Идут белые снеги... Евтушенко
Идут белые снеги, как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали,
словно белые снеги, идут в небо с земли.
Идут белые снеги... И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду.
я не верую в чудо, я не снег, не звезда,
и я больше не буду никогда, никогда.
И я думаю, грешный, ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной больше жизни любил?
А любил я Россию всею кровью, хребтом –
ее реки в разливе и когда подо льдом,
дух ее пятистенок, дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку и ее стариков.
Если было несладко, я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно, для России я жил.
И надеждою маюсь, (полный тайных тревог)
что хоть малую малость я России помог.
Пусть она позабудет, про меня без труда,
только пусть она будет, навсегда, навсегда.
Идут белые снеги, как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке и как после меня,
Идут снеги большие, аж до боли светлы,
и мои, и чужие заметая следы.
Быть бессмертным не в силе, но надежда моя:
если будет Россия, значит, буду и я.
Идут белые снеги, как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали,
словно белые снеги, идут в небо с земли.
Душа приходит в этот мир и уходит в положенный срок по воле Всевышнего Господа. Душа каждого изначально чиста, как снежинка, каждая снежинка неповторимая, неповторимая индивидуальность. Наша душа – это и есть мы, это и есть наша личность.
Идут белые снеги... И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду.
я не верую в чудо, я не снег, не звезда,
и я больше не буду никогда, никогда.
Да, в этом теле эта душа уже не будет. В материальном мире есть прошлое, настоящее и будущее. То, что прошло, уже не вернуть, это тело уже не вернуть. Но сама душа – она вечная и неуничтожимая, она вне времени и пространства, для души нет прошлого, настоящего и будущего, она вечно существует. Но, в данный момент, душа погружена в сон, и в этом сне она живёт и действует в многосерийном фильме, и каждая серия – это воплощение этой души в определённом теле. Подобно тому, как
в одной жизни одна и та же душа может быть и личинкой, и гусенницей и бабочкой,
т.е. может менять тело, так и мы переселяемся из тела ребёнка в тело юноши, взрослого и потом в тело старика, также и душа переселяется в другое тело, оставив старое и бесполезное, подобно старой одежде. Когда одежда изнашивается,
мы снимаем старую и одеваем новую одежду. Это пример из Бхагавад Гиты (2.13.), где Сам Бог описывает переселение души.
И я думаю, грешный, ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной больше жизни любил?
А любил я Россию всею кровью, хребтом –
ее реки в разливе и когда подо льдом,
Душа по своей природе стремится любить и служить, и, через служение и любовь, быть счастливой. Изначальное предназначение души - любить Бога и служить Богу. А любовь к Богу подразумевает любовь ко всему творению Бога и ко всем живым существам, потому что все живые существа – Его дети и наши братья в семье Бога. Попадая под власть гун невежества и страсти, душа в этом материальном мире забывает о своём истинном предназначении и стремится служить своей собственной похоти, каме, желанию наслаждения чувств. Но эта кама, желание собственного наслаждения, когда человек начинает подниматься постепенно в гуну благости из невежества и страсти, она начинает распространяться на ближних для этого человека. Он может пожертвовать своими наслаждениями ради наслаждения своих близких людей или тех, кого он любит. Это ещё не духовная любовь, но мирская любовь, кама, с примесью гуны благости.
дух ее пятистенок, дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку и ее стариков.
Человек любит своих ближних, соотечественников, сограждан, просто любит людей. Это называется патриотизм, национализм, гуманизм. Но это ещё не чистая духовная любовь. Чистая духовная любовь находится в чистой гуне благости без всякой примеси страсти и невежества. В такой любви человек любит всех, даже маленького жучка. Во всех любит чистые духовные души. В Бхагавад Гите (5.18) говорится, что человек в чистом духовном сознании одними глазами смотрит на брахмана, слона, корову, собаку и собакоеда, человека из касты неприкасаемых. Он во всех видит частицу Бога, чистую душу.
Если было несладко, я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно, для России я жил.
И надеждою маюсь, (полный тайных тревог)
что хоть малую малость я России помог.
На самом деле, все мы ищем Бога, просто не знаем об этом. Все мы хотим счастья, но мы не знаем, где его искать, истинное счастье. Когда человек понимает, что,
оставляя счастье другим, он сам чувствует себя гораздо счастливее, чем если бы пытался наслаждаться в одиночку, то это значит, что его духовное сознание пробуждается и его разум очищается от невежества и страсти, его разум переходит под влияние качества благости, саттва гуны.
