Глава 133. Бах. ХТК. Волконский

Иоганн Себастьян Бах
Хорошо темперированный клавир
Андрей Волконский (клавесин)

Miao: А что, действительно очень достойное исполнение! И «музыка слышна» и с техникой все в порядке. Короче, нравится.

sir Grey: Он гений. Именно «музыка слышна». На этом неуклюжем инструменте. Я лучшего клавесиниста вообще не слышал, подскажите, если кто знает. Вот только в таком исполнении я готов слушать ХТК на клавесине, а так —  только фортепиано. Никак не успею послушать весь первый том, но спасибо тому, кто выложил. Как послушаю — скажу спасибо еще раз. Удивительная внятность за счет артикуляции, едва заметных задержек. Просто чудо, что он делает. Это, наверное, он уже за границей записал? Или у нас? Это вряд ли… Темпы идеально подобраны. Если бы я умел играть — лучше бы не сыграл. Удивительное благородство и выдержка. Чувство меры. Нужная нота в нужное время.

samlev: Хотел написать, что мне очень понравилось исполнение, но Вы уже сказали как раз то, что я думаю. Спасибо. Единственно, что бы я добавил, что второй том сыгран не хуже, чем первый. Спасибо и тому, кто выложил.

victormain: Волконский в 1972 на Запад уехал, так что ХТК записал там уже, конечно.

sir Grey: Были ведь советские пластинки (английский вирджинал, или что-то такое). Я думал, что записывал у нас. Или опять ворованные?

Mick_M: Думаю, что не ворованные. Волконский в середине 60-х основал ансамбль старинной музыки «Мадригал», и в те же годы были записаны четыре, кажется, пластинки «Тысяча лет музыки». Одна из них называлась «Английские вирджиналисты»  (Доуленд, Берд, Фарнеби…) в исполнении Волконского.

samlev: «Тысяча лет музыки» хорошо помню. Но вот ХТК с Волконским на советских пластинках не помню совершенно. Может, все-таки, после отъезда записал?

Никак не могу дату записи найти! Военная тайна, не иначе.

Нашел — 1983.
Да, через десяток дет после отъезда.
И ведь играть не разучился!

sir Grey: Как же он хорошо играет все-таки! Удивительное чувство меры. Как все слышно! На этом неуклюжем, в общем-то, инструменте. Интересно, что у него был за клавесин. Современный или старинный? Наверное, современный.

reflechant: Вы меня режете ножом по сердцу своими репликами. Сейчас допью чай и начну отвечать…

С чего Вы взяли, что инструмент неуклюжий? Напротив, он обладал большим диапазоном, клавиши нажимались очень легко (потому что нужно не разгонять тяжелый молоточек, а только щипнуть струну). Два мануала позволяли использовать многие технические приемы, которые сейчас недоступны, основанные на положении рук практически друг над другом. Сейчас их играют с разнесением в октаву. Это в сонатах Скарлатти и пьесах Куперена!!

Конечно, клавесин — современный, потому что дерево стареет и прочее. Ничего старинного не осталось, даже такой бренд как «Скрипка Страдивари» не более чем рекламная уловка. Страдивари они повергли бы в шок, потому что его смычки выбросили, грифы выломали, вставили более прочные, а жильные струны заменили металлическими.

Насчет того, что понимать под современным клавесином. Судя по звуку, это попытка сделать «как тогда». Притом очень неплохая попытка, хотя и можно отметить порой слишком металлический звук.

sir Grey: Клавесин — очень трогательный и трепетный инструмент. Маленький и живой, по сравнению с этим ударным роялем. К тому же все клавесины звучат по-разному, в звучащей музыке участвуют не двое (автор + исполнитель), а трое (автор + мастер + исполнитель), и последний должен согласовывать свои желания с двумя первыми. Насчет клавиш — позволю не согласиться. Сиживал за столом, сиживал. Игрывал на клавесине. Клавиша сперва не идет, как будто западает, а потом — проваливается куда-то в пропасть. А на фортепиано — «перстами, легкими как сон...». За Скарлатти — спасибо, но неужели, правда? Уж что можно представить неудобнее, чем «Гольдберг-вариации», и то играют, и ничего, пальцы не сплетаются в комок. Зачем же Скарлатти разносить в октаву? Не верится как-то. Это вандализм.
 
reflechant: Чем больше слушаю, тем больше понимаю, что это исполнение — высшего класса. И ведь впервые слышу даже имя — Андрей Волконский.

sir Grey: Все шуточки, да?

precipitato: Запросто мог и не слышать, о нем в России только композиторы вспоминают; как исполнителя его аутентисты заслонили, кто помнит этот «Мадригал»?

Mick_M: Ну, это Вы через край хватили! Все-таки первый такой состав был. У меня все четыре пластинки «Тясяча лет музыки» на почетном месте стоят. И, потом, кто только из него не вышел: Любимов, Пекарский...

precipitato: Ну, мы с Вами люди немолодые уже, я тоже их помню, но и для меня Арнонкур с Кёйкеном «Мадригал», конечно, заслонили.

Mick_M: Конечно, и Леонхардт, и Херревеге, и Якобс... Но они, тем не менее, были первыми, благодаря которым мы (поколение) познакомились со старинной музыкой. А это дорогого стоит...

precipitato: Как композитора я его помню и чту, разумеется, при всей скромности его наследия.

sir Grey: А как исполнителя, простите за настойчивость? Кажется, не очень? По крайней мере, неохотно отвечаете на этот вопрос? Я так допытываюсь, потому что лично мне он кажется уникальным клавесинистом, и хочется узнать Ваше мнение.

precipitato: Старые записи его мне в юности нравились, с тех пор их не переслушивал.


Рецензии