писателями, разными «мыслителями» и политиками. Эти причуды и противоречия объясняются противоречивой историей появления и развития русского этноса, крайне разнообразным социальным и национальным  составом населения России, крайне разными условиями жизни разных групп, уровнем образованности и т.д.
   
    Когда-то русские землепроходцы, в основном, русские казаки, под воздействием внешних сил и разных обстоятельств неудержимо стремились охватить, познать необъятные пространства вокруг себя, присоединяя к России земли Сибири и Дальнего Востока, малоосвоенные и малозаселенные из-за сурового климата. Они даже успели поставить свои форты в Северной Америке. Удерживать, контролировать и пользу извлекать из всего этого не смогли – нахапали столько, малоценных в то время земель, что не переварить. Завоевывать и присоединять такие земли с суровым климатом тоже стоило большого труда, но сделать это было легче, чем завоевывать обжитые другими народами теплые края в Европе.  Сейчас Россия, в определенном смысле – богатая заложница своих огромных пространств.
    На северных просторах Европы и Азии  сформировался замысловатый и противоречивый русский характер. Сейчас будущее России уже фатально связано с этой громадой территорий, в которой  и на которой есть все для продолжения и развития человечества. Около 40 процентов всех природных ресурсов планеты находится на территории России. Эти ресурсы приходятся на два процента российского населения Земли.  Россию нередко сравнивают с собакой на сене: и сама не может «переварить» свои природные богатства  и другим не дает.
          Еще более серьезная проблема возникнет у России, примерно, лет через двадцать: катастрофическая нехватка пресной воды, пригодной для употребления «внутрь» людьми, животными и растениями. регионах земли. В России такой воды гораздо больше, чем во многих регионах Земли. Один Байкал, чего стоит! Но как в этой ситуации к России будут относиться, например, страны  Юго-Восточной Азии и Африки?    Борьба за воду будет гораздо жестче, чем борьба за нефть, газ, минеральные ресурсы. Что предстоит пережить России в связи с этим?
    Когда-то я побывал в Африке,  в Марокко. Там, в Касабланке на площади около модернистского костела явления Девы Марии с чудодейственно забившим источником, к нашей туристической группе подошла пожилая француженка с русскими корнями и необыкновенно трогательно и искренне стала крестить каждого нашего туриста, страстно приговаривая на плохом русском языке: «Я жалею каждого русского, как Дева Мария, за те великие страдания, которые пережил и переживает русский народ. Вы страдаете за все человечество – такое испытание дал вам Бог, а сын его, Иисус Христос, босой обошел всю Россию, благословляя ее. Да вернется к вам Бог! Да вернется к вам Бог!».   
    Может быть, и вправду Бог избрал Россию для испытания человеческого Духа, то есть самого себя. Для назидания и научения других народов Земли? 
                ***
      Специфическая противоречивость русского национального характера во все времена время от времени рождает в народе. Особенно в молодежной среде России протестные настроения. Коротко расскажу, как у меня в мои молодые годы формировались антисоветские настроения, понимание социально-политических и экономических противоречий в  Советском Союзе в прошлом веке.
  Первые критические размышления об идеологии и политическом строе   Советского Союза у меня появились в 1962 году, когда я оканчивал первый курс физического факультета Уральского госуниверситета.  Об экономике я тогда не умел думать. В то время я знал о существовании запрещенной самиздатовской литературы, о диссидентах, но был далек от всего этого. Меня интересовали Эйнштейн и Борн, единство пространства и времени, квантовая механика. Я внимательно читал и перечитывал «Диалектику природы» Энгельса, уныло конспектировал работы Ленина для сдачи экзамена по истории КПСС, пробовал читать Гегеля, чтобы лучше разобраться в законах диалектики.
   В это время у меня появилось недоумение: а почему в Советском Союзе одна политическая партия - КПСС, которая все решает и за все отвечает? Ведь Ленин, судя по его «Философским тетрадям», хорошо знал законы диалектики, из которых следует, что для движения и развития, то есть для естественной, «правильной» жизни, обязательно нужны хотя бы две противоположности? То есть, хотя бы две партии? 
     Комиссовавшись из военно-морского училища под Ленинградом,  я вернулся в Уральский университет.   На физическом факультете я оказался в группе студентов, окончивших специализированную школу при Уральском филиале академии наук. Они были из семей научных работников, хорошо начитаны и развиты интеллектуально. Некоторые из них были негативно настроены к существующей власти и к социализму. Далеко не со всеми их умонастроениями я был согласен. Но постепенно у меня начало формироваться убеждение, что  социалистический строй, при котором я живу в Советской стране и который лично для меня сделал много хорошего и не сделал ничего плохого, не соответствует реально существующим законам  мироздания.
   Зимой и весной  1969 года, когда я учился в институте кинематографии, мое убеждение значительно укрепилось.  Мне понравилось читать «Капитал» Карла Маркса в той его части, где излагается теория прибавочной стоимости. Там есть понятная логика, похожая на логику математики или физики. Рассуждения о борьбе классов и диктатуре пролетариата такой логики уже не имеют. Хотя могут быть привлекательными для пролетариев, потому что кажутся им справедливыми.
    Когда вслед за политэкономией капитализма мы стали изучать политэкономию социализма, я то и дело заходил в тупик. Не мог понять что, как и почему происходит в социалистической экономике, то есть не видел ни какой логики. Опора у авторов учебника была только на желаемое, на извечные  человеческие мечтания, которые помогают многим людям жить в трудные времена, но не могут быть основными законами человеческой жизни, изложенными в образном виде, в частности, в Библии. Это вызывало внутренний протест.
   На одном из семинаров по политэкономии из меня этот протест вырвался вслух. Двое или трое однокурсников бурно поддержали меня. Женщина преподаватель сначала растерялась, начала  переубеждать,  а потом замолчала и опустила глаза. И я, и поддержавшие меня однокурсники, одинаково почувствовали, что преподаватель с нами согласна, но не имеет силы сказать об этом вслух.
   Все это не помешало мне год спустя, во время учебы во ВГИКе,   написать заявку художественного фильма «12 часов из жизни Ленина», которую с большой благосклонностью приняли в институте. Дело было так. Однажды я сидел в институтской библиотеке, куда принесли коробку с десятком больших томов «Жизнь и деятельность В.И. Ульянова-Ленина». Это готовили сотрудники  института марксизма-ленинизма, который находился напротив института кинематографии за высоким бетонным забором на улице «3-ий сельскохозяйственный проезд» рядом с западными воротами ВДНХ (выставки достижений народного хозяйства). Женщина попросила меня подать ей из коробки книги, чтобы установить их на полку в шкафу. Тома были увесистые, красные,  похожие на тома Большой советской энциклопедии. На корешке одного из томов я увидел: «октябрь-ноябрь 1917 года» - и попросил почитать.
     Читал тут же, в библиотеке, часа два, и пришел в состояние творческого возбуждения, будто сделал великое  открытие. Отдельные дни  жизни Ленина были описаны в книге по часам. В частности 23 и 24 октября (то есть 5-6 ноября по новому стилю) 1917 года. Он жил на конспиративной квартире в Петрограде под охраной революционных матросов, у него не было телефона, и Ленин общался с соратниками с помощью записочек, которые он рассылал с помощью матросов нужным людям. В записочках были указания, инструкции, уговоры, угрозы, отчаяние, а иногда вопли измученной бессонницей души. Тексты некоторых записочек приведены в книге, а содержание других пересказано со слов тех, кому они были адресованы.
