9. Независимость аналитика
Изображение сгенерировано по авторскому описанию приложением Kandinsky 2.1 ПАО Сбербанк.
Мне никогда не нравилось словосочетание «независимая аналитика». Если не все, то основная масса аналитических исследований, готовится, во-первых, по заказу заинтересованных лиц и учреждений, будь то компании, государственные органы или должностные лица.
Во-вторых, аналитики, как правило, работают в структурах, созданных или аффилированных с конкретными государственными органами, компаниями и учреждениями. Как правило, такая связь при желании достаточно легко прослеживается. Естественно, любая работа, выполненная на заказ, априори не может быть «независимой», уже потому, что должна содержать выводы в интересах заказчика.
В-третьих, за аналитическую деятельность платят, будь то разовый гонорар или ежемесячный должностной оклад с прибавками. А там, где включаются товарно-рыночные отношения, любая «независимость» весьма условна.
При этом я всегда исходил из того, что аналитика должна быть максимально объективной, опираться на анализ источников и правдивую информацию. При этом, базируясь на одинаковых фактах и оценках, аналитические выводы могут быть разными, потому как разнятся интересы лиц и организаций, заказавших тот или иной проект.
В моей практике был такой курьёзный случай.
Бум создания в Казахстане различных аналитических структур пришёлся на рубеж веков, особенно, в самом начале 2000-х годов. Каждый «перспективный» руководитель считал делом чести иметь под собой какой-то центр или какую-то группу аналитиков. Подготовленные ими работы тащили наверх как можно дальше. Даже в администрации президента одно время за каждым из соперничающих между собой руководителей числился хотя бы один штатный центр. Потом стали формировать подконтрольные аналитические структуры при вузах и так называемые «независимые центры», где только можно.
Этот процесс, в целом, отражал ту значимость, которую стали придавать аналитике в руководстве страной. В этом не было ничего плохого. Пусть численно, но контингент людей, худо-бедно занимающихся профессиональной аналитикой, резко вырос.
Как-то в нашем центре был подготовлен доклад по текущей важной проблематике. Он ушёл наверх руководителю администрации президента. Через какое-то время, месяца два или три, от руководства поступает солидный материал, подготовленный одним «независимым» центром, и к нему прилагается резолюция: «Для работы» с припиской «Вот как надо готовить аналитические доклады!».
По долгу службы я стал внимательно изучать поступивший документ. Уже с первых страниц ловил себя на ощущениях, что я где-то видел уже такие слова, целые предложения и цельные мысли.
А потом и вовсе стал угадывать собственноручно написанные абзацы и слегка переиначенные выводы того самого доклада, который был представлен руководству два-три месяца назад.
Смеялись мы над этим всем нашим аналитическим центром. Благо, выводы и нашего, и поступившего извне «супер-доклада» практически слово в слово совпадали. Поэтому наш, не лишённый чувства искромётного юмора, начальник резюмировал так:
- Ну что ж! Наши выводы подтверждены «независимыми» экспертами.
Поэтому «независимая аналитика» остаётся независимой лишь формально и условно. Это относится и к отдельным авторам, и к мощным «мозговым центрам», где бы они не создавались и работают.
Итак, резюмируем основные выводы, которые были изложены в предыдущей и начале этой главы, важные для аналитика, исследующего социально-политические и иные процессы.
*** Любая аналитическая работа, выполненная на заказ, априори не может быть «независимой», уже потому, что должна содержать выводы в интересах заказчика.
*** Отношения между различными субъектами политических, общественных, социальных, экономических, межгосударственных отношений сродни тому, что происходит между отдельными людьми.
*** Войны, конфликты и революции имели под собою всего лишь одну подлинную первопричину – личную неприязнь между правителями и общественную к правителям. На это накладывались другие факторы материального, финансового, экономического, территориального и прочего порядка. И так будет впредь.
