Таратар Таратарович. Охота на слова

Мне очень нравятся увлечённые люди. И в жизни, и в кино. О тех, кто из увлечённых встретился в жизни, я не раз рассказывал на проза.ру в публикациях с подзаголовком «Об именах», так легче самому найти нужную миниатюру и у себя в компьютере, и в глобальной сети.

Недавно пересмотрел в какой уже раз «Алые погоны»,   это один из лучших фильмов, снятых на киностудии им. Довженко, да и вообще  один из лучших советских фильмов для подростков.

 Многие герои и актёры постоянно на слуху.  Особенно часто в непатриотизме обвиняют Алексея Серебрякова.  Считаю, что это недоброжелатели мстят ему за его талант и возможность перевоплощаться. Ведь в любом фильме он не повторяется и создаёт яркий образ. Обвиняют, что он жил в Канаде, что у него приёмные дети, что он плохо отзывается о российских чиновниках и эти его отзывы без каких либо оснований переносят на Россию и русский народ. Похоже, его имя включено  в  какие-то списки. Злопыхатели почему-то забывают сказать об его участии в таких фильмах  и сериалах, как  «Алые погоны» (1980 - роль суворовца Володи Ковалёва),  «Белая Гвардия» (2012 - полковник Феликс Най-Турс), «Стена» (2016 - воевода Михаила Шеин). А там он сыграл очень яркие роли. Может быть, эти роли не совсем престижны в условиях  либеральных тусовок?

В фильме «Алые погоны» я обратил внимание на учителя математики, явного интеллигента без военной закалки, очень человечного Семёна Герасимовича Гаршева,  ребята звали между собой «Архимедом», но это было не обидное прозвище, а явное выражение почтения. Мне кажется, он был не в состоянии приказать, заставить, но он мог увлечь своей логикой, возможностью найти другой способ  сделать то же самое, не только в математике. Его роль сыграл Александр Константинович Граве (1920 - 2010),  актёр  театра имени Вахтангова,  верность которому хранил более 65 лет. О нём сообщили, что в годы Великой Отечественной войны и был зачислен во фронтовую бригаду театра, получившей статус филиала театра. Фронтовая театральная бригада была прикреплена к Первому Украинскому фронту, прошла всю войну, дойдя до Берлина. Актёр чётко знал, каким должен быть учитель для будущих военнослужащих, детей с очень сложными судьбами, повидавших войну с самой жестокой стороны,  которых собрали в суворовских училищах. В этом образе учителя актёр донёс, что он не стремится  поучать людей, не  считает  себя умнее всех, но во всём он стремится улучшить окружающее и во  всем отстаивать справедливость.


А ещё помните увлеченного математикой учителя Таратара из фильма "Приключения Электроника"? Его играл замечательный актёр Евгений Весник. Я давно хотел о нём особо рассказать, обратить внимание на его необычное имя ТАРАТАР и на его убеждённость, что двойки никогда не были стимулом к занятиям математикой. Да и другими предметами.

В сети я обнаружил, что Евгений Весник говорил, как  позаимствовал прыгающую походку своего героя у знакомого врача, а манеру разговаривать – у поэта и переводчика  Самуила Маршака. Оказывается, у этого персонажа есть довольно известный прототип -  академик Каблуков, с которого Самуил Маршак срисовал своего "рассеянного с улицы Бассейной".


Детский писатель Евгений Велтистов, автор книги "Приключения Электроника", утверждает, что  скопировал образ школьного математика с Исаака Яковлевича Танатара – педагога, работавшего в Москве в школе № 578 и во Второй математической школе. Фантаст Велтистов познакомился с ним как  журналист, собирая материал о жизни школьников.

Уроки Исаака Яковлевича были не похожи  на другие. Они  были интересны как процесс, которым управляет неординарный человек. Он был предан предмету, уважителен и снисходителен к ученикам, иногда раздражителен из-за их упрямства и безделья, всегда интеллигентен, – вспоминают его ученики.

Танатар был предан математике. В послевоенные годы многим ученикам было не до учёбы, и Танатар, порой, делал скидку нерадивым мальчишкам, вытягивал на экзаменах. Но и спуску не давал!

Математические работы Танатара издаются даже сейчас.