    Читая все это, отчетливо видишь: судьба  государственного переворота, только через двадцать лет, уже в сталинские времена, названного Великой Октябрьской социалистической революцией,  в октябрьские дни 1917 года была на волоске. Значительная часть членов ЦК партии большевиков, левых эсеров и меньшевиков, членов Петроградского совета и военно-революционного комитета считали, что арестовывать временное правительство и брать власть в свои руки надо  немедленно, в октябре. Другие же настаивали, что необходимо повременить, когда народ вновь, как в феврале или июле 1917 года, выйдет на улицы, и тогда временное правительство само отдаст всю власть советам.
    Ленин и несколько его единомышленников высчитали, что «сегодня рано, а завтра будет уже поздно». И вот, в течение 12 часов,  с 23 на 24 октября,  Ленин, ценой невероятных усилий,  склонил  соратников начать 25 октября (7 ноября) захват вокзалов, почты, телеграфа. В распоряжении петербургского военно-революционного комитета в тот момент было мало людей и оружия, но у Временного правительства сил было еще меньше – ждали подхода корпуса казаков с фронта. То есть Ленин гениально вычислил самый выгодный момент для переворота. Поздно вечером 25 октября 1917 года был произведен захват Зимнего дворца и арест временного правительства.
   В своей заявке я очень искренне передал совершенно очевидный  накал страстей и переживаний Ленина, для которого в эти 12 часов решалась судьба его тридцатилетних революционных усилий, а фактически судьба всей его жизни. Мне было удивительно, что никто до меня не отразил это в какой-то художественной форме.  Причина открылась, когда редактор «Мосфильма» Дьяченко, курировавший мой дипломный сценарий и услышавший от меня про замысел «12 часов из жизни Ленина», сразу сказал: «Снимать об этом фильм абсолютно нереально. Чуть глубже копни любую из тогдашних записочек Ленина, и сразу вылезет масса противоречий и проблем, которые давно замазаны и замаскированы советскими историками. В учебнике истории КПСС придется переписывать много страниц, а на это никто не пойдет».
   Вслед за умственно-теоретическим пониманием, что с политикой и экономикой в Советском Союзе что-то неладно, в 1971 году появилось  практическое, житейское подтверждение этому пониманию. По заказу  ЦК комсомола я писал сценарий о том, как в Венгрии действует новый Закон о молодежи.   Я впервые выехал в другую социалистическую страну, и у меня были хорошие возможности самостоятельно и широко познакомиться с жизнью Венгрии, где в 1956 году было первое, жестоко подавленное, народное антисоветское и антисоциалистическое восстание. В течение двух месяцев я ездил с переводчиком по городам и весям Венгрии. Я встречался с разными людьми в аппарате КИСа (аббревиатура венгерского комсомола), в киношколе, киностудии Мафильм, Будапештском университете, с молодежными бригадами автозавода Икарус, на строительстве гидроэлектростанции имени Гагарина,  в овощеводческом хозяйстве, в городке Балатон-Алига с молодыми художниками и скульпторами и т. д.
     Кроме того, было  хождение по многочисленным магазинам и магазинчикам, барам и ночным клубам. Лицо венгерского социализма поразило своей несхожестью с советским социализмом: в сфере торговли, бытовых услуг и развлечений в Венгрии почти повсеместно, царила частная собственность. Результат – изобилие товаров и услуг, культура быта в городах и в сельской местности. Поразили повсеместный рационализм бытового мышления и очевидная связь между климатом, размерами территории  и этим  рациональным, культурным бытом.
      Но более всего поразило, что самые разные, в основном молодые, люди  спокойно и убежденно, без всякого страха, говорили о неизбежном развале социалистического лагеря.  Причина была в том, что население, так называемых братских стран  Европы  явственно видело превосходство экономики, где действуют рыночные регуляторы, над советской экономикой, в которой царствует так называемая общественная, а фактически партийная, государственная, собственность, и  тотальное государственное планирование. Превосходство именно в бытовой, человеческой сфере, которое они видели в соседних рыночных Германии, Австрии, Италии, а отчасти и в своей Венгрии.
    Тем не менее, молодые венгры уважительно и в превосходных степенях отзывались  о территориальной,  природной и военной мощи Советского Союза и не прочь были учиться в известных ВУЗах Москвы или Ленинграда.
    Через десять лет, в 1982 году, у меня уже было сформировано спокойное, циничное, конформистское  отношение к политическому и экономическому строю Советского Союза. Сегодня я понимаю, что в 1982 году, когда умер  идеолог- старик  Суслов, старик Брежнев, на пороге смерти были и другие старики руководители СССР, советская система уже дошла до ручки. И это видели многие. Но понимали и объясняли по-разному.
    Надо добавить, что именно в 1982 году по стечению случайных обстоятельств я 26 дней в начале года путешествовал по странам Средиземноморья: Греции, Мальте, Испании, Марокко, Италии, Турции. А в сентябре того же года встречался с честным и думающим русским писателем Виктором Астафьевым. Оба эти обстоятельства имели на меня довольно большое влияние. Помню, как в греческом порту Пирей, где наш круизный теплоход «Леонид Собинов» сделал первую остановку, нас разбили на «пятерки» и после нескольких экскурсий отпустили на полдня побродить по городу самостоятельно. Во время экскурсий греческий гид рассказал нам об уровне жизни греков: о бедных и богатых, о среднем уровне жизни, например, шофера нашего автобуса, учителя в школе, гида, рабочего на заводе. Рассказывал, как я понял, вполне честно, без прикрас, отметив, что Греция, одна из небогатых капиталистических стран Европы. Когда греческий гид вышел из автобуса, наш, советский, гид моментально внесла поправки и уточнения в  бытовую «арифметику», объяснив, сколько греки платят за жилье, медицинское обслуживание, учебу, разные страховки и прочее: так что в целом им живется труднее и беднее, чем рядовым гражданам в нашей стране.
    Мы побродили по магазинам, набитым недоступными для нас в Советском Союзе товарами, по автомобильному рынку.  Нас тащили к нашим дешевым «Жигулям» и «Волгам», хотя мы были не в состоянии их купить не только здесь, за доллары, почти в два раза дешевле, но и у себя на родине, даже имея на это деньги. Скромно перекусив с пивком в каком-то уличном кафе,  мы сели отдохнуть на теплом зимнем солнышке в зеленом скверике. Один из нашей пятерки, Володя, - заправщик аккумуляторов на Читинском машиностроительном  заводе, - умел с необыкновенной скоростью пересчитывать рубли в доллары  США (нам выдали на путешествие по 38 долларов, каждый из которых стоил 62 копейки), а доллары в греческие драхмы. Он вдруг вышел из глубокой задумчивости и нерешительно, словно пугаясь самого себя, сказал: «Ребята, а они все равно живут гораздо лучше нас. Я  посчитал на примере своей семьи». Мы  посмеялись над наивным аккумуляторщиком. Потому что для всех остальных в нашей пятерке не было секретом, что средний уровень жизни в Советском Союзе заметно ниже, чем в большинстве стран (кроме Марокко),  по которым мы ездили. Не зря же каждого туриста проверяли на идеологическую устойчивость, перед тем как выпустить за опасный «для социалистического сознания» рубеж, а в каждой группе был негласный сотрудник КГБ.
    Это было время, когда в Советском Союзе верхушка коммунистической партии, правительства, другие высшие должностные лица в Москве и на периферии, а также отдельные заслуженные ветераны партии, отоваривались модной и качественной импортной одеждой, обувью, импортной бытовой техникой в специальных магазинах, по пропускам, спискам и талонам. Высшие руководители (номенклатура) получали «дополнительную» зарплату в конвертах и еженедельные или ежемесячные продовольственные пайки по ценам в три-четыре раза ниже магазинных.
