Глава 147. Малер. Первая симфония

Густав Малер
Симфония №1 ре-мажор «Титан»
Российский национальный оркестр
Евгений Светланов (дирижер)

Krestjanin: В прошлом году исполнилось сто лет со дня смерти Малера. Третий канал Чешского радио (культурный), посвятил Малеру умопомрачительно много эфирного времени. Более двух недель можно было слышать передачи о нем и слушать его музыку. Чехи любят Малера и считают его своим композитором. И не зря ведь считают — все-таки родился он в самом сердце Чехии, на Высочине и основы музыкального образования получил тут же от чешских учителей.
В первых двух частях он смог звуками изобразить не просто Чехию, но именно Высочину. Кто там бывал и слышал Первую симфонию Малера, обязательно со мной согласится.

sir Grey: Удивительно напоминает мне в начале кусочек Чайковского в «Спящей красавице». В этой записи это примерно после восьмой минуты. А у Чайковского — в светлановской тоже записи на сайте — 2:13. Очень похожий оборот. А до этого у Чайковского в другом месте, чуть пораньше, долго-долго висела высокая нота. Так что если эти два фрагмента Чайковского объединить, получится Малер. Посмотрел, когда написано. Малер писал как-то два раза. Первый раз в 1884-88 гг., второй — 1893-96 гг. А Чайковский написал, как известно, в 1889.

Mikhail_Kollontay: А Шуберт тему из разработки первой части Малера написал еще раньше (ор.143).

sir Grey: Спасибо. Не могу пока понять, где у Малера начинается разработка, но какая чудесная песня. Я ее никогда раньше не слышал! А в ней не слышится ничего из «Сурка» Бетховена? Вторая фраза куплета. Восходящий такой пунктир? Сейчас пойду искать, где это в Малере, хотя хочется теперь все время слушать песенку.
Честно говоря, я не слышу. Может, не там слушаю? Или не так? Но еще раз спасибо за песню. А насчет Чайковского, думаете — глупость?

Mikhail_Kollontay: У Светланова это 8:57 (тихонько, у виолончелей), а потом надо уже следить за развитием этой темы.

sir Grey: Мучился, слушал (с удовольствием), но — я не слышу. И виолончели есть, и тема, но родства не слышу. Что-то самое-самое отдаленное. С Шубертом все без опечатки? 143? А это — Ваше наблюдение или известный факт?
С Чайковским — хорошо слышу близость, а здесь — нет.

Mikhail_Kollontay: Откуда же знать, писал об этом кто-то или нет. В принципе, влияния Шуберта на Малера сильны, скажем, в «Подмастерье» это совершенно очевидно, и вот об этом, помню, писалось. Но в симфонии просто тема из фортепианной сонаты Шуберта, то есть не как цитата, но весьма и весьма близко. Это у Шуберта первая часть, ля-минорная фортепианная соната, уже девятый или десятый такт. Про Чайковского ничего сказать не могу, сам — не замечал. Но по времени довольно близко, Чайковского Малер, в принципе, дирижировал....

sir Grey: И написал о нем:

«Здесь капельмейстер не какой-то средней руки, а гениальный»

Это уже другое совпадение? Помимо песни, еще и тема из сонаты? В этой же симфонии?

Mikhail_Kollontay: Почему песня? Соната ля минор, ор.143. Десятый такт первой части. Может, у него есть еще один ор.143, вот не знаю. Опус-то посмертный, кто знает, кто чего там напутал, Диабелли или другие какие люди. Еще раз: я об одной конкретной теме.

sir Grey: Так я смотрел D143, а это песня. И очень хорошая. А сонату я знаю, конечно, называю ее для себя «Картинки с выставки». Пока не понял, где совпадение с Малером, вечером обязательно послушаю. Точнее, завтра утром, потому что вечером не дают. Еще раз — повезло мне с песенкой D143!

Mikhail_Kollontay: Не D143, а Ор.143...

sir Grey: Ну, да, теперь я что-то слышу, когда до меня дошло, что это соната. Но Чайковский, как мне кажется, почти один в один. А что самое интересное, я ведь и в Песне что-то услышал! Было бы желание и настроение, и вся музыка — «одна великолепная цитата».


Рецензии