***

 Став студентом мое время пребывания на  летних каникулах в деревне значительно сократилось. Три месяца перешли в один, а потом к к 1983 му к двум неделям. Студенческая жизнь отстранила меня от деревни, дедушки, бабушки и остальных родственников. Только теперь я понимаю их, ожидавших в течении года, моего приезда и боли, которую приносил своими кратковременными приездами. Стерлись из памяти события , происходившие во время этих визитов, меня манил город, девушка, которая как мне казалось, ждала моего возвращения и друзья сокурсники. Помощь по хозяйству деду и бабушке, доставлявшая такое удовольствие в прежние годы, тяготила, я гнал дни в ожидании скорого отъезда. И только в последний день пребывания в деревне, чувство горечи от скорого расставания, я приходил в себя и хотел остаться еще на день, два и больше. Отпечатался в моей памяти один из вечеров, перед выездом. Деревня Знаменка располагалась в нескольких километрах от крупного села Подовечье в котором были сельсовет, клуб, почта и администрация местного колхоза. К тому времени о котором идет повествование,мой дядя с семьей перебрались именно туда, ближе к цивилизации, а дед с балушкой остались жить в кирпичном доме, вросшем в землю за сотню лет, в доме своих прародителей. Так как автобус в район отправлялся из Подовечья ранним утром,  мне  было удобно накануне вечером покинуть свою деревню, переночевать в доме родственников и спокойно сесть на этот автобус.
Не помню, как происходило расставание с дедушкой, но явственно в памяти стоит перед глазами, речка, мост, по которому ее перешел и поле в кочках. Яркое, рыжее солнце, роса, от появившегося из ниоткуда тумана и тишина. Такого прощального, щемящего сердце заката впоследствии я не видел никогда больше. Неизведанная мной ранее красота этого места поразила до глубины моей юношеской души. Я остановился посередине этого поля и оглянулся назад. Моей Знаменки, уже небыло видно за высокими ветлами, росшими вдоль реки. Эти старые, высоченные, раскидистые деревья были окутаны матовым туманом и лишь их зеленые макушки выглядывали поверх него. Кочки, торчавшие из земли, бросали длинные тени и казались солдатами, стоящими в строе на бранном поле. Росинки, высыпавшие на высокой траве,  переливались радужными красками в лучах, заходящего солнца. Далеко в деревне прокукарекал петух, ему никто не ответил.  Если бы я был художником, то и сейчас, на память, восстановил бы картину того вечера, изобразив его на холсте. Простояв в оцепенении, перед окрывшимся мне видом Родины, я пошел дальше, своей дорогой, которая все дальше отдаляла от меня мою любимую деревню и жизнь, которая осталась в прошлом.  Крупные слезы стекали по щекам, их соленый вкус чувствовался на моих губах. В тот вечер, я еще не знал, что навсегда простился с родным местом.
 На следующий год, дядя Юра перевез скромные пожитки дедушки и бабушки в деревню Селезневку, поближе к своему дому. А я окончил техникум и спецпризывом, в срочном порядке,22 июня 1984 года со своими однокурсниками был призван служить на Флот, Приморский край стал моим домом. Впереди меня ждали суровые испытания, которые мне помогала пережить картина того заката, письма из деревни от деда, от родителей и девушки, которой верил и без которой не представлял будущей жизни.


Рецензии