Мелодия. Муслим Магомаев. Комментарий

Ты - моя мелодия,

Я - твой преданный Орфей...

Дни, что нами пройдены,

Помнят свет нежности твоей.



Всё как дым растаяло,

Голос твой теряется вдали...

Что тебя заставило

Забыть мелодию любви?



Ты - моё сомнение,

Тайна долгого пути...

Сквозь дожди осенние

Слышу я горькое "прости".



Зорь прощальных зарево,

Голос твой теряется вдали...

Что тебя заставило

Предать мелодию любви?



Ты - моё призвание,

Песня, ставшая судьбой.

Боль забвенья раннего

Знал Орфей, преданный тобой.



Стань моей Вселенною,

Смолкнувшие струны оживи.

Сердцу вдохновенному

Верни мелодию любви!

 

 

Ты - моя мелодия,

Я - твой преданный Орфей...

Дни, что нами пройдены,

Помнят свет нежности твоей.

Загадка любви – одна из величайших загадок вмире. Откуда она берётся в человеке? Почему мужчина любит женщину, а женщина мужчину? Кто создал этот мир, создал людей, мужчин и женщин, и дал им способность любить? Для чего это было сделано, с какой целью? Почему любовь приносит столько радости, счастья и столько страданий?



Всё как дым растаяло,

Голос твой теряется вдали...

Что тебя заставило

Забыть мелодию любви?

В жизни любовь, счастье часто сменяются разочарованием, страданием и даже гневом. Почему жизнь устраивает так, что все мечты о счастье и любви тают, как дым? Человек, когда любит, в его душе, как будто звучит песня, он окрылён. Но неожиданно мелодия любви, которая доставляла столько счастья, обрывается, доставляя столько страданий человеку.



Ты - моё сомнение,

Тайна долгого пути...

Сквозь дожди осенние

Слышу я горькое "прости".

Женщина кинула любящего её мужчину, он страдает, ему кажется, что через осенние дожди его грусти он слышит её горькое «прости». Но у него появляется сомнение, что весь тот долгий жизненный путь, который он шёл ради этой мечты о чувственном счастье, воплощением которой была эта женщина, не являлся ли он напрасным, тот ли объект любви он искал, к которому надо стремиться?



Зорь прощальных зарево,

Голос твой теряется вдали...

Что тебя заставило

Предать мелодию любви?

Женщина появилась в жизни мужчины и исчезла, подобно солнцу, оставившему прощальное зарево. Голос, который он так любил, остался только в его памяти и теряется вдали. Мужчина не может понять, что же заставило его любимую женщину совершить предательство, ведь была такая прекрасная мелодия любви, она так звучала, доставляла им такое счастье?



Ты - моё призвание,

Песня, ставшая судьбой.

Боль забвенья раннего

Знал Орфей, преданный тобой.

Мужчина до сих пор думает, что эта женщина была его призванием, его судьбой, его песней, песней его души. Он воображает себя Орфеем, потерявшим свою любимую. И надеется всё еще вернуть её.



Стань моей Вселенною,

Смолкнувшие струны оживи.

Сердцу вдохновенному

Верни мелодию любви!

Мужчина хочет вернуть эту мелодию любви, чтобы вернулось вдохновение его сердцу, чтобы ожили струны его души, чтобы их любовь вернулась и охватила всю вселенную.

Когда олень в лесу громко ревёт, поёт, призывая свою супругу, в это время коварный и жестокий охотник подкрадывается к оленю и готов убить даже их обоих, и оленя, и олениху. Известна история, как махараджа Панду убил оленя и олениху одной стрелой, они оказались отшельником-брахманом и его женой.

Кришна в Бхагавад Гите говорит, что Он есть время, великий разрушитель миров. Во вселенской форме Господа Арджуна увидел множество, множество рук, голов, ртов, глаз и увидел, как все воины на поле битвы устремляются в Его пылающие зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нём.

Так устроена жизнь, судьба в образе времени уничтожает всё. Кришна предупреждает в Бхагавад Гите, что приход и уход счастья и страданий временны, подобно зиме и лету. Что никто не может быть вечно счастлив в этом мире, каждому придётся умереть, оставить тело. А там следующая жизнь, снова новые счастье и страдания, в зависимости от поступков в прошлой жизни.

Душа в этом материальном мире, раз за разом воплощаясь в человеческом теле, которое предназначено для осознания Бога, пытается наслаждаться мирским счастьем независимо, отдельно от Бога, и каждый раз жуёт уже пережёванное. Ведические писания предупреждают, что все попытки обрести вечное счастье в этом мире обречены на неудачу, все планеты вселенной являются местом страданий, где повторяются рождение и смерть. Если человек испытывает счастье, значит этому счастью придёт конец рано или поздно, и счастье сменит страдание. Кришна в Бхагавад Гите учит не привязываться к временному мирскому счастью, оно приходит и уходит, но необходимо твердо следовать по пути осознания Бога, в этом состоит предназначение человеческой жизни.

Один духовный учитель Билвамангал Тхакур в молодости был сильно привязан к одной проститутке. Страсть заставила его среди ночи, в сильный дождь и грозу, пробираться к ней через джунгли, полные хищных зверей, переплыть через реку, которая кишела змеями. И когда он добрался к своей возлюбленной, она удивилась, увидев его, и сказала: «Если бы ты с таким же упорством стремился к Кришне, к Богу.» После этого случая он оставил всё и двинулся в святое место, во Вриндаван, чтобы всю свою жизнь посвятить Богу. Но по дороге он снова привлёкся женщиной и, раскаявшись, выколол себе глаза. После этого он уже не привлекался женщинами и смог полностью посвятить себя Богу.