Советский и российский математик Виктор Павлович Паламодов вспоминает:
«Исаак Яковлевич поощрял мой интерес к математике, замещая моё праздное безделье на уроке решением чуть более трудных задач, а затем и задачами из олимпиадных сборников. Он жестко ругал меня за леность, переходя на сердитую брань. Он подарил мне несколько таких сборников, а потом и направил меня на Московские Олимпиады в 1954 и 1955 годах. Он безуспешно пытался приобщить меня к семинарам в МГУ для школьников. Но я все же понял, что мне нужно поступать на мех-мат».
 
Писатель Велтистов изменил   в фамилии прототипа только одну букву. Танатар -  "Таратар". Говорят, что учитель Танатар  вместе с учениками выпускал газету «Программист-оптимист» с ребусами на «танатарском» языке формул.  Эта газета упоминается и в повести Велтистова. Именно в ней появилась заметка "Ура чемпиону!" про случайную спортивную победу Сыроежкина (на самом-то деле рекорд принадлежал Электронику).
 
Вот как Велтистов описывает Таратара, рисуя образ со своего друга Танатара:

«Таратар Таратарыч – так ребята прозвали своего учителя – никогда не спешил ставить двойку. Когда ученик мямлил и путался у доски, Таратар смотрел на него чуть насмешливо, поблескивая выпуклыми стеклами очков и шевеля густыми, как щетка, усами. Потом он вызывал желающих объяснить ошибку и говорил классу: «Если кто-то не знает данную тему, пусть поднимет руку и скажет, а не отнимает у всех времени. Мне совершенно безразлично, покупал этот ученик коньки, или был в гостях, или просто забыл выучить, – двойку я ему не поставлю. Но должок за ним останется, и я когда-нибудь напомню…» И Таратар не забывал спросить путаника второй раз.
 
Услышав имя ТАРАТАР ещё тогда, в советские годы при первых просмотрах, я считал, что имя математика связано с древним русским счётом тройками, то есть  о  счёте тарями. У меня об этом счёте тарями весьма смутные воспоминания.  И мать мне что-то говорила, и дед рассказывал, что был счёт троичный. Помню, что деду я задал вопрос, откуда взялся этот счёт тройками. А он сказал, что была Святая Троица, что треугольник – самая прочная фигура, что при счёте на пальцах – каждый палец равен трём.

Это совсем недавно я узнал, что палец равен трём, потому что у пальца три фаланги. Похоже, что слова ФАЛАНГА и ФЛАНГИ имеют общее происхождение. Трубчатые кости млекопитающих нередко называют фалангами, а фланги – утолщения по краям.

Большие пальцы, похоже, в счёте не участвовали. Для сравнения: в немецком языке большой палец -  Daumen, а остальные – Finger.

На каждой руке – 12 фаланг и 8 суставов, в сумме – 20.  12 фаланг – это дюжина.

Сверимся со словарём:

ДЮЖИНА ж. двенадцать однородных вещей, считаемых по обычаю дюжинным счетом.
Пара сапог, тройка коней, пяток лимонов, десяток яблок, груш, дюжина ножей и вилок, сорочок соболей, двадевяносто верст и пр. Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут.
Дюжинный, к дюжине относящийся или принадлежащий; о товаре, плохой, простой.
Человек дюжинный, обыкновенный, рядовой, без особых достоинств, каких много. Толковый словарь живого великорусского языка


Как видим, Владимир Иванович Даля уже не знал о счёте тарями, тройками, но нечто непонятное проглядывает при его объяснении особенностей счёта.

На двух руках  дважды по двенадцать фаланг и дважды по восемь суставов – в сумме сорок. Не потому ли в десятичном счёте четвёртый десяток  - сорок, а не четыредцать и не чередесять. Это как память о счёте тарями, то есть тройками.

