6. Характеристика, как государственного деятеля

6.1.  Сталин.
           Если говорить о государственном строительстве в целом, то это понятие настолько масштабно в своих различных проявлениях, что его не всегда возможно оценить объективно.  Приведу некоторые показатели.
За период с 1922 по 1940 год кратно увеличились следующие показатели:
Национальный доход (разница между ВВП и понесёнными затратами) – в 11 раз;
Продукция промышленности в целом – в 24 раза;
Производство средств производства – в 45 раз;
Производство предметов потребления – в 14 раз;
Валовая продукция сельского хозяйства – в 2,1 раза.
Рост ВВП на душу населения.  В 1928 году приблизился к довоенным показателям 1913г.. К  1940г он вырос в 6 раз. За время войны этот показатель снизился, но к 1956г.  его рост составил в 21 раз. Несмотря на смерть Сталина в 1953 году построенная им система работала без сбоев ещё несколько лет. Да и сейчас оказывает влияние на постсоветском пространстве.
     Итак, два важнейших демографических показателя -  средняя продолжительность жизни и рост численности населения показывают, что не смотря на репрессии и голод в 1932-33-м годах, они выросли на 6% и 18%. Эти показатели зависят от состояния здравоохранения (в том числе профилактики), здорового образа жизни, качества питания, уровня рождаемости и уровня смертности. По состоянию сельскохозяйственного производства мы видим, что оно значительно отстаёт от роста промышленности. Поэтому о существенном увеличении качества питания говорить не приходится. Следовательно, выросло качество здравоохранения и здоровый образ жизни.
       Что касается промышленности. То здесь рост просто феноменальный. Многие отрасли промышленности были созданы с нуля. В том числе и наукоёмкие, а это отражает и состояние науки.
       Именно созданная под руководством Сталина промышленная база наряду с героизмом советского народа позволили победить в самой страшной войне за всю известную историю человечества. Здесь нужно отметить, что значительная часть сельскохозяйственного, промышленного и научного потенциала Советского Союза на момент начала войны находилась на Украине.  И этот момент несомненно был учтён Гитлером в его плане блицкрига. Перепрофилирование его на нужды Германии позволяло надеяться на быструю победу.
       Но Сталин сумел должным образом отреагировать на эту угрозу.     Многие предприятия были вывезены на Урал. Остальные взорваны или повреждены. Действия же подполья на оккупированной территории осложняли немцам восстановление этих предприятий. После войны большинство западных экспертов оценивало возможность восстановления народного хозяйства СССР на довоенном уровне не ранее, чем через 50 лет. Однако уже  к смерти Сталина в 1953г. Многие важнейшие экономические показатели превышали довоенные.  Эвакуация на восток многих крупнейших предприятий из европейской части СССР  позволило не только в значительной мере сохранить промышленный потенциал страны, но и дало мощный толчок развитию Урала и Сибири после окончания войны.
       Экономическому развитию не только СССР, но  и стран восточной Европы способствовало создание в 1949году Совета по Экономической Взаимопомощи (СЭВ).  В то же время ядерная программа под руководством Л.П.Берии позволила не только сдержать агрессию бывших союзников, но и стала основой для использования атома в мирных целях.
     Если до войны основное внимание Сталин уделял промышленному развитию страны зачастую в ущерб  развитию сельского хозяйства, то после голодовки 1947 года он был вынужден обратить внимание и на эту сферу.
    Был принят «Сталинский план преобразования природы», в рамках которого  в степных районах страны было высажено огромное количество деревьев и созданы лесозащитные полосы, уделялось внимание разведению рыбы в ставках и т.д. Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %. Также в результате роста капиталовложений в сельское хозяйство и улучшения технической оснащённости колхозов и совхозов удалось создать прочную кормовую базу для развития животноводства (значительную роль в этом сыграли машинно-тракторные станции). Производство мяса и сала в 1951 г. по сравнению с 1948 г. возросло на 80 %, в том числе свинины — на 100 %, производство молока — на 65 %, яиц — на 240 %, шерсти — на 50 %.
      На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что Сталин являлся одним из ярчайших примеров государственного деятеля за всю историю человечества. При этом нужно помнить, что методы осуществления его планов были крайне жёсткими, что навряд ли соответствовало интересам народа. Маховик репрессий, раскрученный Сталиным в целях сохранения личной власти привёл к огромному количеству неоправданных жертв среди населения.
6.2. Гитлер.
   Чтобы охарактеризовать Гитлера, как государственного деятеля, давайте вспомним, что он делал для Германии:
 1. Выход из военных статей Версальского договора, ограничивающего военные усилия Германии. Стотысячный рейхсвер был превращён в миллионный вермахт, созданы танковые войска и восстановлена военная авиация. Был отменён статус демилитаризованной Рейнской зоны. Разрабатывались новейшие образцы военной техники, пересматривались методы ведения боевых действий с учётом её широкомасштабного использования.
 2. Резко сокращена, а затем ликвидирована безработица.
 3. Развернулись широкомасштабные акции по гуманитарной помощи нуждающемуся населению. Поощрялись массовые культурные и спортивные празднества. Пропагандировались здоровый образ жизни, занятия спортом, значительно выросла рождаемость.