   В Москве эти пайки назывались «кремлевскими». В них входили продукты, которые почти невозможно было купить в открытой продаже, а только по родству, или по блату за соответствующую «благодарность».  С содержанием кремлевских пайков я познакомился у своей однокурсницы по ВГИКу инвалида Дины Козодаевой, которой покровительствовал друг ее покойного отца Николай Подгорный, тогдашний Председатель Верховного Совета СССР, то есть формальный глава государства. Реальным, хотя и не гласным,  главой СССР всегда был Генеральный секретарь центрального комитета коммунистической партии.
    Ко времени смерти Брежнева в 1982 году тотально плановая, социалистическая экономика Советского Союза безнадежно деградировала.  Со всей очевидностью она проиграла в эффективности рыночной экономике.
    Осенью 1982 года, во Владивостоке, честный, умный  и талантливый русский  писатель Виктор Астафьев в частной беседе с молодыми писателями, приехавшими на семинар, бесстрашно охарактеризовал конец «эпохи Брежнева и Суслова» так:
  «Поэт-провидец Николай Рубцов точно сказал: «О чем писать, на то не наша воля…» Мы уже 65 лет боремся за социализм и коммунизм. Вот, за что боролись, на то и напоролись! Девальвация общества идет жуткая. Качество потребительской продукции – самое плохое в мире! Ложь и демагогия захлестнули нас всех. Они стали, как отравленный воздух, которым мы дышим! Капитуляция перед ложью – самое страшное несовершенство человека!  Среди наших правителей едва найдется два-три человека, которые это видят, но и они не знают, как совладать со стихией лжи, карьеризма, коррупции, с распадом семьи…  А вспомните, с каких великих стремлений к идеалу, к разумной  и совершенной организации жизни людей все начиналось!..  Но есть одно утешение! И две тысячи лет назад великий, самый организованный в человеческой истории, полководец Александр Македонский стремился к идеалу, а шел по трупам и развалинам. И двести лет назад великий Робеспьер в борьбе за свободу, равенство и братство залил кровью Францию! И наши великие вожди и учителяЛенин и Сталин сделали то же самое. А идеала, как не было, так и нет!  Сколько раз человечество уже могло стереть себя с лица Земли!? Но не стерло же! Значит, есть какая-то высшая сила, которая нас бережет! Пусть это будет Бог или инстинкт самосохранения – кому как лучше считать. Но я верю, что и в этот раз мы сами себя не сотрем».
                ***
        В 90-е годы прошлого века, когда социалистическая экономика и власть коммунистов рухнули, у большинства граждан России была одна мечта: взять свою долю в «общенародной» собственности. Думали, примерно, так: «Кругом ловкие и неловкие люди что-то  хватают, урывают, и мне может не достаться ничего. Грабь награбленное! Тащи свою долю из «общенародной» собственности, которую никто и никогда не сможет справедливо поделить!» 
    Во все времена революционной смены власти, когда власть на время переставала функционировать, происходила гражданская война и открытый грабеж-растаскивание материальных ценностей. Или более мирная, но не менее опасная, коррупция, разъедающая души людей и государственные институты. То есть: или гражданская война и репрессии, или страшная коррупция. Других вариантов при масштабных переделах собственности не существует.   
     Чтобы лучше понять, как развивается исторический процесс, особенно в России, надо  читать  русских мыслителей, философов и писателей. Например,   Леонтьева, Достоевского, Вернадского, Льва Гумилева, Бунина, историков Ключевского и Соловьева. Надо знать об идеях и деятельности Столыпина, Александра II, Витте и т.д. Они помогают более объективно и точно понять судьбу России.
    Довольно близко к сегодняшнему пониманию того, что произошло в России в прошлом веке и происходит в 21-ом веке, были мысли русского философа Ивана Александровича  Ильина, высланного Лениным за границу.  Эти мысли изложены им в 1952 году в главе «Очертания будущей России» из его книги «Наши задачи».
   «Когда пытаешься всмотреться в очертания будущей России, то чувствуешь прежде всего, до какой степени черты ее закрыты мглою революционного хаоса и до какой степени необходима осторожность в суждениях о русском будущем… Большевистскими революционерами все сознательно ломалось, выворачивалось, перевертывалось в интересах марксистского эксперимента… Премудрые Маркс и Энгельс предсказали совершенно бессмысленный «прыжок из царства необходимости в царство свободы». Коммунисты и прыгнули. И оказалось, что строить надо неизвестно что и неизвестно как. Начались безжалостные и бесстыдные эксперименты над живым, мечтающем о хорошей жизни, как мечтают все нормальные люди, обманутым, восстающем, и казнями усмиряемом русском народе…  И сама русская душа в этих муках и унижениях менялась: слабое разлагалось, сильное закалялось, доброе гибло, злое ожесточалось; и в души изливался яд страха, пресмыкания, предательства, взаимного недоверия, защитного притворства и лжи, деморализации и самого бесстыдного революционного карьеризма. Эта отрава останется в людях надолго.
    Прежней России нет. Это был исторически сложившийся организм, выросший в борьбе с природой и с врагами, в лишениях и страданиях. Это был еще не окрепший, но  крепнущий  и здоровеющий организм. Креп и богател достолыпинский и столыпинский крестьянин - собственник. Умственно рос и креп рабочий. Развивалась промышленность мирового уровня… Слагался и креп русский национальный капитал… Расцветала кооперация. Просвещение постепенно начало изливаться во все слои русского общества. Суд был честный и неподкупный. Отдельные направления: коннозаводство, уголовный розыск, военная разведка… были лучшими в мире. А о чиновничестве, осуществлявшем аграрную реформу Столыпина,  немецкий ученый Зеринг, изучивший ситуацию в России, писал: «Это образцовая бюрократия: люди идейные, убежденные, знающие, честные, инициативные; любая страна могла бы позавидовать такому кадру»…
   Все это было; и всего этого нет. А есть измученные, униженные, ожесточенные и деморализованные народные массы, над которыми стоит полуобразованная, наглая и жестокая бюрократия. Однажды это большевистское наследство достанется русским людям следующего поколения. То, что они получат, зависело не от них, но они должны знать, что с этим делать, потому что ответственность за дальнейшую судьбу России ляжет на них.
    Итак, предстоит нищета граждан и  государственное оскудение: классическое наследие всех революций и войн. Желание граждан самочинно вернуть себе ограбленное…  Надо представить  себе бывшую огромную советскую бюрократию, утратившую свое коммунистическое начальство, привыкшую трепетать, угождать и не иметь своих убеждений. Надо прибавить к этому разномастные банды, стремящиеся отхватить кусок побольше при новом переделе собственности: бывших коммунистов и новых бюрократов, и воров всех мастей. Многие из этих банд будут состоять из людей, не надеющихся на прощение, спаянных долгим совместным  злодейством и пролитою кровью…
    Не ясно ли, что в такой ситуации долгие годы нельзя будет надеяться на власть демократическую, на «демократические выборы» неясно откуда взявшихся кандидатов в новые начальники народа. Ибо тирания успела подорвать в России все необходимые предпосылки демократии, без которых возможны только всеобщая подкупность и продажность, и всплывание на поверхность все новых и новых антикоммунистических тиранов.
      Для спасения необходима будет единая и сильная государственная власть, диктаторская по объему полномочий, но государственно-национально настроенная по существу». 