Смотрим у  Даля:

СОРОК четыредесять, четыре десятка. Встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр. По преданию, в Москве 40 сороков церквей (1600), но их только около тысячи, а разделены они по сорокам на староства или благочиния, хотя в сороке и менее сорока церквей.
Соболь поныне продается сороками или сорочками, что и зовется соболь в сороках или в кошках; каждый сорочек (на полную шубу) вложен в чахол, в сорочку; выше этого парный соболь, в парах, а самый высокий одинец.
 Жениха и невесту опахивали сороком черных соболей (Вел. Кн. Василия Иоанна и Елену); в награду одаряли из царской казны сороком, полсороком соболей.
Дороги твои сорок соболей, а на правду матку и цены нет.
Сорок лет бабий век. Продли Бог (елку) на сорок сороков! Что полпятаста, что пять девяноста — все те же девять сороков с девяностом.
Что девять сороков, что четыре девяноста — одно.
Полпята сорока — два девяноста.
Сидела (или: служила) сорок лет, высидела сорок реп — да и тех нет.
Уж сорок лет, как правды нет.
И один глаз (свой глаз), да зорок, не надо и сорок.
Сорок недель хоть кого на чистую воду выведут.
Сорок недель сидела я в темнице, шесть недель в больнице, двадцать недель меня вязали, да год на виселице держали (человек).

(Трудно в наше время отгадать такую загадку. Но я подглядел в интернете, традиционно  беременность человека длится около 40 недель, или 280 дней. Значит,  и остальные сроки связаны с рождением и развитием человека, а «год на виселице» - это, видимо, нахождение ребёнка в зыбке, которую обычно, подвешивали к потолку. У меня была такая зыбка).

Ещё несколько положений из словаря Даля из гнезда «СОРОК»:

В сороковой день сороковины, большие поминки по усопшем.
Сороковой роковой. Сороковой медведь охотника калечит.
Белка выходит в один год сама сороковая, со внуками, так плодовита.
Сороковая ж. очистительная молитва родильниц, через 6 недель.
Принять сороковую.
Сороковая бочка, сороковица твер. сороковуша симб. сороковка, сорокаведерная, мерная, в 40 ведр.
|| Сороковка и сороковица или сороки, в значении старинного счета сороками.
 Сороковины или сорочины ж. мн. поминки, поминание, поминовение, упокойная  память, молитва, в 40-й день.
Сороковина мусульманская подать, по Корану, где берется сороковая часть наличного имущества ежегодно. Сороковинный и сорочинный, к сороковинам относящ.
Сороковицы (сороковины) все скажут, 40 недель. В сороковины покойник обедает в последний раз за хозяйским столом (для чего и ставят ему прибор и кладут ложку).
 Сорокоуст стар. сорокоустье, сорокодневная молитва в церкви, по умершем; || свернутая коленцами свеча, на эту 40-кадневную службу, колода; || свечи, ладан и вино, приносимые для сего в церковь. Сорокоустный, к сему относящ.
Сорокодневный пост. Сорококопеечный платок. Сороколетняя бабушка.
Сороконощное бдение, пост и молитва. Толковый словарь живого великорусского языка

О счёте тройками несколько лет назад я прочитал у писателя Геннадия Владимировича Пантелеева, он пишет под псевдонимом Комиссар Катар, но он закрыл свои страницы на сайте проза.ру. У него много интересных примеров  о счёте тарями, в том числе о тридевятом царстве – З + 3 + 3 = 9. Но без опоры на его текст я могу что-то напутать. Кстати,  его публикации напомнили мне, что в детстве друзья моего брата, а он был старше меня на 9 лет,  использовали набор звуков: тары бары растабары. Для них это был реальный счёт. Я расспросил по телефону многих знакомых, но они об этом счёте ничего не знают. А в одном из кинофильмов в песне есть строчка:  «Тары бары,  тары бары, к нам приехали гусары».


Рецензии
Интересно. В Соборе Василия Блаженного 9 (девять) куполов. Не намёк ли это на ТРИДЕВЯТОЕ царство?

Александр Ерошкин   29.05.2023 11:19     Заявить о нарушении
Изобрести 10-тичную систему могли толькео те, кто считал десятками.

Павел Каравдин   31.05.2023 15:51   Заявить о нарушении
В словаре у Даля прочитал:
Тридевята или тридевять, в старин. счете девятами, двадцать семь; кочевые народы наши поныне считают девятами (тогузами): виру или пеню, калым (окуп невесты), надел сына, число коней и овец, закалаемых на большой пир (туй) и пр. Тридевять поминается в сказках: За тридевять земель, в тридесятом государстве, далеко. Она только за тридевятого жениха пойдет, ломлива. Тридесять или тридцать, три десятка, тридевята и три.

Александр Ерошкин   01.06.2023 19:38   Заявить о нарушении