4. Реконструировалась промышленность, развернулось большое строительство, создавались стратегические резервы.
5. Были запрещены сначала коммунистическая, а затем социал-демократическая партии. Ряд партий были вынуждены заявить о самороспуске. Были ликвидированы профсоюзы, имущество которых передано нацистскому рабочему фронту. Противники новой власти без суда и следствия отправлялись в концентрационные лагеря.
5.  Важной частью внутренней политики Гитлера являлся антисемитизм. Начались массовые преследования евреев и цыган. 15 сентября  1935  года были приняты Нюрнбергские расовые законы, лишавшие евреев  гражданских прав; осенью 1938 года был организован общегерманский еврейский погром (Хрустальная ночь). Развитием этой политики спустя несколько лет стала операция «эндлёзунг» (окончательное решение еврейского вопроса), направленная на физическое уничтожение всего еврейского населения. Эта политика, которую Гитлер впервые продекларировал ещё в 1919 году, увенчалась геноцидом еврейского населения, решение о котором было принято уже во время войны.
    Напомним, что журнал Time назвал Гитлера «человеком 1938 года».
    Мы видим, что все вышеперечисленные действия вполне ложатся в канву идеологических воззрений Гитлера и большинство из них действительно усиливали Германию и способствовали повышению жизненного уровня народа. Сюда можно отнести даже нацистскую пропаганду и преследование евреев и инакомыслящих. Ведь никем не оспаривается, что наилучший способ сплочения народа – это поиск внутреннего или внешнего врага и консолидация народных масс для отпора. При этом не имеет значения вымышленная это угроза или реальная. А народ, сплочённый вокруг одной идеи, вне зависимости от её содержания, действительно способен «горы свернуть»  И мы видим, что подобные методы до сих пор применяются в разных странах и дают нужный результат. Но необходимо отметить, что результат этот достаточно кратковременный по историческим меркам.
       Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь Гитлер был идеологом, а государственником лишь во вторую. Ведь все силы и возможности государства лелеялись им лишь для реализации собственных идеологических построений. Другой вопрос, что по многим параметрам идеи и методы Гитлера до некоторых пор действительно приносили пользу Германии и немецкому народу.

6.3.  Наполеон.
      
    22 декабря 1799 года после принятия Конституции, Бонапарт стал первым консулом, а вторым и третьим консулами – Камбасерес и Лебрен. По сути, они никакой власти не имели и обладали лишь правом совещательного голоса. Права первого консула были закреплены неясно: «Первый консул наделен особыми функциями и полномочиями, которые он может временно дополнять в случае надобности при помощи своих коллег». Это означало, что права Наполеона были неограниченны.
      Уже на этой должности он создал сложную систему с расщеплением законодательной власти на 4 органа: Сенат, Трибунат, Законодательный корпус и Государственный совет. Причём их функции были распределены таким образом, что они не имели реальной самостоятельности и всецело зависели от Наполеона. Таким образом, он сосредоточил в своих руках законодательную власть.
      Что касается исполнительной власти, Бонапарт оставил деление Франции на департаменты, но теперь во главе каждого департамента должен был стоять префект, назначаемый министром внутренних дел. Министр в свою очередь назначался первым консулом. Таким образом, исполнительная власть также была полностью сосредоточена в руках Бонапарта.
     Реформировал он и судебную власть. Упразднялся суд присяжных. Так как он по своей природе противоречил диктатуре.
     После того, как были закреплены полномочия Бонапарта, он сразу же взялся за решение проблем внутри страны. Директория оставила после себя пустую казну, взяточничество в огромных масштабах, разгул бандитизма и мятежи роялистов в Вандее. Наполеон действовал решительно. Его методы можно осуждать за антидемократичность и жесткость, но они были необходимы для установления порядка. Первым делом Бонапарт запретил свободу печати. Из 73 газет, выходивших в Париже, 60 были закрыты. 13 оставшихся (из которых через время закрыли еще 9) были поставлены под строжайший контроль полиции.
      Полиции Наполеон придавал большое значение. Фактически была создана целая полицейская сеть, которая охватывала всю страну. Ее можно сравнить с КГБ в Советском Союзе. Благодаря жестким мерам, была решена и проблема бандитизма. Преступников убивали на месте, казнили и тех, кто им помогал прямо или косвенно.
     Не забывал Бонапарт и о роялистских мятежах в Вандее. По отношению к роялистам он действовал иначе. Обещал амнистию всем, кто сложит оружие. Одновременно с этим Наполеон решил договориться с одним из наиболее грозных лидеров мятежников – Жоржем Кадудалем. Он предложил ему должность генерала, но Кадудаль отказался. Однако, потерпев поражение в январе 1800 г. от правительственных войск, он не мог уже действовать так активно и вынужден был довольствоваться нападениями на небольшие группы солдат. Другой вождь мятежников, Фротте, был взят в плен и расстрелян. В итоге основные силы мятежников были подавлены, и Бонапарт сосредоточился на другой проблеме – коррупции.
