Право в иерархии социальных ценностей

Право в иерархии социальных ценностей

В статье рассматривается соотношение вопроса о том, «что такое право» и «что есть истина»; при этом  подчеркивается, что если целью разума является истина, то целью философии права является поиск истины о праве.
Ключевые слова: право, истина, закон, государство, мораль.
Рим не стал создателем  философских  школ, как это  происходило в Древней Греции, но зато создал свою систему права. Изучение права начинается обычно с изучения курса римского права – системы  права, существовавшей  в Древнем Риме. Оно включало частное право и публичное право. Содержало стройную разработанную систему  норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав.
Философия права начинается с возникновения идей об объективной природе и смысле права. Эти идеи стали основой для  всех последующих концепций о взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости. Философско-правовые исследования восходят к  истокам философии и юриспруденции.
С точки  зрения позитивного права вся истина о праве в самом позитивном праве, под которым имеются ввиду все властно-признанные источники действующего права, официально установленные, наделенные законной силой. Проблема соотношения права и закона и обозначает предметную область философии права [См.: Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М., 2004. с. 8.].
Уже в античной философии активно обсуждались такие проблемы философии права, как соотношение права и справедливости,  права и закона, права и силы, о месте права в иерархии  социальных ценностей и др. Значительное  место философия права занимала в философии эпохи Просвещения (доктрина естественного права) и в немецкой классической философии («Философия права» Канта и Гегеля), выступая как форма социальной философии, обосновывавшей  определенный общественный и государственный строй [Философский энциклопедический словарь.  М., 1983. с. 734.].
С конца XVIII в. философы права (прежде всего, во Франции и др. странах) осознают свою работу как важнейший компонент Просвещения. Свою задачу они видели в том, чтобы разъяснить каждому человеку и гражданину ценность и прирожденное достоинство права, продемонстрировать  опасность  гражданской безответственности и нигилистического отношения  к законности, «чтобы уважение к правам стало непременной частью  цивилизованного этического кодекса» [Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной.   М., 2003. с. 497.].
Вопрос о том, «что такое право», имеет для философии права такое же фундаментальное значение, как  для философии вопрос «что есть истина». И как основной вопрос философии «что есть истина» остаётся всегда открытым и актуальным, так и вопрос, «что такое право» тоже  всегда открыт для исследования.
Целью разума является истина, и философия права занята поисками истины о праве. Философско-правовые вопросы в соотношении с другими видами права и способами изучения проблемы являются высшей  духовной формой познания права.
Философия права является высшей формой проявления (и закрепления) экзистенциального бытия. Вопрос о соотношении права и закона, об отождествлении или различении их, также имеет существенное значение для понимания предмета.
Столь большое по объёму понятие как «правовая норма», по сути, совпадает с объёмом всего действующего, официального, позитивного права. Именно в эпоху складывания абсолютизма для  утверждения монопольных позиций государственного законотворчества, право стали понимать как совокупность  властно установленных норм для общественного регулирования.
Мораль и право. Если первое отвечает на вопрос что такое хорошо и что такое плохо, то второе указывает – что можно, что нельзя. Когда мы задумываемся о соотношении этих понятий, то вероятнее всего, приходим к простому выводу: из морали (из общепринятых норм) вышло право (норма-закон), не наоборот. Но это  есть, скорее, проявление норм обычного права, чем законодательно закреплённого. Авторитетное суждение юриста Павла в римском праве звучит так:  «Не из правила выводится  право, но из существующего права  должно быть создано правило» [См.: Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М., 2004.  с. 51.]. Другими словами, право (как закон) тогда становится действующим правом (законом), когда  его  соблюдение становится  всеобщим правилом.
Особо следует сказать о такой отрасли, как гражданское право: «Гражданское право занимает одно из центральных мест в системе российского права (надо полагать, не только российского – В.Г.). Эта отрасль  регулирует  большую часть отношений, возникающих в гражданском обществе. Под гражданским обществом наряду с государственными институтами власти и управления понимается  совокупность социально и экономически независимых субъектов, инициативно осуществляющих различные виды деятельности в своих интересах и в интересах общества. Государство не вправе вмешиваться в сферу жизни  и деятельности  участников гражданского общества  иначе, как осуществляя свои функции в рамках закона» [Гражданское право. Учебник  для вузов. Часть  первая. Под общ. Ред.Т.И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998. с. 1.].
Двигаться вперед, значит, идти  от  незнания к знанию, как от тьмы к свету. Уметь отказаться от того, что не нужно, это, по сути, и значит идти верно; подобно тому, как выражения, ставшие   поговорками: «Молчание – золото», и: «Краткость – сестра таланта», – верны не вообще, но  только как способ не говорить то, что не нужно. «Если законодательство будет заниматься только исключениями, игнорируя общее правило, то суть останется недоступной. И напротив, если увлечься общим правилом, не замечая, что в жизни были, есть, будут и должны быть исключения, то это идеализм. Не случайно родилась формула: исключение подтверждает правило. (Другое дело, что иногда исключения (их количество или существо) «ломают» правило. По-видимому, в таких случаях следует констатировать «смерть» общего правила)» [Б. М. Гонгало «Идеи частного права: должное и сущее» // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. К 80-летию С. С. Алексеева. М., 2004. с. 91.].
Честный человек всегда готов повторить слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Обычный человек на это не способен, понимая, что можно и не знать, но надо знать и лучше знать. Так как середины здесь нет, то он «переворачивает»  слова Сократа и говорит: «Я всё знаю!» И не столько потому, что это так, сколько для того, чтобы действительно противопоставить себя другому. Инстинктивно понимая, что хорошее (дело) лёгким не бывает, человек  выбирает «упрямство». Следуя этим путём, преодолевая  тьму,   мечтает о небе,  стремится к  знанию и свету. 

Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений Седьмой междунар. науч. конф. (20 октября 2015 г.)/отв за вып. д-р филос. наук П.В. Векленко. – Омск: Омская  академия МВД России, 2015 г. – 140 с. с. 54-56.


Рецензии