   Любые государства и любые общности людей держатся на Законе, а в основе закона лежат заповеди Бога. И будут всегда его краеугольным камнем. Закон, Любовь и прощение – это основное оружие Добра в борьбе со Злом. А борьба – это движение, а движение – это жизнь, а жизнь – это борьба Добра со Злом.  Вот замкнутый круг пространства-времени, в котором идет бесконечное движение жизни. 
       По законам рынка и природной, естественной, неодинаковости людей, у одних частная собственность прирастает, у других – убывает. Небольшому количеству граждан, оказавшихся «в нужное время в нужном месте», не ленивых и не глупых, а главное, стремящихся стать богатыми, достались некоторые заводы, пароходы, месторождения нефти, газа и других полезных ископаемых. А другие люди: депутаты, работающие в администрациях, разрешительных, контролирующих, правоохранительных органах, в судах и других структурах, наделенных властными полномочиями для принятия или исполнения законов, - приватизировали Закон.  Закон  оказался очень ходовым и дорогим товаром. Его  можно продавать мелкими порциями (разрешения на торговлю, водительские права и т. д.), а можно и большими пакетами государственных залоговых аукционов или  заказов, разрешений на покупку дорогой земли, освобождения от наказания за серьезные преступления и т. д. Чиновники заработали на этом миллиарды, не меньшие, чем у сегодняшних официальных миллиардеров-олигархов. 
    Остановить эту торговлю Законом невозможно, как невозможно искоренить Зло. Но как уменьшить его до приемлемого уровня, чтобы подавляющее большинство людей чувствовали себя защищенными и верили, что,  несмотря ни на что, справедливость все-таки существует? Ни Путин, ни другие крупные российские  политики и умы, внятно и убедительно об этом не говорят. Хотя убеждают, что это возможно сделать, что без этого государство нормально развиваться не сможет. Значит, не очень-то знают, не очень-то уверены… Не по рецептам же Ветхого завета действовать: р-раз, и всех незаконопослушных под корень!  Вместе со стадами и виноградниками. Разве что маленьких детей оставить и женщин-девственниц, еще не откусивших от яблока с дерева познания Добра и Зла?
                ***

