почему же лидеры G7 не инвестируют в мир?

Война повсюду, так почему же лидеры G7 не инвестируют в мир?
***

Перевод с английского языка.
Автор: Джонатан Коэн - исполнительный директор миротворческой неправительственной организации "Ресурсы примирения".
Опубликовано 18 Мая 2023 Года
***
19 мая лидеры богатейших стран мира встретятся на саммите G7 в Хиросиме, крупнейшем из двух городов, разрушенных атомными бомбами в 1945 году.
Японское правительство надеется, что, “показав миру силу восстановления Хиросимы … Япония может еще раз подчеркнуть ценность мира”.

С учетом того, что кровавый конфликт в Эфиопии остался позади,Украина и Судан находятся на грани гражданской войны, мир редко казался таким хрупким.


Тем не менее, от дипломатов и миротворцев всего мира не ускользает тот факт, что во времена конфликтов и потрясений поддержка дипломатии и урегулирования конфликтов ослабевает.

Конечно, войны обходятся дорого и часто оправдываются теми, кто в них участвует, как лучший способ добиться прочного мира. Они обещают, что “террористы” будут побеждены, “родные земли” будут созданы, восстановлены или защищены, и на этом все закончится. Но, конечно, этого никогда не бывает.

Как мы наблюдаем в Украине, конфликт приводит к длительному разрушению зданий, сообществ, тел и умов. Прекращение насилия путем некоторой капитуляции или, что более вероятно, с трудом достигнутого мирного соглашения - это скорее начало, чем конец длительного, интенсивного и восстановительного процесса построения функционирующего, сплоченного общества и устранения обид, которые в первую очередь привели к войне. Предотвращение конфликтов требует такого же уровня инвестиций.

Тем не менее, несмотря на снижение уровня миролюбия во всем мире в течение 10 из последних 14 лет, институциональное финансирование миростроительства во многих странах сокращается.

Недавний брифинг Saferworld и Корпуса милосердия показывает, что расходы Великобритании на гражданское миростроительство, предотвращение и разрешение конфликтов резко сократились на 300 миллионов долларов в период с 2016 по 2021 год.

Ранее в этом году правительство Швеции, которое предоставляет значительное основное финансирование многим организациям по миростроительству, объявило о 40-процентном сокращении своей стратегии устойчивого мира, несмотря на то, что экономика страны вырастет на 2,4 процента в 2022 году.


Но куда идут все эти деньги? Там, где они не перенаправляются на размещение беженцев в странах-донорах, большая часть этих денег направляется на оборонные бюджеты, которые достигли своего самого высокого за всю историю уровня в 2022 году и будут расти и дальше даже в реальном выражении.

В марте Соединенное Королевство объявило об увеличении расходов на оборону на 13,7 миллиарда долларов в течение следующих пяти лет.

Расходы на оборону в Центральной и Западной Европе выросли до уровня, невиданного со времен Холодной войны.

Швеция, уже увеличившая свои расходы на оборону на 17 процентов до 8,7 миллиарда долларов в 2023 году, планирует тратить до 13,4 миллиарда долларов ежегодно к 2028 году, а Япония пообещала удвоить свои военные расходы до целевого показателя НАТО в 2 процента от валового внутреннего продукта (ВВП).

Эти изменения в расходах отражают изменение политических расчетов среди стран, которые в предыдущие годы были крупнейшими сторонниками и финансистами программ миростроительства и предотвращения конфликтов.

Во многом это связано с растущей обеспокоенностью по поводу реальных и предполагаемых угроз, которые Россия и Китай могут представлять для глобальной безопасности. СВО РФ в Украине стало шоком для мировой системы.

Многие западные страны ввели против РФ жесткие экономические санкции.
Тем временем военные маневры Китая вокруг Тайваня и Южно-Китайского моря вызвали опасения насильственной конфронтации.