Пусть она позабудет, про меня без труда,
только пусть она будет, навсегда, навсегда.
Истинное духовное настроение – это когда человек служит бескорыстно, без привязанности к результату, просто выполняет свой долг перед Богом, потому что
любит Его. В данном случае, для автора, Богом является Россия, Родина.
Идут белые снеги, как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке и как после меня,
Идут снеги большие, аж до боли светлы,
и мои, и чужие заметая следы.
Белые снеги – это чистые бескорыстные желания человека, он хочет счастья другим, он не думает о себе, о собственных удовольствиях. Он желает счастья своим ближним, своей стране, своей Родине. И Пушкин, и Стенька не жили для себя, они жили для других, для своих братьев, для своих ближних. Он, автор, подобен им, он тоже полон желания служить своей стране и своим ближним. Снеги светлы до боли, автор страдает, что его любимые сограждане так и не достигли счастья, что всё ещё есть страдания и боль людей. Его сострадание, любовь чисты, как белые снеги, снега. Время идёт, одни люди приходят и уходят, приходят одни герои и уходят, и на смену им приходят новые герои. А мир как был несовершенным, полным страданий, так и остаётся. Время заметает следы.
Быть бессмертным не в силе, но надежда моя:
если будет Россия, значит, буду и я.
Каждый, кто родился умрёт, а умерший родится вновь, - так говорит Бог в Бхагавад Гите (2.27.). Кришна говорит: «Идущий по пути к Богу не знает потерь. Даже небольшое продвижение на этом пути защитит от величайшей опасности.» (2.41.) «Смело заяви всему миру, что Мой преданный слуга (бхакта) никогда не погибнет.»
(9.31.) Даже, если человек не достиг высшего совершенства в познании Бога, но вступил на этот путь, то он обязательно в следующей жизни получит возможность продолжать духовное развитие, чтобы в конце концов достичь высшего духовного совершенства. (6.37-45.) «Тем, кто постоянно с любовью и преданностью служит Мне, Я даю разум, с помощью которого они приходят ко Мне.» (10.10.)
Если человек является истинным патриотом своей Родины и своей страны, если он любит своих сограждан так, что готов пожертвовать всем для них, это значит, что человек развил духовные качества, что развил любовь, любовь к своим ближним. Правда пока его любовь распространяется не на весь мир, а на свою страну, не на всех людей, а на своих сограждан россиян. Служение своей стране и согражданам – это тоже косвенное служение Богу, но без истинного духовного знания стремление нашей души служить Богу превращается в стремление служить своей стране. Стремление служить своей стране тоже может быть в разных гунах, например, Гитлер тоже служил своей стране, превращая в рабов граждан других стран. Это служение в гуне невежества.
Если человек искренне хочет добра всем людям, хочет служить своей стране, но уважает и других людей, им тоже желает добра, значит его сознание под влиянием благости, саттва гуны. И такому человеку Бог обязательно даст возможность прийти к Нему и обрести духовное знание. Если человек стремится к благости, стремиться сделать счастливыми других, «если будет Россия», если он будет стремиться приносить другим счастье, то он «будет жить», «он будет», он не погибнет духовно, не будет духовно деградировать, а будет духовно прогрессировать в следующей жизни, будет идти по пути к Богу.
Конечно, автор ещё не свободен от телесной концепции жизни, которая заставляет человека отождествлять себя со своим телом, со своей нацией, страной, со своими родственниками и не даёт истинного понимания цели религии. Телесная концепция заставляет делить людей на своих и чужих по национальности, принадлежности к стране, к религии и т.д.
В Шримад Бхагаватам (10.84.13) есть стих: «Тот, кто отождествляет себя со своим телом, сотворённым из трёх дош (слизи, желчи и воздуха), кто считает побочные продукты тела своими родственниками, кто поклоняется Земле, на которой родился, и кто путешествует в святые места паломничества лишь для того, чтобы совершить там
омовение, а не для того, чтобы встретить там людей, обладающих духовным
знанием, должен считаться подобным ослу или корове.»
Но, в любом случае, отказ от личной выгоды ради служения высшей цели, даже, если человек не знает, что высшая цель – это Бог, - это всё равно шаг навстречу Богу, косвенное служение Богу, не напрямую, а через служение своей нации и своей стране. Б.Г. (12.8-12.) Поэтому такой человек обязательно «будет жить», будет продолжать идти к Богу, и Бог ему даст духовное понимание Б.Г.(10.10.), и, в конце концов, он достигнет высшей цели.
Свидетельство о публикации №223052901268