Крупные революционные и военные ситуации на Земле возникают в результате борьбы за материальные блага и постоянной, естественной конкуренции в человеческом обществе. Без этого невозможны жизнь и развитие человечества. Другими словами:  революции и войны, в том числе и гибридные – продукт природы человека, общества, истории.
В начале 1990-х годов в Советском Союзе надо было в очередной раз исправлять историческую ошибку большевиков, пытавшихся переустроить Россию и весь мир на основе утопической марксистской идеи создания не только в России, но во всем мире справедливого общества, с экономикой «общенародной» собственности.  Получилось, как всегда:  те люди, которые всегда стремятся к богатству и власти, вновь оказались в большом материальном выигрыше. 
В  любой борьбе выигрывают наиболее  умные, энергичные, трудолюбивые. Но все их победы бывают относительными и временными, когда они бездушны. Так как без  Духа пропадет не только отдельный человек или народ, но и все человечество.
    Совершенство Мироздания соткано из постоянной борьбы-движения, из постоянно нарушающейся гармонии Добра и Зла, разных интересов, разных национальных характеров. Про судьбу России лучше всех сказал русский поэт Федор Тютчев: «Умом - Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить».
               
                ***      
  Дорогой читатель! Я не сомневаюсь, что и в твоей голове водятся, кружатся и, возможно, скачут мысли. Какие-то «мысли» кружатся у всех, даже сумасшедших, людей, даже у котов, даже у «мыслящего тростника», как писал поэт Тютчев. Решаюсь познакомить тебя с некоторыми своими мыслями, которые называю «моя домашняя философия жизни».
                ***       
Есть одна общая для всего живого на Земле мысль: от первого до последнего вдоха бороться за свою жизнь, продолжить себя после своей смерти. Эта «мысль» есть у каждой травинки, дерева, рыбы, птицы, кота, слона… и у человека разумного, состоящего из живых, то есть размножающихся, клеток, из которых состоят и  микробы, вирусы, растения и животные.  А  живая, умеющая делиться и сливаться в невероятное количество разных живых организмов, клетка состоит из тех же элементарных и вечно движущихся частиц, что все виды энергий, пространство и время, атомы и молекулы, то есть все во вселенной. Это значит, что все мы «сотканы» из той же вселенской энергии, то есть движения бесконечного количества элементарных частиц,  вместе со своими чувствами, мыслями, интернетом, едой, соплями, болячками  и т. д.
  Среди гипотетических элементарных квазичастиц, которые еще не научились улавливать физическими приборами,  есть солитоны и хамелеоны. Они усиливают и передают уединенные волны возбуждения, идущие от живых существ (например, людей, собак, котов, львов), то есть передают от человека к человеку энергию чувств любви, сексуального влечения, доброжелательности, ненависти, пренебрежения, злобы и т.д.
Древние семиты-евреи, в своем некогда тайном знании, каббале, обозначали это, как «Все во Всем». А Все, то есть вселенская энергия, это и есть Бог.
                ***
  Красота, гармония миропорядка в восприятии человека – это определенное соотношение энергий Добра и Зла. Образно выражаясь, это когда струна жизни звучит в тебе благозвучно и оптимистично для твоего «внутреннего уха». В этом смысле гармония жизни и гармония звуков музыки взаимосвязаны. Музыкальная гармония, несомненно, связана с национальными характерами  разных народов, с особенностями эпохи, возрастом человека, но все это включено в гармонию Мироздания. Звуки музыки, как и Слово, передают единую Вселенскую энергию Разума. Значит любая гармония – жизнетворна, Божественна.

                * * *               
   Чувство Надежды – это то, что помогает человеку дожить до своего естественного конца.