*** Крах перестройки был обусловлен тем, что её инициаторы предлагали бесконечные перемены, а людям нужен, прежде всего, положительный результат, который они бы реально чувствовали в своей повседневной жизни.
В 1991 году распался даже НЕ Советский Союз, распалась бездарная политика почти непродуманных и хаотических реформ. И эта не проработанная досконально политика, так или иначе, растеклась по всем 15-ти осколкам бывшей большой страны. Как говорили тогда, вместо одного рухнувшего союза, на карте появилось полтора десятка постсоветских мини-клонов.
Где-то были конфликты и войны, где-то трезвый расчёт иногда брал вверх над безответственностью. Но результат оказался общим: спустя 30 лет после драматических событий 1991 года, все пятнадцать постсоветских стран оказались независимыми лишь условно. К тому же некоторые из них перешли под крылышко другого союза.
Свой выбор остаться в Казахстане, на родной мне земле, я сделал принципиально. После комсомола несколько месяцев поработал в учебной части Карагандинского университета.
Тогда я обратился за советом к Калиахмету Сенбековичу Бимахимову, которого считал и считаю одним из своих самых фундаментальных учителей. Когда я был студентом, он работал заместителем декана исторического факультета. Позднее был председателем профсоюзного комитета преподавателей и сотрудников, проректором КарГУ. Он мне посоветовал работать в исполнительных органах власти.
- Ты хороший аналитик, а сейчас они будут особенно нужны, -сказал мой Учитель.
Поэтому, когда мне в июле 1992 года предложили должность специалиста в Карагандинском городском Комитете по делам молодёжи, особо не раздумывая, я согласился.
С Калиахметом Сенбековичем Бимахимовым судьба нас пересекала много раз, особенно, когда он и его семья переехали в Астану. Здесь он создавал новое частное учебное заведение – колледж Университета имени Д.А.Кунаева, был его директором. В первом педагогическом составе этого колледжа работала учителем истории моя супруга Наталья, тоже ученица Бимахимова. Он был одним из учредителей Демократической партии «Ак-Жол», возглавлял её столичный филиал.
К сожалению, Калиахмет Сенбекович слишком рано покинул этот мир, но он оставил о себе самые лучшие воспоминания у его студентов, учеников и коллег. Его наставничество оказало и большое влияние лично на меня.
Комитет по делам молодежи при главе администрации (а в последствие при акиме) города создавался с нуля.
Его председателем был мой коллега по комсомольской службе, работавший ранее комиссаром Карагандинского областного штаба студенческих строительных отрядов, Владимир Гоменюк. Сработались мы сразу, подтянули рассыпавшийся молодёжный актив Караганды, сформировали новую, по сути, управленческую структуру.
В 1994 году меня перевели в штат аппарата главы администрации города Караганды – в отдел внутренней политики. Организация и проведение выборов и референдума в местных округах, налаживание информационно-политической работы среди горожан, решение сложных социальных проблем, взаимодействие с городскими организациями разных политических партий, профсоюзов, национально-культурных объединений и много другое, — всё это было хорошей школой практической работы.
В это время мне посчастливилось работать под руководством первого акима города Караганды Уразалинова Шаймердена Абильмажиновича. Он возглавлял мой родной город более десяти лет, в самое сложное время 1987 - 1997 годов, был настоящим хозяйственником, начинавшим каждый свой рабочий день с объезда городских объектов, и завершавших ежедневную службу также личной инспекцией районов города. Причём руководители районов, предприятий и учреждений никогда не знали, каким маршрутом проследует аким города.
Помню, что предметом его особой гордости был тот факт, что в трудные 90-е годы Караганда была единственным городом Казахстана, в котором ни на день не останавливалось жилищное строительство.
Кстати, именно для Шаймердена Абильмажиновича я подготовил свой первый полноценный проект почти 50-минутного публичного выступления руководителя города. Это было в феврале 1994 года и приурочено к торжественному заседанию городского актива по случаю 60-летия основания Караганды. Он лично поблагодарил меня за хорошо подготовленный материал.