Эти проблемы геополитической безопасности трудно переоценить. Тем не менее, они также не должны определять, как мир понимает каждый другой конфликт или кризис, или отвлекать внимание от других неотложных глобальных приоритетов, таких как предотвращение конфликтов, гендерное равенство или изменение климата. Когда эти более серьезные проблемы рассматриваются исключительно через призму геополитики, правительства прибегают к военным инструментам и средствам обеспечения безопасности, которые имеют ограниченное применение и слишком часто приводят к контрпродуктивным последствиям.


Население, живущее в эпицентре конфликта, несет на себе основную тяжесть его последствий, но в их руках также находятся ключи к будущему миру. Отдельные лица, группы, сети и сообщества ежедневно помогают деэскалации и предотвращению конфликтов в таких местах, как Центральноафриканская Республика, Филиппины и Южный Кавказ. Сокращать скудные ресурсы, доступные им и тем, кто их поддерживает, недальновидно и безрассудно.

Мы просто не можем позволить, чтобы это произошло.

По оценкам Всемирного экономического форума, в 2019 году насильственные конфликты обошлись миру в 14,4 трлн долларов, при этом 10 процентов мирового ВВП было потрачено на причинение и последующее устранение причиненного ущерба. Большая часть расходов приходится на военные расходы, которые в прошлом году впервые превысили 2 трлн долларов. В то же время, по оценкам Всемирного банка, насильственные конфликты являются причиной 80 процентов всех гуманитарных потребностей.

Предотвращение конфликтов и построение мира по сравнению с этим - выгодная сделка, хотя вряд ли это предсказуемое или легкое направление работы. Поскольку в Хиросиме начинаются встречи "Большой семерки", лидеры должны сделать все, что в их силах, чтобы гарантировать, что эта новая эпоха геополитики также не станет эпохой, запомнившейся в первую очередь насилием.

Прежде всего, они должны сделать мир политическим приоритетом для своих правительств и на мировой арене. Это означает надлежащее инвестирование в глобальный арсенал миростроительства.

Необходимо увеличить количество и квалификацию экспертов по конфликтам в посольствах и столицах, чтобы гарантировать, что долгосрочные партнерские отношения в области миростроительства с местным и международным гражданским обществом могут оказать долговременное и решающее воздействие на пострадавшие общины.

Однако это также требует от правительств совместной работы по поддержке и формированию амбициозной, объединяющей “Новой повестки дня для мира” в Организации Объединенных Наций.


Во-вторых, в рамках подготовки к COP28 в ноябре этого года страны G7 должны убедиться, что глобальные меры реагирования на изменение климата используются таким образом, чтобы способствовать смягчению последствий, а не разжиганию насильственных конфликтов. Изменение климата и утрата биоразнообразия тесно связаны с конфликтами и гендерным неравенством.

Тем не менее, ответные меры на это, которые часто по необходимости являются радикальными, могут искоренить и преобразовать экономику, места и общества таким образом, что это может усилить напряженность и бередить старые раны и разногласия.

Но самое главное, политики по всей G7 должны отстаивать интересы построения мира и инвестирования в международное развитие среди своих собственных избирателей.

Министр развития Великобритании заявил на прошлой неделе, что политики не стали бы “возиться” с финансированием гуманитарной помощи, если бы 70 процентов населения поддержали это.

Тем не менее, в опросе, проведенном Conciliation Resources в 2017 году, 71 процент респондентов согласились с тем, что “миростроительство играет жизненно важную роль” в прекращении насильственных конфликтов. Такое мнение было отражено в опросах, проведенных в других странах: 74 процента в США, 77 процентов в Японии и 82 процента в Германии.

Миростроительство пользуется поддержкой населения и работает, когда ему оказывают терпеливую поддержку и внимание. Мы наблюдали это в Колумбии, на Филиппинах, в Южной Африке и Северной Ирландии, которые в этом году отмечают 25-летие соглашения Страстной пятницы/Белфаста.

Во времена войны самое время нам более серьезно отнестись к миру.


Рецензии