                * * *
               
   Вирусы – неотъемлемая часть жизни и здоровья человека и человечества. Они нужны, чтобы защитные механизмы организма человека работали, боролись за его жизнь. Вирусы нужны для жизни, как Зло для Добра, как «минус» для «плюса», как вторая сторона противоположности для возникновения движения. Не будет вирусов - не будет жизни.
                ***
   Потребность в религии, вере в Бога объясняется общечеловеческим инстинктом самосохранения, потребностью человека в источнике внутренней силы, идентификации себя в окружающей действительности и во всей Вселенной.
                ***
      На Украине – безобразная революционная ситуация. Дело в том, что менталитет – национальное сознание западных украинцев начали уклоняться от общеславянского еще в 13-ом веке, во времена татаро-монгольского нашествия, которое стало захлебываться и пасовать в стычках с западноевропейскими племенами-государствами. Западная Европа как бы помогла славянам-западенцам выстоять перед татаро-монгольскими кочевниками, поголовно насиловавшими славянских женщин, чтобы покорить и подчинить, заставить платить дань  славянские племена. С тех пор у западных славян-украинцев презрительное отношение к своим уже бывшим собратьям славянам-русским, которых они стали называть москалями.  Национальное сознание западных славян, их культура, религия, язык стали мешаться с польским, литовским, западноевропейским. «Вправить мозги» западенцам-украинцам жестокими силовыми методами пытались и царь Алексей Михайлович, и его сын Петр Первый –  получилось только отчасти. С тех пор Россия и русские стали извечными врагами для многих западных славян. Эти настроения особенно усилились в годы Великой Отечественной войны, когда славяне-западенцы надеялись сбросить москальское иго с помощью германских войск и влиться в семью западноевропейских народов, когда были созданы на Западной Украине ОУН (организация украинских националистов) и УПА (украинская повстанческая армия).
      Когда-то Александр Конюхов, редактор газеты «Забайкальская магистраль», где я когда-то работал, рассказывал, как в первые послевоенные годы участвовал в уничтожении украинских националистов в Закарпатье и на Западной Украине, выкуривая их газом немецких машин-душегубок из пещер и подземных схронов. Были горы трупов задохнувшихся украинских националистов, и потом родственники разбирали их, чтобы захоронить  С тех пор деды и бабки, отцы и матери западных украинцев воспитали новое поколение непримиримых к русским, к москалям молодых националистов, которые и совершили государственный переворот в Украине с помощью «заинтересованной стороны» - США, и с помощью, записанных еще в Библии, методов развала государств невоенными методами, развитых до изощренности в наши дни разными «мозговыми центрами». 
    И тут же я вспомнил случай, когда в Чите, садясь в переполненный троллейбус, я нечаянно задел рукой лицо какого-то мужика. Задел слегка, извинился и тут же забыл о случившемся. Через некоторое время, когда из троллейбуса схлынул народ, ко мне на сиденье подсел мужик, которого я задел, пристально посмотрел мне в глаза и сказал негромко: «Нам сейчас сходить». И я почувствовал исходящую от него энергию злобы и готовность убить меня. Тогда я тоже сильно испугался, сделал вид, что подчиняюсь мужику и выхожу за ним из троллейбуса, а сам не вышел.
    Это пример из моей жизни, когда энергия ненависти и решимость убить передается от человека к человеку. Такой энергией, только коллективной, заряжены шествия националистов, террористов, фашистов. Такая энергия способна преодолевать инстинкт самосохранения у смертников.
   Если Земля «живая и разумная», то есть существует вселенский Разум-Бог, то они в состоянии «укоротить» зарвавшееся человечество или вообще стереть его с лица Земли. Точнее человечество само срубит сук, на котором сидит и уничтожит себя, то есть покончит жизнь самоубийством ввиду невозможности продолжать ее в нечеловеческих условиях.
   Ввиду этого богатые, умные и потому сильные люди и страны, занимают, а точнее завоевывают, выгодные позиции для дальнейшего выживания и управления геополитическими, экономическими и  другими жизненно важными процессами на планете Земля и в Космосе. Делают они это, как было и будет всегда, за счет более слабых людей и стран.
                ***
       Изгоняя Адама и Еву из рая Бог сказал: «Закон, предписанный Природе Мной, не дозволяет людям жить в раю. Чистый мир стихий бессмертных, чуждый грубым веществам, нестройным смесям, сочетанью скверн, теперь извергнет поврежденных прочь, извергнет, словно грубую болезнь, в такой же грубый воздух, где во снедь дана им пища бренная, дабы их к разрушению расположить, к распаду, под воздействием греха, который все сгубил, нетленное растлив.»  Это из романа «Потерянный рай» Мильтона.   
  Земляне своим неостановимым потреблением, «скверной пищей греха», губят себя, превращая Землю в адов котел, температура в котором все поднимается. Когда-то этот котел взорвется. Да по-другому и быть не может, потому что жизнь, то есть движение, рождается только в борьбе противоположностей, то есть Добра и Зла. Успеют ли представители человечества до этого  перебраться на какую-то другую, пригодную для жизни, планету, чтобы продолжить род людской? Этот вопрос пока без ответа.
                ***            
    Думал о схожести и различиях процесса формирования национального характера-сознания русского и американского народов. Схожесть в том, что менталитет обоих народов формировался в условиях освоения новых и больших территорий. Отличие же было в том, что этот менталитет формировался людьми разных генотипов, в разное историческое время и в очень отличных климатических условиях. Русские осваивали земли на севере Европы, в Сибири и на Дальнем Востоке в таких условиях, которые побуждали их к тяжелому физическому труду, к взаимовыручке, помощи друг другу и относительному согласию с другими народами. У них никогда не было рабов, они, в каком-то смысле, сами у себя были рабами.   
    Вот и сошлись Россия и США: кто же лучше и правильнее устроит жизнь человечества?…  А часы апокалипсиса все ближе к нолю часов. Катастрофой пахнет от растущего потребительства и связанного с этим безумно эгоистичного отношения людей к матери-Земле. И катастрофой пахнет от растущего противостояния США с Россией и Китаем.
                ***
   Человечество может запутаться в цифровых социальных сетях. Кто и на какой «траулер» вытягивает эти сети, «разделывает или замораживает» миллионы и миллионы человеческих сознаний, выловленных из океана человеческой жизни. Сети Рунета и полиэтиленовая пленка, летающая в атмосфере и покрывающая океаны - вот главные опасности для человечества в настоящий момент.
                ***   
     Спасение человека и человечества – в чувстве любви, которое и есть чувство Бога. Вот что писали о любви гениальные люди:               
    И. Бунин «Легкое дыхание». «Теперь это легкое дыхание (Любовь) вновь рассеялось в мире. В этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
    Т. Уайлдер. «Мост короля Людовика святого».  «Но и того довольно, что любовь была; все эти ручейки любви снова вливаются в любовь, которая их породила. Даже память не обязательна для любви. Есть земля живых и земля мертвых, и мост между ними – любовь, единственный смысл, единственное спасение.»
    Т. Уайлдер. «День восьмой»  «Как разум, движущий страстями, утвердив свою власть, созидает и разрушает; как он, вершина жизнедеятельности, проявляется в государственном деятеле и в преступнике, в поэте и в банкире, подметальщике улиц и в ростовщике, в отце и в матери; как устанавливает порядок или сеет хаос; как, собранный в единую волю народа, коллектива, накаляется до предела и вершит великие победы, а потом, обессилев, убывает и становится жалким; как он иногда  - поработитель и истребитель, а иногда источник красоты и справедливости… Что же разум человеческий умножается на земле или иссякает? Что же, мозг, работая, не ведает разницы между пользой и уничтожением? И вправе ли мы надеяться, что однажды придет пора, когда в человеке-животном окончательно восторжествует духовное начало?»
      Нет, не вправе! Это было бы противоестественно. Человека невозможно отделить от энергии Вселенной, из которой состоит абсолютно Все, то есть и польза, и уничтожение.
     А Лев Толстой такими словами начал десятую редакцию своей повести «Хаджи Мурат»: «Экое разрушительное существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, трав и цветов, чтобы засеять поле рожью и поддержать свою жизнь, - думал я, шагая по огромному вспаханному полю и отыскивая взглядом хоть что-нибудь живое среди этого мертвого черного поля. И вдруг увидел раздавленный, но зеленый репей-татарин. – Экая энергия! Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот репей все не сдается!»
    А дальше в повести Толстой размышляет об описанном им утреннем докладе царедворца Чернышева царю Николаю Первому: «Свойство чиновников состояло в том, чтобы красть, его же, царя, обязанность состояла в том, чтобы наказывать… Постоянная, явная, противная очевидности лесть окружающих его людей довела его (царя) до того, что он не видел уже своих противоречий, не сообразовал уже свои поступки и слова с действительностью, с логикой или даже с простым здравым смыслом.»
   Интересно, сколько же у нынешнего президента России В. Путина независимых друг от друга источников информации? И как он «вымысливает» из них правду жизни или что-то близкое к ней, чтобы принимать решения?
 
