Актриса

Гастроли Национального академического театра имени Янки Купалы - это всегда приятная встряска для провинциальной публики. Столичные спектакли заинтересовали меня ещё и тем, что представилась возможность увидеть на сцене молодую актрису, не так давно покинувшую гродненский театр ради минского, - Юлианну Михневич. Вероятно, кто-то из более зрелых или маститых актёров пожмёт плечами и вздохнёт, сокрушаясь: "Ну вот, ещё и сыграть как следует ничего не успела, а уж столько внимания!.."

Однако меня Юля сразу расположила к себе и внешностью (а для актрисы это очень немаловажно), и выразительностью речи, когда в день празднования юбилея Гродненского драмтеатра я впервые её увидела. Удивительное дело, но не менее сильное впечатление эта тоненькая девочка в розовом платьице произвела тогда на присутствовавших в зале художественного руководителя купаловского театра Валерия Раевского и народную артистку республики Лилию Давидович, которые и пригласили потом Юлю приехать в Минск "показаться".

Так она стала актрисой ведущего театра республики. К этому времени Юле исполнилось 22 года, но она уже успела поработать не только на гродненской, но и на бобруйской сцене, заочно окончить Академию искусств. Успела выйти замуж, родить дочку, развестись. И найти мужчину, рядом с которым чувствует себя уверенно и легко.

Спустя полгода после зачисления в столичную труппу, на республиканском фестивале театральной молодежи, который проходил в Гродно, Юлю Михневич наградили дипломом за исполнение главной роли в спектакле театра имени Янки Купалы "Парфён и Александра". Это был первый триумф и первое публичное свидетельство, что в столичный театр её взяли не зря.

...Мы договорились о встрече накануне гастрольного спектакля купаловского театра в Гродно. Заканчивалась репетиция "Пирамиды Хеопса", в которой заняты всего четыре актера, среди них такие мэтры, как Геннадий Гарбук, Лилия Давидович, Николай Кириченко. И вместе с ними - Юлианна Михневич. Ответственное партнерство.

Забегая вперёд, скажу, что пьеса молодого драматурга Юрия Ломовцева излишне мрачна и затянута. Лучшее, что в ней есть, - несколько монологов, которые трогают, и считанное число реплик, вызывающих смех. Остальное довольно надуманно и преувеличенно. Неужели у нас больше нечего ставить?..
Юля, на мой взгляд, держалась на сцене натурально, весьма профессионально подыгрывая своим известным коллегам.

А вот о чём нам удалось поговорить между репетицией и спектаклем...

- Мне было три с половиной года, когда я впервые вышла на сцену в спектакле Гродненского драмтеатра "Прости меня". Мама удивляется: "Не может быть! Неужели ты помнишь?!" Помню. Николай Геннадьевич Емельянов, ныне заслуженный артист республики и директор Гродненского театра, играл моего отца. Дело было во время войны, я навещала его в госпитале, выходя на сцену в каких-то стоптанных ботиках и рваненьком пальтишке.

Мои родители - актёры, и ни о чем другом для себя, кроме театра, я никогда не думала.

- И не мечтали сниматься в кино?

- Ничуть. Как-то в Минске меня пригласили на телевидение, сняли сюжет для программы "Арт-клуб", но как же неуютно я там себя чувствовала! На сцене - совсем другое дело!

- Школу вы оканчивали в Гродно. Былые одноклассники, зная о гастролях, придут сегодня в театр на ваш спектакль?

- Мои одноклассники, возможно, даже не знают, что я стала актрисой. Честно говоря, класс у нас был совсем не дружный, а может, это время такое было. Потому что у моей младшей сестры, например, очень хороший класс. Но моя единственная подруга, надеюсь, придёт на спектакль. А ещё придут мама, бабушка и дочка Анюта, ей три года.

- Она не будет из зала вступать с вами в переговоры?

- Нет, она знает, как надо вести себя в театре.

- Трудно ли было вливаться в новую труппу, тем более столичную?

- Меня очень хорошо приняли, особенно старшее поколение и мужчины. Дали четыре роли, причем две из них - главные. Это очень неплохо для начала.

 - А с белорусским языком не было проблем? Всё-таки гродненский театр работает в основном на русском...

- Да, с языком поначалу было тяжело. Но сейчас я много читаю, учу обороты, выражения. Хотя свободно говорить, отрываясь от текста роли, или, положим, давать интервью по-белорусски еще трудно. Мне очень помог с языком Геннадий Михайлович Гарбук в "Парфёне и Александре". Основные сложности - с ударением. Очень хорошо знает белорусский и подсказывает мне Лилия Михайловна Давидович. Во время читок мы устраиваем настоящие языковые разборки.

