Предание о серебряном кресте

Основано на реальных событиях и личных воспоминаниях.
___________________________________
У каждой семьи есть секреты, преданья…
Об этом сегодня рассказ поведу.
Я вам расскажу о  предании  давнем –
Хранится такое и в нашем роду.

Истории этой лет сто наберется,
А может и больше – неведомо мне.
Из уст и в уста она передается,
От матери к дочери в нашей родне.

1
В то время родная моя прапрабабка
Совсем еще юной девчонкой была.
Уже было за полночь,  девушка сладко,
О «девичьем»  сны,  видя, крепко спала.

Но сон вдруг какая-то сила прервала,
И комната светом наполнилась вдруг:
Мария с Младенцем у ложа стояла,
И  ангелы тихо летали вокруг.

К прапрабабке Дева Мария склонилась,
Рукой провела по ее волосам:
 – Тебе будет Божья дарована милость,
Твоим лишь откроется диво глазам!

Запомни: проснувшись, оденься опрятно,
Ни слова не молвив, ступай за порог.
Ты прямо иди, взгляд не бросив обратный,
Пойдешь за село до развилки дорог.

Дойдя до развилки, лицом стань к востоку,
Потом отсчитаешь пятнадцать шагов.
Стань! Левой рукою разрой землю! Помни –
Что ты  ничего не должна брать с собой!..

Шепнув на прощанье: «Увидимся утром!»
Исчезла Мария с Младенцем в руках.
Вокруг темнота навалилась внезапно!
Прапрабабку ужас  окутал и страх.

Понять не могла: наяву? Или  снились
Ей Дева Мария, дитя Иисус?
Во сне ли ей Ангелы с неба явились?
А, может, Нечистого то был искус?

2
Лишь утро настало, пошла прапрабабка
Туда, куда Дева Мария звала.
Ну, вот и развилка.  А дальше – к востоку
Пятнадцать шагов…   Вот до места дошла…

Земля, что асфальт! Не взлетит и пылинки!
Но голой рукой нужно землю копать.
Прапрабабка стала тогда на колени,
Чтоб было удобней наказ выполнять.

И тут же – О, диво! – земля, словно вата,
И рыхлой, и мягкой была под рукой!
Крестом осенила себя троекратно
И землю копнула разочек-другой.

Вдруг что-то блеснуло под солнца лучами:
СЕРЕБРЯНЫЙ  КРЕСТ  оказался  в земле!
Дрожащими крест доставала руками,
К груди осторожно прижала своей.

Вдруг голос раздался  Мадонны  с Младенцем:
«Отныне Крестом будешь хвори лечить!
Делиться с людьми ты своим  станешь сердцем,
Спасать от невзгод! - дева ей говорит.  –

На ручке Креста скоро лик Мой увидишь.
С другой – Иисуса проявится лик.
Молитвы целебные  скоро услышишь!..»
И голос исчез так же,  как и возник.

3
Года пролетели, как быстрые птицы,
О знахарке всюду витала молва.
И вскоре народ к ней пошел вереницей,
И нужные всем находились слова.

Моя прапрабабушка юной  девчонкой
Молитвами страждущих стала лечить.
На крест намотала обрывок тряпченки,
Чтоб Ликам святым,  невзначай,  не вредить.

Испуги и сглазы на воск выливала,
И порчи выкатывать стала яйцом,
На воске, как в книге открытой,  читала:
Что было когда-то, что будет потом…

С Креста  лоскуток никогда не снимала,
Лишь  новый и новый лоскут всякий раз,
Поверху затертого снова мотала,
И Лики святые скрывала от глаз.

Когда становилось намоток тех столько,
Что Крест удержать уже было невмочь,
Тогда лишь снимали с Креста осторожно
Три или четыре намотки те  прочь.   

4
Прабабка моя между тем подрастала.
От матери к дочери  Крест перешел.
Их слава по-прежнему не умолкала,
Всем помощь была, кто за нею пришел.

Прапрабабку я не застала, конечно,
Прабабку – и то помню смутно, чуть-чуть.
А бабушка Дуся жила по соседству,
Ведь дальше Креста к ней проложен был путь.


Прабабушка Таня, Крест передавая,
Наказ бабе Дусе суровый дала,
Чтоб о Богородице не забывала,
И в жизни другому не делала зла!

Искусен  Лукавый, коварны соблазны,
Как смертному  трудно порой  устоять!..
Идут не туда, оступившись однажды!
И Дуся решилась грех на душу взять.

Считала тогда: отмолить грех успеет,
Что времени хватит – вся жизнь впереди.
Надеялась Дуся, что все же сумеет
Слова,  оправдаться за грех свой,  найти.

5
Ничто не сокрыто от Божьего ока!
И Дуся за грех свою кару несла:
Бог дочь ей не дал! Дал Он сына ей только –
Сын стал наказаньем за злые дела.

Беспутную жизнь сын вел – пьянки, разбои,
С законом всегда ее сын не в ладах,
Бесчинства творил, то одно, то другое,
За что за решеткой сидел он тогда.

Надеялась Дуся – ну может быть  внучку   
Господь ей пошлет хоть на старости лет,
Чтоб Крест передать в ее детскую ручку…
Но время летело, а внучки все нет…

Невестка надежд тоже не оправдала,
И сыну сыночка она родила.
И Дуся огарком свечи угасала.
Ей жизнь становилась порой не мила.

6
От сына ждать помощи не приходилось.
Душа изболелась – как будет он жить?
К соседке с бедою своей обратилась,
Просила наперсницей Дусиной быть.

