Белеет парус одинокой. Михаил Лермонтов. Комментар

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?



Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит;

Увы! - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!



Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Парус - это человек, вступивший на духовный путь служения не своим чувствам, а
служения Богу. Море – это море жизни. Писания сравнивают этот мир с океаном
страданий, с океаном майи, иллюзии, в котором душа – это бедный пловец,
борющийся со стихией и тонущий в неравной борьбе. Чтобы победить в этой
неравной борьбе душа, человек, должен вручить себя Богу, полностью подчинившись
Ему, как ребёнок подчиняется родителю, и родитель берет его под свою защиту.

Для материалистов, неверующих, краем родным является этот мир, а царство Бога
является какой-то сказкой, сказочной далёкой страной, далёким краем. Но для
преданного слуги Бога – наоборот, он стремится в родной край, в край служения
Богу, в край чистой духовной жизни.

Действительно, чтобы достичь духовной жизни в согласии с нашим Отцом, Богом, необходимо бросить «край родной» (для материалистов), нужно отказаться от стремления к личному наслаждению, а все свои наслаждения искать в служении Богу. Бог не отнимает у людей счастье, наоборот, Он даёт его, если человек начинает жить по заповедям Бога. Насущные потребности в удовлетворении чувств, еду, сон, половую жизнь, оборону, Бог не отнимает, но Он их регулирует правилами и предписаниями. Без правил и предписаний человек превращается в двуногое животное, недаром есть пословица, что самое страшное животное – это человек.

Когда человек вступает на духовный путь, майя, иллюзорная материальная энергия Бога, начинает устраивать ему испытания, появляются различные трудности. Путь к Богу связан с аскезой, преодолением внешних трудностей и, главное, внутренних
трудностей, с преодолением самого себя, своей греховной натуры. Человек,
вступивший на путь служения Богу, уже не ищет мирского счастья, и он больше не
считает счастьем мирские удовольствия. Он стремится к духовному счастью,
связанному с услужением Богу. Человек, преданный Богу, отринул себя, все свои
личные интересы, но взамен он получил Бога и общение с ним. Это счастье
неизмеримо большее, чем любые мирские наслаждения.

Когда человек обретает духовное сознание, духовное знание, он уже не может равнодушно смотреть на страдания своих ближних. Он понимает, что причина страданий людей - в отсутствии у них духовного знания о Боге и Его законах. Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. И, поэтому, он стремится изо всех сил донести до людей это знание, он полон сострадания к ним. Поэтому он вступает в борьбу, в войну с невежеством, глаголом жгёт сердца людей, чтобы пробудить их ото сна невежества, помочь им устранить причину их страданий.

И Бог берёт Своего преданного слугу под Свою защиту, как говорится: «Ангелы на
руках своих понесут тебя, и не преткнёшься о камень ногою своею.»

Слуга Бога не боится никаких трудностей, потому что знает, что находится под защитой Бога, знает, что он – душа, а не тело, что он – вечная частичка Бога. И он знает, что душа, преданная Богу, никогда не погибнет, что бы ни случилось с
временным телом.

"То, что ночь для материалистов – день для человека в духовном сознании, а когда для подчинившего свои чувства мудреца наступает день, для мирских людей наступает
ночь",- говорится в Бхагавад Гите (2.69.) Для мирских людей жизнь в борьбе за
счастье всех существ (и конечно же людей) является бурей, но наша душа может
обрести счастье и покой только в служении Богу. Поэтому Лермонтов, будучи
воином по своему призванию, вступает в духовную борьбу с этой бурей, в борьбу
против зла, невежества, и тех, кто навязывает это невежество людям, в этой
борьбе он действительно находит покой, высшее удовлетворение душе, когда она
служит Богу.


Рецензии