- В гродненском театре вы сыграли Клею в "Лисе и винограде". Помню, я сильно удивилась, узнав, что эту роль доверили начинающей актрисе. Когда-то в Ленинграде мне посчастливилось увидеть "Лису и виноград" с уже известными Натальей Теняковой и Сергеем Юрским в главных ролях. Не жалеете о Клее, оставленной в Гродно?

- Жалею о том, что играла её не так, как могла бы и хотела сейчас. Но такова уж актёрская участь: работа над ролью продолжается бесконечно. И всякий раз понимаешь её немного по-другому, находишь какие-то новые акценты, придумываешь более убедительные мотивировки. Тем, наверное, и хорош театр, что позволяет актеру совершенствовать роль.

Иногда на сцене мне вдруг начинает казаться, что вот сейчас я провалюсь, не справлюсь!.. Жуткое ощущение! А всё потому, что не знаю, не понимаю, почему моя героиня поступает и говорит именно так!..

- О каких ролях вы мечтаете?

- Это, наверное, ужасно, но я хотела бы сыграть две совершенно противоположные натуры: монашку и убийцу. Пока я одинаково не могу понять психологию женщины, уходящей в монастырь, и - решившейся на убийство. Что их толкает на это? Думаю, если мне придется когда-нибудь работать над этими образами, я смогу понять.

- Чем вы занимаетесь за кулисами или в гримёрке в паузах между выходами на сцену? Чем вообще можно в это время заниматься?

- Обычно я просто сижу, подкрашиваюсь, поправляю волосы. Думаю... Но не люблю проводить время за пустой болтовней.

- Какой у вас режим, из чего складывается день?

- Дом и театр, больше ничего. Иногда, случается, и весь день проторчишь в театре. Но когда я возвращаюсь домой, там полный порядок: убрано, уютно, приготовлен ужин. Все это делает Владас. Он старше меня на пятнадцать лет, и во многом благодаря ему я смогла понять отношения героев, между которыми тридцать лет разницы, и сыграть в "Парфёне и Александре" роль, принёсшую мне успех.

- Вам приходилось сталкиваться с завистью? Как её можно погасить - в себе и в других?

- Мама учила меня никому не завидовать. Потому что зависть перебивает настроение, устремления. Она просто отвлекает и забирает силы. А на зависть других лучше не обращать внимания. Хотя некоторых настолько раздражает чужой успех, что при встрече они даже не в силах поздороваться.

Может быть, я по-настоящему с этим ещё не столкнулась, но пока я никому не завидую. Знаю себе цену, а если вижу в чем-то конкурентов или соперников, стараюсь больше работать, совершенствоваться. С актёрами старшего поколения я, конечно, не соперничаю - только учусь у них.

- В Минске вы сейчас снимаете комнату. А может ли актёр столичного театра заработать деньги на собственную квартиру?

- Того, что я получаю, хватает только на питание, и это при том, что я очень экономная хозяйка. На квартиру мне самой ни за что не заработать, разве что взять кредит. И на дорогие наряды пока тоже не остаётся...

- Да, но на театральном фестивале вы были в очень красивом длинном платье - просто леди...

   Юля улыбается:

- Это подарок мамы.

----------------------------
На снимке Юля Михневич с дочкой Анютой.
Фото из архива актрисы.


Рецензии
Приветствую Вас, Татьяна!
Интервью получилось объёмным, но интересным. Прежде всего вопросами, которые Вы задавали актрисе. Они охватывают жизнь со многих сторон, не только касающихся сцены. Само собой - интересны ответы. Они часто неожиданные.
Охватывают ту сторону жизни, о которой никогда не думал.
А в целом, судя по ответам, жизнь актёрская совсем даже не интересная. Хоть и разнообразится она тем, что играть приходится в различных и многих спектаклях. Что каждый выход на сцену - события и волнения.
Что от роли к роли идёт совершенствование.
И всё же беден мир актёра. Конечно, по сравнению с журналистской. С ней, мне кажется, вообще никакой не сравниться. А уж тут - кто для чего создан. Нет ни зависти, ни подражания. Просто сравнение.
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   29.05.2023 06:58     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Василий! Заставили улыбнуться и порадоваться в ответ на ваше сравнение мира актёров и журналистов. Хотя в этих профессиях есть и общее: там и там приходится жить чужими жизнями, интересами и проблемами, там и там ради публики (зрителей и читателей) и, конечно, ради самовыражения. И очень верно - каждый выбирает то, куда тянет тебя твоя натура.
Короче, виват журналистика!
Пусть вдохновение вас не покидает.

Татьяна Никитина 7   29.05.2023 19:58   Заявить о нарушении