Глава 128. Шуман. Виолончельный концерт

Роберт Шуман
Концерт для виолончели с оркестром ля-минор
Оркестр «New Philharmonia» (Лондон)
Жаклин Дю Пре (виолончель)
Даниэль Баренбойм (дирижер)

Mikhail_Kollontay: Не знает ли кто историю создания этого странного сочинения?

musikus: Чем странного? Если можно, с этого места поподробнее.

Mikhail_Kollontay: Вряд ли смогу, потому что всего лишь это субъективно. Может, мне мерещится. Кажется, что связи между звуками у Шумана, чем дальше, тем больше, определяются не музыкальной логикой, а неизвестно какой. А в этом сочинении есть обе. Поэтому оно для меня предельно неопределенное, рыхлое не в негативном понимании, процесс без точной фиксации, что ли. В скрипичном уже все по ту сторону, там проще. Трогает при этом глубочайшим образом.  Как будто что-то и говорит, а на каком языке-то? А видимость традиционного романтического языка.
Иначе выражу. Что-то симфониечаргейшвилиевское ощущаю в этом виолончельном концерте. Точно так же совершенно слушать нельзя вместе с тем, потому что больше нельзя дышать, что ли, опять не получается сказать. По другую сторону жизни, но еще и по эту, по ошибке.
 
musikus: Вот это Вы как раз замечательно сказали. «Больше нельзя дышать»! Симфония Чергейшвили — потрясающая трагическая исповедальная вещь. И концерт Шумана — как ни далеко это сопоставление — тоже содержит в себе это зерно, хотя язык совершенно другой.

Andrew_Popoff: Страшно люблю этот концерт. Да, верно, дышать трудно. И рыхлость, и странность формы, языка, синтаксиса. Не хватает воздуха, где-то все на грани. Сумасшедшая музыка.


Рецензии