Сын мог прокутить похоронные деньги,
В долгах будет сын ее весь, как в шелках.
Она, все же, Мать! Чтоб помочь своим детям,
К соседке с деньгами пришла на свой страх.

Просила сберечь, чтоб   помочь потом  сыну,
Достойно в последний путь мать проводить.
Покорно ждать смертную стала годину,
А дальше – что станется, так тому быть.

7
На смертном одре Дуся звала соседку,
Твердила в бреду о каких-то деньгах…
Да только молчание было ответом,
И ждал ее ужас могильный и страх.

Когда,  наконец,  снизошла к ней соседка,
Конвертик с деньгами она принесла,
Была баба Дуся почти на том свете…
И Господу душу свою отдала.

На тризне печальной все было, как надо,
И в крыше окно не пришлось прорубать.
Не ведомо нам: у врат Рая иль Ада,
Решение Господа ей пришлось ждать.

8
С Крестом же случилась тогда незадача:
Ни дочки, ни внучки Бог Дусе не дал!
Наследницы нету на Крест этот, значит?
Но  Крест,  вдруг,  куда-то БЕССЛЕДНО  ПРОПАЛ!

Одни говорили, что Крест положили
Покойнице в гроб под подушку ее.
Другие твердили, что дома забыли.
А третьи уверены были: вранье!

А так, или нет – только Бог это знает.
Но Крест  этот больше не видел никто.
А дальше история вышла другая!
Я вам расскажу, что случилось потом.

9
Мне было в то время лет десять, не больше,
На  «взрослые дрязги»  мне было плевать!
Да только однажды ко мне среди ночи
Пришла…   Баба Дуся, присев на кровать.

И стала меня поднимать от подушки.
В тот миг, когда я уже просто сижу,
Она говорит мне:
– Сходи-ка к подружке!
Пусть деньги вернет!..
Я,  вам честно скажу,

Назад на подушку с размаху упала!
Сна – словно и не было, слышу лишь вздох…
Что делать, в тот миг я, конечно, не знала.
Никто среди ночи помочь мне не мог!

С трудом успокоившись, снова уснула.
Подумала я  - сон туда, куда ночь.
Но вновь баба Дуся мне в ухо шепнула:
«Сейчас же вставай! Ты должна мне помочь!..»   

Так каждую ночь раза три поднимала,
Все снова и снова – неделя прошла…
Любила меня баба Дуся, я знаю,
Хоть я ей двоюродной внучкой была.

10
Я стала до паники ночи бояться!
Сказал кто-то мне, что пройдет сорок дней,
Покойник живым перестанет являться –
Душа распрощается с плотью своей.

Но так далеки еще сороковины –
Всего  девять дней отмечали на днях!
Мне спать так хотелось, что просто обидно.
Я к маме своей обратилась в слезах.

Ей все рассказала, о том, как ночами
Меня баба Дуся приходит будить.
А вечером вместе соседки собрались,
Чтоб вместе – что делать им дальше – решить.

Скажите, кто будет ребенка-подростка
В дела посторонних людей посвящать,
О взрослых проблемах рассказывать?  Просто
Откуда могла обо всем я узнать???

Я только потом, через многие годы,
Узнала подробно историю всю.
Тогда  же – прекрасное  чувство свободы,
И  дух больше в жизнь не вторгался мою!

11
Выходит, что Дусины деньги,  соседка
Хотела тогда для себя утаить,
Хоть знала, что духи, порой с того света,
Своё чтоб забрать, могут в дом приходить.

Ждала, как и все, она сороковины,
Крестом осеняла себя перед сном.
А в это же время подросток невинный,
Пугается призрака в мраке ночном.

Да,  совести, видно, осталось немного.
Призналась в содеянном – Бес искушал.
Сказала, что жить ей осталось недолго,
Ведь дух бабы Дуси с собой ее звал.

Вернула все деньги она до копейки,
Процент, оговорен что был – не взяла.
А вскоре, спустя три-четыре недельки,
Соседка тихонько  во сне умерла…

На «женском совете» решили соседи,
Чтоб   деньги частями семье отдавать:
Часть – в сороковины,  и  часть – к полугоду,
А  все остальные – чтоб в год поминать.

12
В рутине забот почему-то забыли,
А что ж с чудодейственным стало Крестом?
Украли? Пропили? Иль в гроб положили?
Не слышали больше ни разу о нем…

И только недавно, сквозь пятые уши,
Пронесся слушок:  Крест тогда не пропал!
Не чиста  на руку невестка у Дуси –
На долгое время добычей Крест стал.

Всегда о предании знала невестка,
Мечтала, преемницей станет Креста.
Пыталась лечить безуспешно.  И честно
Всю правду она рассказала тогда.

О том,  что свекровь,   всякий раз,  с того света
Ей хворь посылала  за грех и обман,
Что сбилась со счета невзгодам и бедам,
Что сын по отцовским пошел вдруг стопам.

О том, что изводят ночные кошмары,
Забыла уже, когда мирно спала.
Что на душу грех она приняла даром…
И Крест на могилу свекрови снесла.

В порыве раскаянья в землю зарыла…
Потом пожалела – обратно пришла.
Но  где он прикопан был ею – забыла,
Искала, копала, но так не нашла!

13
Спрос на экстрасенсов, на лекарей мода,
Знахарство, провиденье – ценный товар.
А женщине каждой из нашего рода,
Немножечко свойственен знахарский дар.

В роду нашем свято хранится преданье.
Мы верим, быть может пройдет много лет,
И вновь, как когда-то  в истории давней,
Дарован кому-нибудь будет  ТОТ КРЕСТ.


Рецензии
Замечательно!

Сергей Свидерский   12.08.2023 14:43     Заявить о нарушении