Майя, иллюзорная энергия Бога, является Его служанкой и работает под Его управлением. За ней, за Майей, стоит сам Бог, Кришна. Поэтому без помощи Бога, Кришны, никто не может её преодолеть. Только тот, кто полностью предался Богу, Кришне, способен вырваться из цепких когтей майи, Кришна просто приказывает Своей служанке отпустить предавшуюся Ему душу.

Мирская любовь мужчины к женщине, и наоборот, является отражением изначальной духовной любви души к Богу. Но под влиянием майи эта чистая любовь превращается в вожделение, стремление к эгоистическому наслаждению. Любовь к Богу означает, что человек наслаждается от того, что доставил удовольствие Богу, а кама, вожделение – это, когда человек забыл о Боге и наслаждается сам, наслаждает свой ум и чувства.

Стремление к наслаждению, кама, может быть личным и расширенным. Может расширяться до пределов семьи, сообщества, нации, страны и даже всего человечества. Но это ещё не любовь к Богу, если человек обрёл любовь к Богу, то он обретает и любовь ко всем живым существам. Потому что все живые существа - Его дети, и мы все – единая семья Бога.

Под влиянием майи мирская любовь может казаться очень возвышенной, но с духовной точки зрения мирская любовь основана на эгоизме, просто этот эгоизм может быть личным и расширенным до пределов семьи национальности, страны, нации. В данном случае любовь певца распространяется до пределов его возлюбленной. Он может пожертвовать своими чувственными наслаждениями ради её наслаждений. Патриот может пожертвовать своими чувственными наслаждениями, своей жизнью, ради своей страны, ради своих сограждан, ради своего народа.

Если человек привязан к своей семье, он может потихоньку воровать у других ради своей семьи. Если человек привязан к своему народу, то он с удовольствием грабит другие народы ради своего народа. Если человек привязан к своей стране, то ему плевать на то, что творится в других странах, своя рубашка теплее, ближе к телу. Если человек гуманист, он любит всех людей на земле, но он спокойно ест мясо коров и устраивает скотобойни.

Поэтому мирская любовь, даже расширенная на всё человечество, несовершенна, совершенна только чистая, бескорыстная любовь к Богу.

Изначально стремление любить и служить заложено в каждой душе, но изначально оно должно быть направлено на Бога, а значит на все живые существа. Но под влиянием иллюзии, майи, оно искажённо отражается в виде мирской любви и так называемого национализма, патриотизма, гуманизма. Патриот готов пожертвовать своими чувственными удовольствиями ради чувственных удовольствий граждан своей страны. Но истинная любовь, лишённая всякого эгоизма – это только любовь к Богу, только достигнув этого высшего совершенства, любви к Господу, человек становится способен любить весь мир, всех живых существ, не делить их на чужих и своих, не считать одних друзьями – других врагами, одних душами живыми – других неживыми и т.д.

В высшем духовном смысле мы все подобны женщине, предавшей своего мужчину, подобны предателям. Мы предали Бога ради собственных чувственных наслаждений, которыми нас поманила майа, иллюзорная энергия Бога. Эта песня – слова Бога по отношению к нам, мы забыли мелодию любви к Богу, предали её.

Тот, кто пришёл к Богу становится бхактой, по-русски преданным слугой (Богу), тем, кто понял, что он предан самим собой, преданным. Предав Бога, мы на самом деле, предали самих себя, свою истинную, изначальную природу вечного слуги Бога. Чтобы вступить на путь вечного счастья, на путь к Богу, человек должен осознать, что он предатель Бога, блудный сын, который предал Отца, что он подобен блудной женщине, предавшей своего любящего мужа, прельстившись побрякушками.

Миллионы лет и жизней мы скитаемся в этом океане самсары, рождения и смерти, в этом океане страданий. И это будет продолжаться до тех пор, пока в нас не проснётся эта мелодия любви к Богу.

Живые существа Бог в Бхагавад Гите называет пара пракрити, Моя высшая энергия. Самого Бога называют Пурушей, наслаждающимся. Также пурушей называют иногда и живое существо, находящееся в теле, но Господь – Парам Пуруша, Верховный наслаждающийся. Слово Пуруша – мужского рода, а слово пракрити – женского рода. Мы – энергия Бога, Он создал нас для Своего наслаждения, но мы захотели сами быть Богом, быть Господином, наслаждающимся, чтобы нам служили и отказались служить Богу. И поэтому Господь послал нас в этот мир, и здесь, под влиянием иллюзии, материальной энергии Бога, Майи, нам кажется, что мы наслаждаемся. Мы хотим быть Богом, быть наслаждающимся и эксплуатировать этот материальный мир для своего наслаждения.
Но на самом деле по своей изначальной природе мы – пара пракрити, высшая энергия Бога, мы созданы для наслаждения Бога, мы вечные слуги Бога и никогда не можем стать Богом. Как жена призвана служить мужу, так и мы, высшая энергия Бога, призваны служить Богу. Но жена, служа мужу, в ответ получает и служение мужа ей. Так и Господь, видя наше служение Ему, тут же откликается и служит нам.
Наша истинная природа не наслаждающегося, не Господина, а природа слуги, того, кто служит Богу. И то, что мы не понимаем этого, является коренной причиной нашего пребывания в этом материальном мире, мы будем в этом полном страданий мире, до тех пор, пока не исправимся, пока не вернёмся к своей истинной природе слуги Бога.


Рецензии