                *** 
Залупившийся против глобального доминирования «17 разведок США» американский журналист-философ Джулиан Ассанж, как и президент России Путин, не захотел плясать под дудку властной мировой элиты, сосредоточенной, в основном, в США.  Джулиан Ассанж сказал, что, по его мнению, жизнь человечества разворачивается в трех основных сферах:
 - производство и продажа товаров и услуг;
- частная, семейная, социальная жизнь (гендерная, выращивание детей, еда, жилье, здоровье);
- сфера чувств, разума – внутренняя жизнь человека, куда входят религия, искусство, наука и т. д.
   В этой третьей сфере в последние два-три десятилетия происходят наиболее существенные изменения. Идет революция цифровых, информационных технологий: стремительно развивается математическое программирование, создается искусственный интеллект, уже налажена глобальная подслушка и подглядывание за сотнями миллионов людей по всей планете, просеивание и обработка гигантских объемов информации с помощью специальных программ, позволяющих определять умонастроения людей в разных странах, находить среди них потенциально опасных для «будущего» человечества, как его представляют мировые элиты.
   Это очень опасно и может привести к апокалипсису, это, как сказал президент России Путин, хуже, чем ядерное оружие.
  Но та же самая информационная революция, сказал Ассанж, позволяет сотням миллионов людей мгновенно общаться по всей планете, объединяться и противостоять «плохим» людям, стремящимся управлять человечеством, чтобы выжить самим за счет остальных.
                ***
 Заинтересовался книгой Джина Шарпа «От диктатуры к демократии. Разрушение государств невоенными методами». Теоретическими изысканиями Шарпа  на практике пользуется фонд Джона Сороса, один из мозговых мировых центров, претендующих вести человечество «правильным демократическим путем». Но по всей видимости,  теория Шарпа в современной цифровой жизни уже устарела.
  Я бы со своей «философией Жизни» сказал Шарпу и Соросу: «Хотите создать на Земле разумное демократическое общество – изучайте жизнь муравьев и стройте человеческий муравейник. Никогда ничего демократичнее и справедливее вы на Земле не построите. Так считают великие мыслители Лев Толстой и Альберт Эйнштейн».
                ***
      Как проснусь, так мысли шевелятся… От забытой на даче банки тушенки и не закрытой двери бани, до казаков Бекетова, покорявших Забайкалье, и трех «П»: Познание – Потребительство – ****ец. То есть от познания, начавшегося с откушенного яблока, которое подсунул Еве Змий-Сатана, неистребимой психологии большинства потомков Евы к неудержимому потребительству товаров и благ – к неизбежной смерти-****ецу человечества.
  Мировая машина информации нагнетает ухудшение обстановки в геополитике и геоэкономике.  Сейчас идет война гибридная, информационная, вирусная. Идет с трупами людей, зверей, растений. Предел численности человеков на Земле пройден, люди губят планету, а кто-то запланировал прожить на ней еще долго. Этим людям нужны территории с ресурсами для продолжения жизни,  а люди на этих территориях  не нужны.
   Из России, в том числе и с помощью мировой машины информации, делают страну-изгоя. К сожалению, этой машиной информации управляет  не Россия, заметно отставшая в создании современного программного обеспечения, а разные «мозговые центры», в основном из США. На планете идет нормальная жизнь, то есть борьба человеческих кланов, этносов, генотипов, психологий, миропониманий, за выживание…
   И в этой ситуации президент России В. Путин с чувством и глубоким убеждением сказал: «Зачем нам тогда такой мир, в котором не будет России»?..  А в ногах у него стоял чемоданчик с ядерной кнопкой. Это я пессимистично шучу…
                ***
   Библия – предтеча Интернета и социальных сетей, в которых уже запуталась большая часть населения Земли.
                ***
  Говорят, что у русских три символа зла: Баба Яга, Кащей Бессмертный и Толик Чубайс. Мне стало жалко Толика, с которым я когда-то случайно оказался рядом в служебной машине во время поездки из Читы в Агинский дацан, немного поговорил и зауважал за ум и понимание происходящего. Он с помощью ваучеров пытался спасти Россию от коммунизма, губительной социалистической экономики  и распада на «элементарные частицы», хотя делал это и не лучшим образом.
                ***      
    События человеческой истории на Земле всегда переплетены, взаимосвязаны, часто кажутся мутными, случайными, но в них всегда, как и во всем остальном, действуют общие вселенские законы бытия энергии-движения и человеческого сознания, то есть того же движения-энергии.
                ***
   Президент  РФ В. Путин назвал самые слабые стороны в жизни России: плохая система управления и плохое качество чиновников всех уровней (профессиональное и моральное), низкая производительность труда, плохая демография, что опасно при такой большой территории страны, много надуманных препон для развития бизнеса, плохое, непатриотичное воспитание детей и молодежи, плохое образование, слабое развитие науки. Надо быстро развивать цифровую экономику, генетику, Дальний Восток…
                ***
Судьба России, да и всего человечества, связана с обострившейся в последние годы борьбой-войной нескольких полюсов силы на планете за выживание: за первенство в экономике, в технологиях, за умы и общественные настроения разных народов и в целом человечества – в общем, за ближайшее будущее, то есть, в конечном счете, быть или не быть лично тебе и твоим потомкам на Земле.
                ***
В России власти ищут национальную идею, чтобы не рассыпаться стране, не стереться с лица планеты. А большинству русских, как и не русских,  людей насрать на эти поиски, они всю жизнь пекутся о себе, своих потомках, своей семье.
                ***      
  «Глубоко изучайте природу, и тогда вы поймете все. Абсолютно все». Это сказал Альберт Эйнштейн – великий физик и великий мыслитель.
   Лев Толстой часами изучал природу, жизнь муравьев, пытаясь понять силу и слабость человека. Наверное, он думал при этом: «Какой великий народ – муравьи! Какая великая организация жизни, единство, трудолюбие, коллективный инстинкт, в чем-то превосходящий разум. Что-то из этого досталось и людям. Но как им далеко до муравьев!»
                ***
В России власти ищут национальную идею, чтобы не рассыпаться стране, не стереться с лица планеты. А большинству русских, как и не русских,  людей насрать на эти поиски, они всю жизнь пекутся о себе, своих потомках, своей семье.
    Для любой вызревшей, состоявшейся нации национальной идеей извечно  является сохранение своего национального духа, то есть своего генотипа, включающего особенности национального сознания, образа жизни, культуры и т.д. «Там русский дух, там Русью пахнет!» - сказал кот ( А я считаю, что кот, который ходит по цепи вокруг дуба на Лукоморье!) Для него национальная идея – вечное сбережение его котиного духа.
   Борьба за размножение и жизнь человеческую стала такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Особенно вокруг страны Россия, где на огромной и раньше не завидной для других народов территории когда-то поселился русский дух, который умом никак не понять, пока не вздрючишь ум алкоголем. Когда развились наука, техника, когда миллиардам женщин каждый день хочется иметь вкусную еду, новые трусы, бусы и дома, а миллиардам мужчин – новые машины, самолеты и пароходы,  стали завидовать холодной русской территории с ее природными богатствами другие народы, с не русским духом. Стали козни строить, угрожать, с помощью обманной цифровой информации русский дух затуманивать.
    И трудно было раньше понять: кто это все делает, кто за этим стоит? И вот открылось! Большая деньга за всем этим стоит и «цифра». На деньгу сейчас все купить можно – и жизнь и размножение! И даже ум! А «цифра» ту деньгу делает. Да что там деньгу – цифра все сейчас делает! Особенно ум – искусственный интеллект называется. Если этот интеллект за эту деньгу купить – это ж все твое на Земле. И жизнь, и размножение! Все живые клетки твои!  О чем еще мечтать можно!?
 Но разве ж без мечты можно жить?.. О чем тогда мечтать? Что еще человеку надо?.. Может, дух?  Неужто русский!?
  .                ***   
  А в мире, и во вселенной, идут обычные дела: борьба за жизнь растений, котов, людей, этносов, всего живого. Заметно усилилась борьба «мировой элиты» с так называемым «человеческим силосом». США и Великобритания и пристегнутый к ним Евросоюз ослабляют и «покоряют» Россию, своего главного военного  противника, усмиряют Китай – своего главного экономического противника.
                ***   
       И снова о русском духе. И снова Иван Бунин: «Как чувственны мы, русские, как жаждем упоения жизнью,- не просто наслаждения, а именно упоения, как тянет многих русских к хмелю, запою, как скучны нам будни и монотонный труд!.. Разве не исконная мечта русского человека о кисельных берегах и молочных реках, воле без удержу, о празднике жизни была одной из причин русской революционности? Да и вообще русский протестант, бунтовщик, революционер всегда до нелепости отрешен от действительности и ее презирающий, презирающий подчинение рассудку, расчету, деятельности невидной, неспешной, серой… Революционные идеи в России появлялись как бы извне, а у юных революционеров поначалу почти всегда была жажда веселого безделья под видом кипучей революционной деятельности, опьянения себя сходками, маршами, шумом, песнями, криками лозунгов, всяческими подпольными опасностями, даже мечтами об обысках, громких судебных процессах и тюрьмах, чтобы чувствовать себя особенными, борющимися за общенародное счастье, а не какими-то серыми обывателями. Часто все это было замешано на нетрезвости. «Люблю выпить! Замолаживает!» - лихо говорил русский студент, опрокидывая чарку, закрывая глаза и глупо улыбаясь, чувствуя свою молодость и безбрежность своей жизни, радостной, свободной от быта, какой-то там рассудочности, от будничной связанности и упорядоченности. А русские мужики говорили про водку: «Как можно ее не пить? От ней в человеке развязка делается!» С этой развязкой приходило и русское веселье, и юродство, и бродяжничество, и радение, и самосжигание, и всяческие бунты… И, может быть, со всем этим как-то связана та изумительная словесная чувственность, изобразительность, которой так славна русская литература.»
 