Позднее Шаймерден Абильмажинович избирался депутатом второго и третьего созыва мажилиса парламента Казахстана, был заместителем руководителя фракции партии «Отан», секретарём комитета мажилиса по региональному развитию. В Астане мы много раз встречались с ним по работе. Он был принципиальным политиком, патриотом, честным человеком с очень чутким чувством общественной справедливости, неизменным стремлением к наведению порядка. Наверное, поэтому он плохо умел работать лишь локтями для того, чтобы быть по ближе к президенту и, в конце концов, его просто на просто «ушли».
Шаймерден Абильмажинович лично меня напутствовал на учёбу в Национальной высшей школе государственного управления при президенте Республики, куда я поступил в 1996 году. Это произошло на расширенном совещании у акима города в присутствии всего городского начальства.
Городской аким особо отметил, что я выдержал все конкурсные экзамены, и пожелал мне успехов в учёбе и дальнейшей государственной службе.
Ну а мой личный тренинг конструирования ситуаций и поиска решений в вымышленном мире тоже продолжался.
Соседняя с Кашландией независимая Кролятская народная республика тоже вступала на путь перемен. В отличие от бывшей метрополии она оставалась в большей степени демократией, хотя почти 12 лет там правила леворадикальная коалиция во главе с премьер-министром Эллином Халтингринсоном. При этом там регулярно проводились парламентские и местные выборы.
Весной 1989 года на очередных выборах в Народное собрание страны самая крупная правящая партия Революционное демократическое движение народа Кролятии (РДДНК) внезапно уступает своему сопернику - Революционному демократическому движению (РДД). Напомню, что до раскола 1978 года обе партии составляли единое целое, поэтому их названия почти совпадали, подчеркивая тот факт, что обе они вышли из массовой антидиктаторской коалиции.
Лидер РДД Автьен Рамзес становится премьер-министром Кролятии и формирует правительство. К новой коалиции присоединяются обе социал-демократические партии, которые вновь сливаются в одну организацию – Объединенную партию социал-демократов. Часть функционеров из проигравшей партии РДДНК также переходят в стан победителей. В новое правительство входят представители недавно возникшей Народной партии.
К разработке и проведению экономических реформ привлекаются экономисты во главе с Натаниэлем Цаги, который становится первым вице-премьером правительства.
Проводится приватизация, государство освобождается от излишних функций по контролю за экономикой, осуществляется широкое привлечение иностранных инвестиций.
Кролятия восстанавливает торгово-экономические отношения с Кашландией, расширяет сотрудничество с другими соседними странами. За два года правительство Рамзеса добивается резкого экономического подъёма и пользуется всё более широкой поддержкой избирателей.
Весной 1991 году Автьен Рамзес предлагает провести приватизацию средств массовой информации, что вызывает сильное сопротивление со стороны оппозиции – партии РДДНК и коммунистов. В Народном собрании представленный правительством законопроект проваливается при голосовании, против него голосуют даже часть сторонников главы правительства.
Премьер-министр обращается к президенту Бену Ирихьяну с предложением распустить парламент и назначить новые выборы в Народное собрание. Глава государства был представителем оппозиционной партии РДДНК, и по совету её руководства, надеющегося вернуться к власти, соглашается с таким шагом.
Автьен Рамзес сразу же проводит реорганизацию своей политической партии, преобразуя её накануне выборов в Национально-демократическую партию (НДП).
Кролятские избиратели опасаются реставрации леворадикального режима РДДНК и Компартии, выступают за продолжение реформ, но, самое главное, они чувствуют произошедшие перемены.
На всеобщих выборах НДП побеждает и обретает более половины мандатов в 631-местном Народном собрании, а вместе с партнёрами по коалиции, СДП и НП, получает две трети парламентских мест. Бывший премьер Халтингринсон, потерпев фиаско, объявляет об уходе с поста лидера главной оппозиционной партии РДДНК.