    Министром финансов был назначен профессионал в своем деле – Годэн. Была введена новая система налогообложения, где решающее значение придавалось не прямым, но косвенным налогам. Такая система поощряла предпринимательство и давала больший доход. Вместе с этим жестко наказывались казнокрады, даже если их вина не была доказана напрямую, но имелись косвенные доказательства. Благодаря этим мерам финансовое положение Франции довольно быстро удалось поправить.
       Уже в самом начале правления Бонапарта начали прослеживаться характерные черты его политики. Во-первых, он привлекал к делу настоящих профессионалов, не зависимо от их надежности и политических взглядов. К таковым относился и консервативный Годэн, и хитрый интриган Фуше, и даже один из наполеоновских маршалов Бернадот.
      Как и любой другой режим, бонапартистский нуждался в опоре. Причём для устойчивости их должно быть не менее трёх. С армией все понятно, она всегда и во всем поддерживала своего генерала, являлась самой надежной опорой Наполеона. Да и сам полководец в первую очередь полагался на своих солдат. «Большие батальоны всегда правы» - любил говорить он.
      С буржуазией дело обстояло сложнее. Чтобы завоевать ее симпатии, необходимо было предпринять определенные шаги, что Бонапарт успешно и сделал. В его правление были созданы все условия для беспрепятственного наращивания капитала. Это и новая система налогообложения, по которой основное бремя налогов ложилось на широкие массы, и учреждение 6 января 1800 г. Французского банка, который стал одним из наиболее долговечных творений Бонапарта.
     Последовавшие вскоре несколько заговоров и покушений дали Наполеону предлог, чтобы избавиться от внутренних врагов, в первую очередь якобинцев. Следующим его шагом стало налаживание отношений с церковью. В 1801 г. было подписано соглашение между первым консулом и папой Пием VII. Основные положения: католицизм провозглашался религией большинства французов, разрешались богослужения по всей стране, взамен папа отказывается от требований на конфискованные у церкви при революции земли, священнослужители назначаются государством и лишь затем получают посвящение в сан от папы.  Теперь у режима была дополнительная опора – религия. В то же время каких-либо серьезных уступок церковь не получила, политической власти она не имела никакой, земли тоже остались у государства, даже сановников, и тех назначала светская власть.
      Следующим шагом стало создание ордена Почетного легиона, который существует до сих пор. После революции были запрещены все монархические знаки отличия, и стал вопрос о награждении людей за заслуги перед Францией. Нужно было дать людям какой-то стимул, и учреждение ордена стало этим самым стимулом. Закон об ордене Почетного легиона встретил значительное сопротивление в Законодательном корпусе и был принят 19 мая 1802 г., с разницей всего в 6 голосов между «за» и «против». Многие считали этот закон шагом к созданию новой элиты, что противоречило принципам революции. Но кто бы что ни говорил, а элита была всегда, при любой форме правления. В конечном счете любая революция – это смена правящей верхушки, и французская революция не была исключением. В нашем случае аристократию сменила буржуазия. Именно она сделала революцию, чтобы получить власть, и получила. Наполеон прекрасно это понимал, а потому и взял курс, ориентированный на собственников. Все его реформы были направлены либо на укрепление личной власти, либо на укрепление положения буржуазии, что тоже способствовало укреплению его власти, ведь собственники были опорой режима. Исключением не стала и, пожалуй, основная реформа Бонапарта – Гражданский кодекс или Кодекс Наполеона. Он также  был направлен на укрепление положения буржуазии, была провозглашена неприкосновенность частной собственности, равенство гражданских прав для всех. Именно под гражданскими правами Бонапарт понимал слово равенство и обеспечил это равенство в соответствии со своим пониманием. С многочисленными поправками Кодекс действует до сих пор. И в этом нет ничего удивительного, Кодекс Наполеона, защищающий в первую очередь интересы буржуазии, хорошо вписывается в современное капиталистическое общество. Помимо основного кодекса был ряд других реформ.
     Промежуточным шагом на пути к абсолютной власти было объявление Наполеона пожизненным консулом. 18 мая 1804 г. Сенат вынес постановление, дающее Наполеону титул наследственного императора французов. Решение Сената Бонапарт хотел закрепить плебисцитом с одной стороны и участием в коронации папы римского с другой. Пий VII, конечно, не очень-то хотел ехать в Париж, он вообще относился к правителю Франции с пренебрежением, но страх победил, и папе не оставалось ничего другого кроме как согласиться. Торжественная церемония состоялась 2 декабря 1804 г. в Нотр-Даме. Во время коронации произошел один интересный эпизод. Когда папа собирался надеть корону на голову императору, Наполеон вырвал ее и сам себя короновал. Это был символический жест – Бонапарт показывал, что никому не обязан своим титулом, что он сам провозглашает себя императором. В тот же день Франция из республики превратилась в империю. С тех пор от революции осталось только одно напоминание – революционный календарь, но и это напоминание Наполеон устранил в 1806 г., вернувшись к традиционному Григорианскому календарю.
       Таким образом, можно сделать вывод, что Наполеон являлся не только талантливым полководцем, но и успешным государственным деятелем. Хотя большинство его реформ так или иначе были направлены на укрепление личной власти.


Рецензии