    Нобелевский лауреат, талантливый русский писатель Иван Бунин глубоко знал особенности русского национального характера.  Знали об этом и профессиональные революционеры вроде Маркса-Энгельса, Ленина и Троцкого, которые пользовались особенностями национального характера российских людей.
    С тех времен, о которых писал Бунин, прошло больше ста лет. Образ жизни русских, российских людей изменился заметно. Но русский национальный характер, русский генотип изменились мало.  И об этом прекрасно знали и знают разные «умники» в мозговых центрах США, которые сейчас ослабляют Россию и пытаются ее развалить, убрать с арены геополитики, используя, в том числе, и особенности национального характера русских  и других наций, живущих в России.

   Привожу очередную цитату из Бунина о смысле и философии человеческой жизни:    «С резким удивлением иногда спрашиваю себя: все-таки что же такое моя жизнь в этом непонятном, вечном и огромном мире, окружающем меня, в беспредельности прошлого и неизвестности будущего, в ограниченности лично мне данного пространства и времени? И вижу, что жизнь моя и всякого другого человека до удивления одинаково и, на первый взгляд, просто устроена. Она есть смена дней и ночей, разных дел и отдыха, встреч и бесед, удовольствий и неприятностей, иногда называемых событиями; есть беспорядочное накопление впечатлений, картин и образов, из которых лишь самая ничтожная часть (да и то неизвестно зачем и как) удерживается в нас; есть непрестанное, ни на единый миг нас не оставляющее течение несвязных чувств и мыслей, беспорядочных воспоминания о прошлом и смутных гаданий о будущем; а еще  - нечто такое, в чем как-будто и заключается некая суть жизни человеческой, некий смысл и цель, что-то главное, чего уж никак нельзя уловить и выразить, и – связанное с ним вечное ожидание: ожидание не только счастья, какой-то особенной полноты его, но еще и чего-то такого, в чем, когда оно настанет, эта суть, этот смысл вдруг обнаружится. И впрямь: куда  и зачем мы в нашей жизни стремимся? Может быть, именно за этим смыслом?»
   «Нет никакой отдельной от человека природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни.»  Это очень краткое и очень образное выражение философии жизни.  Это сказал Бунин в главе «Лика» романа об Арсеньеве. Талант Бунина добавил к этой его мысли смешливые слова молодой женщины Лики: «Это, миленький, только пауки так живут!»
     А я добавлю от себя: «И у пауков, и у людей одна, общая, философия жизни вселенской энергии.»
   По вселенским законам жизнь-движение есть только тогда, когда все разное, часто противоположное и всегда борется за себя до последнего вздоха… Когда по словам Антона Чехова есть «собаки большие и маленькие, породистые и дворняги, и каждая, никого не стесняясь, лает своим голосом, какой дал Бог, и обязательно добивается своего». То есть живет…   

                ***
    Сейчас я и моя семья живем в условиях войны России с так называемым Западом, не зная, как она будет разворачиваться дальше. Поэтому всплыл в памяти отрывок из стихотворения Федора Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Нам не дано предугадать,
судьбы крутые повороты
её падения и взлёты
Нам не дано предугадать.

Нам не дано себя понять,
какими будем через годы,
как не познать каприз природы...
Нам не дано себя понять.

Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло...
Коль не дано, так будем ждать.

А так ведь хочется узнать...


Рецензии
Хорошая статья. Со смыслом, чувством и юмором!

С уважением, Владимир Баталов.


Владимир Баталов   28.05.2023 11:38     Заявить о нарушении