Небесная моя...

Темные бархатные портьеры красивыми фалдами драпирующие стены. Камерный зал на полсотни мест со стульями цвета слоновой кости. Сцена с бежевым ворсистым ковром в центре и кучей подушек на нем. Несколько светильников на ножках мягким светом освещающие ковёр и элементы мебели позади ковра. Скрип паркета под ногами входящих в зал зрителей. Тихий шёпот сидящих позади дам с пышными букетами на коленях. Желание молча ждать начало спектакля. Наконец прозвучала трель третьего звонка и волшебство действия началось...

На очередном детском дне рождения вдоволь натанцевавшись мы, мамы Айдан класса, счастливые и уставшие, расселись за столом в ожидании заключительной части праздника - самоварного чая и именинного торта. Музыка уже не громыхала и можно было спокойно поговорить и даже услышать друг друга. Обсуждались следующие планы для коллективных посиделок. Милана, мама Никиты, отклоняя какую-то дату, вскользь упомянула, что у неё в этот день будет спектакль. Она, как истинный талант и знаменитость, никогда ни перед кем не рисуется, что является востребованной актрисой Академического Русского драматического театра. Она рассказывает о выступлениях, о репетициях, поездках, театральных фестивалях, как о самом обыденном занятии. Никогда я не слышала от нее ни одной театральной сплетни или злого слова в чей-то адрес. Никогда не слышно в её речи яканье. Красота, самодостаточность и достоинство - именно эти качества сразу бросаются в глаза, когда общаешься с ней или даже просто смотришь на неё. Так вот, Милана сказала, что этот день её не устраивает и на чей-то вопрос, какой именно спектакль будет, Милана ответила - "Небесная моя"...

Я этот спектакль впервые видела года 1.5 назад. В то время я была безработная и приезжала за Айдан в школу. Она с некоторыми детьми ещё минут 30-40 после уроков играли во дворе дома, позади школы. Мы, несколько мам, позволяли детям побегать по двору, так сказать "выпустить пар", потому что эти игры для наших детей стали любимой традицией и отдушиной. Дети шумно и радостно играли, а мы, мамы, тогда только узнавали друг друга после долгого знакомства онлайн и жизни взаперти. Пандемия ещё не окончилась, но ослабления режима уже начались. Мы так и общались - то стаскивая маски с лиц, то натягивая их обратно на нос. Тема ковида и прививок от него была самой обсуждаемой темой тех дней. Милана была одной из мам, чей ребёнок играл во дворе, и для меня знакомство с ней было одним из самых приятных открытий в Айдан классе. Как-то Милана готовилась к спектаклю и я, видимо, слишком много задавала вопросов о её работе и о театре, что она решила подарить мне пригласительный билет.

Для меня это был первый выход в театр в эпоху пандемии. При входе в здание проверили сертификат о вакцинации, температуру и только потом билеты. Зрительские места были через один обклеены лентой, по тогдашнему требованию "Тябиб" (Объединение по управлению медицинскими учреждениями Азербайджана) зрители должны были сидеть на расстоянии друг от друга. Я пришла в театр с Рустамом, и с жадностью изголодавшего человека смотрела спектакль, смакуя каждое мгновение. Спектакль мне очень понравился. "Женская тема" - так Рустам охарактеризовал спектакль, чем меня не на шутку удивил. Слышать от 12-ти летнего мальчика такое определение было по меньшей мере неожиданно. Да, тема на самом деле была "женской" - на сцене разыграны своеобразные эмоциональные "американские горки" героини, на свидание с которой не пришёл любимый человек. Завуалированные под наигранный смех с горечью обида, боль, непонимание ситуации и разочарование. За всплеском эмоций начались апатия, размышления о жизни, о любви, об отношениях. И вот в момент, когда героиня дошла до пика боли от одиночества, раздался звонок от того самого любимого человека и прозвучали волшебные слова - "Любимая моя, небесная моя"...

Помню как, возвращаясь домой, я пыталась Рустаму объяснить, что никогда нельзя играть чувствами любящей тебя девушки. Что влюблённые очень ранимы. Что для влюблённого человека вся его жизнь сосредотачивается в объекте его любви. И иногда один звонок или, наоборот, один "не звонок", может разрушить хрупкий баланс в душе. Мы долго с ним говорили в такси, и я радовалась, что наконец могу говорить со своим ребёнком на "взрослые" темы. Он даже спросил меня, переживала ли я такие же эмоции как героиня. На что я сказала, что любой, кто имел счастье любить, испытывал все эти чувства, а их целая гамма.