Практически сразу же после начала работы нового созыва Народного собрания, Автьен Рамзес решает провести основательную реформу конституции республики. Он предлагает усилить полномочия президента и избирать его на всеобщих выборах сроком на 4 года. До этого все главы государства избирались Народным собранием. Теперь же президент получает широкие полномочия – назначает премьер-министра и правительство, осуществляет внешнюю политику, становится верховным главнокомандующим национальными вооруженными силами.
Проект поправок в конституцию принимается абсолютным большинством депутатов Народного собрания, которое назначает первые всеобщие президентские выборы на начало сентября 1991 года. Кандидатом правящей коалиции становится Автьен Рамзес, его соперниками - лидеры РДДНК и Компартии.
Буквально за три дня до проведения голосования совершается неожиданное покушение на вице-премьера Натаниэля Цаги. В него стреляют в момент входа в здание правительства, он тяжело ранен. Преступник задержан. Автьен Рамзес считает это попыткой сорвать выборы и остановить реформы.
Однако голосование проводится в назначенный день. 65,4% избирателей отдают свои голоса за Автьена Рамзеса. Он становится первым избранным народом президентом Кролятии.
Следствие по делу о покушении на вице-премьера Натаниэля Цаги устанавливает связь покушавшегося с бывшим премьер-министром Эллином Халтингринсоном. Его осудят и приговорят к 15-летнему тюремному заключению, припомнив и руководство покушением на основателя Кролятской народной республики президента Кролеса Бермудеса в 1977 году. Партия РДДНК исключит его из своих рядов как преступника, положив конец политической карьере бывшего премьер-министра.
В ходе своей предвыборной кампании Автьен Рамзес говорил, что в случае избрания президентом он назначит главой правительства Натаниэля Цаги, популярного в стране политика-реформатора. Однако Цаги оказался между жизнью и смертью, и всё-таки очень медленно шёл на поправку.
Премьер-министром был назначен Антуан Рабитта, проработавший в этой должности почти год. Затем президент Рамзес все же выполнил своё обещание и назначил главой кабинета министров выздоровевшего Натаниэля Цаги. В стране продолжились реформы.
Дважды проигравшая выборы партия РДДНК сделала выводы из случившегося. Она приняла решение об изменении своего названия, став Народной социалистической партией.
В Кролятии фактически сложилась двухсполовинная система партийно-политического соперничества между национал-демократами и народными социалистами.
Судьба отвела слишком короткий срок правлению президента Автьена Рамзеса. Он умер внезапно от сердечного приступа.
На выборах осенью 1993 года главой государства был избран, сразу же в первом туре, Натаниэль Цаги. Также триумфально он был переизбран президентом и на выборах 1997 года. С его именем в истории страны связывают полноценное завершение 12-летней «эпохи реформ Рамзеса - Цаги», сделавшей страну развитой и динамичной экономикой, с довольно устойчивым и относительно стабильным внутриполитическим процессом.
В эту эпоху полностью нормализуются отношения Кашландии и Кролятии. Страны подтверждают приверженность Трокскому договору 1994 года о государственной границе между ними, проводят её демаркацию. Подписываются соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Возобновляются контакты на всех уровнях. В 1993 году президенты Кашландии Василио ди Магариту и Кролятии Автьен Рамзес обмениваются официальными визитами друг к другу.
Народы быстро преодолевают взаимную неприязнь, строят будущее, не забывая о сложных страницах своей совместной истории.
Тем не менее, они смотрят не в прошлое, а вперёд, сполна используя огромный потенциал равноправного и добрососедского сотрудничества на благо новых поколений кашландцев и кролятцев.
Ну а мне, после четырёх лет государственной службы в Караганде, предстояла годичная учёба в Национальной высшей школе государственного управления в Алматы, куда я и отправился в самом конце августа 1996 года.
Свидетельство о публикации №223052901182