И вот спустя 1.5 года я узнаю, что в театре ставится этот же спектакль, на этот раз в новом, в Малом, зале. Я не могла пропустить это событие и прямо на том памятном детском дне рождения уговорила Лейлу, маму Риада, составить мне компанию. Малый зал создали в Русской Драме на 2-м этаже на месте буфета. Конечно же, театру давно нужен был малый зал. Есть спектакли, которые надо играть именно на маленькой сцене, именно камерно. Они смотрятся и воспринимаются по другому.

Было время, когда в городе был театр "Ибрус" - театр Рустама Ибрагимбекова. Это был наверное первый камерный театр, который появился в Баку, в самом начале "нулевых", и на его сцене ставились спектакли по сценариям знаменитого писателя и режиссёра. И я имела удовольствие посмотреть там несколько постановок. Конечно же смотрела знаменитый "Похожий на Льва" и "Ищу партнёра для нечастых встреч". До сих пор жалею, что не посмотрела "Последний поединок Ивана Бунина". В последний раз в "Ибрусе" я была за пару месяцев до рождения  моего сына, Рустама, и смотрела "Тартюф Агаевич". Потом у меня начался новый этап в жизни, в котором главными звездами, режиссёрами и сценаристами стали мои дети. Походы в театр конечно же были, правда это были редкие случаи, которые сопровождались гонками обратно домой, к главной сцене моей жизни. Сейчас мои детки подросли, и уже можно делить свое театральное увлечение с ними, или хотя бы делиться с ними своими впечатлениями.

И вот я, как заядлая театралка, сижу во втором ряду и молча жду начало спектакля. Рядом сидит Лейла и то же в лёгком возбуждении высматривает знакомые лица в зале. Звуки шагов по паркету не приглушаются ковролином, поэтому скрип полов создает приятное чувство новизны. Наконец звучит трель третьего звонка...

Как я и ожидала, спектакль воспринимался совершенно иначе. Музыка звучала лиричнее, это были удачно подобраны к фабуле песни Земфиры. Свет струился мягче. Голос Миланы звучал естественнее. Переживания за героиню были острее. Милана, как всегда, играла на все 100%. А ведь моноспектакль это очень сложное представление. Одна на сцене. Одна... Прям как в стихах Ахмадулиной - "вся на виду, всё на виду, всё в этой роли одинокой". Из-за близости сцены и зала казалось, что она видит лица каждого зрителя. Нам, зрителям, была видна каждая черточка её красивого лица. Была видна даже игра света в её голубо-серых глазах. Казалось, что Милана заглядывает в глаза каждого зрителя, спрашивая, разве она не заслуживает быть просто любимой?! Да, сильнее сопереживаешь героине, когда все действо на расстоянии вытянутой руки. Но тот факт, что актриса - моя хорошая знакомая, придавало моим чувствам интересные оттенки. Я переживала ещё и за саму Милану. Меня весь спектакль охватывало двойственное чувство - восхищение её игрой, и переживание за её эмоциональный надрыв. Хотелось броситься на сцену, обнять её хрупкие плечи и сказать:
- Да не переживай ты так, родная! Это ведь театр!
И когда раздался звук звонка телефона и мужской голос откуда-то сверху, с потолка, произнёс - "Любимая моя, небесная моя..." я облегчённо выдохнула. Всё. Спектакль окончился.

Время пролетело быстро. Мы с Лейлой после спектакля ещё помаячили в вестибюле, хотелось какого-то продолжения, какого-то послесловия. Мы прошлись по вечерним улицам города. Дождались такси. И разъехались каждая в свою сторону, унося в сердце давно известную нам истину - как же мы, женщины, счастливы, когда в нашей жизни есть тот, кто время от времени говорит "любимая моя"...

Naila Huseyn zada
18.03.2023
Baku


Рецензии
О, да, ТЕАТР...
Давненько не бывал, надо исправить данное упущение.

С уважением Анатолий

Анатолий Меринов   03.06.2023 08:50     Заявить о нарушении
Анатолий,
Спасибо за отзыв! Люблю кино, но театр люблю больше. Желаю вам посмотреть какую нибудь постановку по душе.
С уважением,
Наиля

Наиля Тургуд   27.06.2023 22:55   Заявить о нарушении